Священномученик Илларион (Громов), иеромонах.
День памяти 11 октября.
Первый раз арестован в 31-м. 3 года ссылки в Северный край. Вернувшись, выживал с помощью духовных детей. Служить ему запретили, но он служил на квартирах все тех же духовных детей, перебираясь от одних к другим. В 37-м его вновь арестовали. Протоколы с самооговором он подписывать отказался. Следователь не настаивал: в деле уже были 1. лжесвидетельства, 2. сведения о предыдущей судимости за контрреволюционную деятельность. В кровавом 37-м этого было более чем достаточно для расстрельного приговора.
11 октября 1937 года. Подмосковный полигон НКВД Бутово.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/956/1295642649.pdf
Преподобномученица Михаила (Иванова), схимонахиня.
День памяти 11 октября.
В схиму ее постриг духовный отец архимандрит Амвросий (Астахов). Было это уже в начале 30-х, когда монастырь закрыли и устроили на святом месте санаторий, а монахинь, оставшихся в обители в качестве посудомоек и уборщиц санатория, повыгоняли. Схимонахиня была строга к себе и благочестива, и среди верующих вскоре стала известна своей праведной жизнью. Под духовное руководство схимницы собирались те, кто принял решение отречься от мира ради Христа.
Прозорливица.
На ее квартире проводились богослужения и монашеские постриги. Вся жизнь ее была подвигом.
Матушку арестовали в 37-м. Из протокола допроса:
— Объясните цель посещения вас вашими почитателями.
— Ко мне приходили за советами, молитвами у кого, например, родственники в ссылке или больны. Они просили меня помолиться за них.
Лишне говорить о вынесенном приговоре.
Могила матушки — Бутовский полигон.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/957/1295777046.pdf
Мученица Анна (Лыкошина), мирянка.
День памяти 11 октября.
Анна Петровна была глубоко верующим человеком и постоянной прихожанкой храма преподобного Сергия Радонежского на Сергиевской улице в Санкт-Петербурге. В 20-е один из священников храма уговорил ее войти в состав приходского совета. В 24-м всех членов совета и священников храма арестовали.
Она не признала себя виновной в контрреволюционной деятельности.
Два года лагерей. Соловки. Анна Петровна смогла прожить только полсрока.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/958/1285009566.pdf
Преподобномученица Татиана (Чекмазова), послушница.
День памяти 11 октября.
Родилась в 1881 году. Посвятив свою жизнь Богу, она стала послушницей одного из монастырей. Безбожная власть, воздвигшая жестокое гонение на верных чад Православной Церкви, расстреляла послушницу Татиану 11 октября 1942 года. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года она была причислена к лику святых Новомучеников.
См. http://azbyka.ru/days/sv-tatiana-chekmazova
Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и Латвийский.
День памяти 12 октября.
На стезю иноческой жизни будущего подвижника Латвийской земли благословил великий молитвенник и чудотворец Русской земли св. праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий архиепископ так высоко ставил дело проповеди, что, еще будучи ректором Духовной семинарии, лично прослушивал проповеди воспитанников, давал советы, делал пояснения.
Владыку очень любил простой люд: чуткий пастырь, милосердный и сострадающий, он утешал не только словом, но и много материально помогал пасомым.
Первой кафедрой Владыки стала Пермская епархия. Он много потрудился там: Пермская кафедра была в раковой опухоли раскола. Затем была не менее тяжелая Латвийская кафедра. Необходимы были великое мужество и великое смирение, чтобы управлять Латвийской Православной Церковью, наделенной Патриархом Тихоном широкой автономией. Один Господь знает, какой ценой далось все это Владыке.
Быт его был очень скромен, если не сказать скуден. Многочисленные посетители запомнили его улыбающимся, простым и доступным в общении. Владыка очень любил детей, и дети любили его.
Как истинный монах, он очень любил одиночество. Молитва, труды в саду, столярные труды за любимым верстаком...
Владыку убили в 34-м...
Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Огнем жгли ноги, затем выстрелили из револьвера, затем сожгли заживо...
На похороны архиепископа Иоанна кафедральный собор не мог всех вместить. Множество народа стояло вдоль улиц, по которым должны были пронести останки священномученика. Память о святом хранилась в сердцах православных, и ничто, даже страх преследований, не могло изгладить ее.
Подробнее см. https://drevo-info.ru/articles/8217.html
|