День памяти 23 сентября.
Абсолютно аполитичный. В 20-е создал артель, брал подряды, строил дома.
Семён Яковлевич в 33-м году был избран старостой храма, в котором служил отец Петр Юрков. А в 37-м их обоих арестовали.
Из протокола допроса Семена Яковлевича:
– Следствие располагает материалами, что вы выступали против советской власти, заявляя, что этой власти осталось недолго существовать. Требуем от вас правдивых показаний по данному вопросу.
– Категорически это отрицаю, так как я против советской власти никогда не выступал и виновным себя в этом не признаю.
Его расстреляли в Бутово вместе с отцом Петром 23 сентября 1937 года.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/862/1295874372.pdf
День памяти 23 сентября.
В крещении Петр. Выходец из беднейшей многодетной семьи, получивший образование и окончивший Духовную семинарию стараниями приходского батюшки, отец Петр не считал полученное им образование достаточным и всю жизнь занимался самообразованием. Он собрал дома большую библиотеку. Он знал все религиозно-философские течения того времени. Отец Петр хорошо был осведомлен и о том, что происходит в России и в остальном мире. У него были обширные познания в области медицины. Он никогда не обращался к помощи врачей и своих шестерых детей лечил сам, за исключением случаев чрезвычайных, когда требовалось хирургическое вмешательство. К нему за медицинской помощью обращались крестьяне всех окрестных селений. Прихожане уважали его и любили.
В 1918 его матушка умерла от тифа.
В 24-м отца Петра арестовали. "У вас большая семья, вам будет очень трудно в новых условиях, – говорили ему, – снимите сан. Вы человек высокообразованный, нам такие люди нужны... Единственной помехой... является ваш сан. Снимите его – и вы все получите." "Того, чего вы от меня добиваетесь, – этого вы никогда не добьетесь," - отвечал священник.
В 26-м он принял монашество. Хиротония во епископа состоялась в августе того же года.
В 30-х одного за другим владыка потерял троих сыновей: туберкулез.
Еще одного сына - священника Николая - отправили в лагерь.
Вновь арестовали отца Уара в 35-м: народ не дал снять колокола с храма, крайним оказалось священство. На суде владыка Уар сказал: "Виновным в предъявленном мне обвинении не признаю." 8 лет тюрьмы. В 38-м в лагере епископа поместили в барак, где были собраны одни уголовники. 23 сентября 1938 года они убили владыку.
«Не плачьте и не переживайте, – говорил владыка Уар на прощание своим детям. – Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное – прожить жизнь достойно».
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/864/1285007407.pdf
День памяти 23 сентября.
Послушник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. После 20-го подвизался в Донском монастыре. В 37-м арестован. При обыске у него были найдены две книги, заинтересовавшие следователя.
– Для какой цели вы использовали эти книги?
– Обе эти книги я взял еще до революции в 1912 году в Троице-Сергиевой
Лавре... Книга «Первые дни христианства» сочинения Ф.В.Фаррара является и до сих пор моей настольной книгой, отдельные положения из которой я использую для проповедей в церкви. Вторую книгу «Великое в малом» я храню у себя для коллекции, она издавалась при участии известного архиепископа Вологодского Никона (Рождественского). Используя в беседах с гражданами некоторые положения из указанной книги, я по вопросу о гонении на веру православную ничего не говорил, кроме только того, что я заявлял: гонение на веру Христову было, есть и будет; не удивляйтесь этому...
– Вы выдавали себя среди населения поселка Химки за «святого, целителя недугов». Дайте по существу этого показания.
– За святого себя не выдавал, а отвечал на просьбы чтением молитв по желанию, другого по этому вопросу ничего не могу сказать... Никогда никакой агитации против советской власти не проводил и себя виновным в этом не могу признать.
Тройка НКВД приговорила отца Гавриила к расстрелу.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/866/1295383401.pdf
День памяти 23 сентября.
Сан священника принял в возрасте 50 лет, в годы гонений на Церковь.
Первый арест произошел в 29-м. 5 лет ссылки.
Второй арест - в 35-м. Не дал снять колокола с храма. 10 лет лагерей.
Третий арест - в 36-м, прямо в лагере. Формулировка "отказ от работ" означала, что отец Глеб отказался доносить на своих собратиев. На этот раз священника расстреляли.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-gleb-apuhtin
День памяти 23 сентября.
В 1918 в обитель нагрянули каратели: "изъять излишки хлеба", а попросту - грабить. Монахам указали на выход; однако несколько человек, в том числе отец Мелетий, остались в монастыре. Увезли каратели 400 пудов хлеба. Обитель была разорена.
Через год непокорные монахи, продолжавшие жить в искалеченном монастыре, были арестованы: отец Мелетий, игумен Амвросий (Морозов) и еще четыре брата. Им припомнили события годовалой давности и разграбленный хлеб, изложив события в таком свете: монахи сокрыли от властей 500 пудов хлеба. Концлагерь.
1929. Обвинение при аресте «незаконные операции с валютой, сокрытие церковных ценностей» было настолько нелепо, что к суду отец Мелетий так и не был привлечен.
1932. Дело возобновили, но до суда довести не смогли.
Власти расправились с отцом Мелетием только в 37-м, когда монахи, священнослужители и верующие миряне расстреливались в потрясающих воображение количествах на основании приказа НКВД N 00447.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-meletij-fedjunev
День памяти 23 сентября.
Аресты, суды, ссылки, лагеря... Всего этого было немало в жизни священника.
В августе 1937 года на волне «большого террора» на отца Евгения в лагере было заведено новое уголовное дело. Основанием послужил донос: «систематически проводит среди заключенных антисоветскую агитацию…; распространяет клеветнические слухи о режиме и порядках на строительстве; является отказчиком от работ и призывает заключенных к организованным отказам». К тому же священномученик Евгений проходил, как обвиняемый, по групповому делу «священника Глеба Апухтина, Петра Григорьева и др.», обвиняемых в создании подпольной группы антисоветской направленности. Виновным себя иерей Евгений Попов не признал.
Приговор помимо прочего содержал формулировку: "выражал соболезнование по поводу расстрела врагов народа". Отца Евгения расстреляли.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-evgenij-popov
День памяти 23 сентября.
В 1932 г. отец Петр был осужден тройкой ОГПУ по Центрально-Черноземной области в качестве руководителя церковно-монархической контрреволюционной организации. Приговор: 10 лет концлагерей. По данному делу участников контрреволюционной организации проходило 36 человек. Отец Петр обвинялся также в широких связях с контрреволюционным духовенством и монашеством.
Бамлаг. Из материалов личного дела : "Держать в строгой изоляции, вербовке не подлежит." Несмотря на запреты, в лагере батюшка общался с другими ссыльными священниками и мирянами, наставлял, находил возможность причащать и совершать водосвятие, служил Пасху.
1937. Перевод в Волголаг. Из характеристики: "Проявил себя только с отрицательной стороны... в быту ведет себя плохо, лагрежим не соблюдает, в культмассовой работе не участвует." На священника завели новое дело, опять групповое. Из обвинения: "Во время пребывания в Волголаге являлся руководителем контрреволюционной церковно-монархической организации... нелегально организовывал коллективное чтение молитв, для этой цели соблюдал религиозные обряды, как-то: причастие, исповедование и т.д.".
Отца Петра расстреляли.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-petr-grigorev
День памяти 23 сентября.
Всероссийская благотворительница. Посещения заключенных и помощь им стали ее подвигом и служением Христу. По выражению многих святителей, стяжавших впоследствии мученический венец, она стала для них новым Филаретом Милостивым. В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. Всю свою жизнь она посвятила сбору и доставлению материальной помощи осужденному духовенству и иным в узах страждущим. Её арестовывали, ссылали, но она продолжала свой подвиг с непоколебимой решимостью. На одном из допросов Татиана сказала, что помогала всем заключенным, вовсе не интересуясь, церковные это люди или нет, и даже по политическим ли они осуждены статьям или по уголовным, для нее было важно только то, что они нуждались и не имели того, кто бы им помогал.
Епископ Иоанн (Пашин) писал ей из лагеря: «Родная, дорогая Татьяна Николаевна! ... Вы – слабенькая, бедненькая – с Божьей помощью, как солнышко, своей добротой согреваете обездоленных и помогаете, как можете..."
Чем больше она помогала, тем больше ненавидели её власти. Они расправились с Татианой в 37-м, во время массовых гонений. Обвинения были абсурдны (контрреволюционная агитация, вредительство и умерщвление больных в больнице, где она работала). Мученица виновной себя не признала. 23 сентября 1937 года её расстреляли в Бутово.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/852/1480100032.pdf
День памяти 23 сентября.
Священомученик Попов Иоанн Петрович родился 20 июня 1863 года в с.Бурдуково Вологодской губ., в семье диакона.
Отца Иоанна обвинили в том, что он «на протяжении ряда лет ведет к/р агитацию против меропр. партии и Сов. власти, колхозов, распространял провокационн. слухи пораженческ. хар. о войне и гибели Сов. власти, высказывал сожаления после расстрела врагов народа». Отец Иоанн был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. 23 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение.
Священомученик Иоанн канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г.
См. http://azbyka.ru/days/sv-ioann-popov-presviter
День памяти 23 сентября.
Арестован в селе Гам 31 июля 1937 года. Под следствием содержался в Ижемской тюрьме. Обвинялся в том, что «после опубликования новой конституции систематически вел среди колхозников антисоветскую агитацию, направленную против советской власти, искаженно истолковывал новую конституцию среди колхозников и единоличников, ждет войны и падения советской власти». Осужден 21 сентября 1937 года Тройкой при УНКВД Коми АССР по статье 58.10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ижме в период с 22 по 25 сентября 1937 года.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-palladij-popov