Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский.
День памяти 25 октября.
До начала Великой Отечественной владыка претерпел несколько арестов и заключений. Но самые тяжелые испытания начались для него после 41-го года. Это называлось "вольная ссылка". Зима. Станция Челкар. Владыку выпихнули из вагона в нижнем белье и рваном ватнике. Никаких вещей, кроме удостоверения. Добрые люди помогли, одели. Думали, несчастный нищий старичок; он никому не сказал, кто он. Владыка просил милостыню, чтобы выжить. Через год стало понятно, что еще одну зиму ему не пережить. Очнулся в больнице. Его подобрал незнакомый татарин; позже он объяснял владыке: "Бог сказал, что мне надо помогать тебе, надо спасать твою жизнь... Бог сказал мне: «Возьми этого старика, его нужно спасти»." Этот татарин забрал владыку к себе после выписки. Только приехавшая спустя время духовная дочь владыки разъяснила всем, что добрый дедушка (так звали его все) - архиепископ.
В мае 45-го владыку освободили от ссылки. 26 октября 45-го года в день Иверской иконы Божией Матери, Которую владыка очень почитал, он прибыл в Алма-Ату управляющим епархии. Здесь он окончил свой земной путь. Владыка отошел в светлые Христовы обители 25 октября 1955 года в 16 часов 45 минут, когда в соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери, Которой владыка так любил сам возглашать: «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»
Подробнее см. https://drevo-info.ru/articles/2447.html
Священномученик Александр (Поздеевский), священник.
День памяти 25 октября.
Родился в 1868 г., служил священником в родном селе. После опубликования Декрета об отделении школы от Церкви о. Александр стал учить Закону Божьему в храме, снабжая детей своими учебниками. В 1930 г. его церковь закрыли. В одном из домов была устроена молельня, в которой иногда совершалось богослужение приходящими священниками. Посещение этого дома и участие в “подпольных контрреволюционных сборищах” было поставлено в вину о. Александру. В обвинении также утверждалось, что он “вел активную террористическую агитацию”. Шёл 1937. 10 лет концлагеря. Отец Александр смог прожить только три года.
См. https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-pozdeevskij
Исповедник Иоанн (Летников), мирянин.
День памяти 25 октября.
Иван Леонтьевич до революции был крупным лесопромышленником, после событий 17-го года передал свой лесопильный завод государству. В течение 25 лет он был старостой Троицкой церкви, священником которой служил будущий священномученик Иоанн Колобухов (см. день памяти 26 февраля).
После ареста отца Иоанна церковный совет собрался на заседание, по окончании которого некоторые члены церковного совета были арестованы. Среди них был Иван Леонтьевич. Никакой вины за собой он не признал. 3 года ссылки в Северный край. Оттуда он не вернулся.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/226/1293404581.pdf
Преподобномученик Лаврентий (Левченко), иеромонах.
День памяти 25 октября.
Невозможно не привести здесь историю семьи будущего мученика.
В семье было 4 детей: три старшие сестры и брат Стефан (в последствии преподобномученик Лаврентий). На рубеже XIX и XX веков в Шамординский монастырь ушла старшая сестра, через 4 года средняя, через 14 лет младшая, а еще через год мать пошла вслед за дочерьми, а отец вместе с 17-летним сыном - в Оптину Пустынь.
Положа руку на сердце, на этом хочется поставить точку: что может быть выше монашеского подвига этой благочестивой семьи? Но всё же расскажем о преподобномученике Лаврентии.
После закрытия монастырей вся семья монашествующих собралась вместе в домике под Козельском; к ним присоединились монахи из Оптиной, получилась небольшая обитель. Отец Лаврентий служил в разных храмах, везде был любим народом. В 35-м на него стали собирать материалы. При опросах свидетелей получалось следующее: "...мы, когда говорим с ним, и не евши сыты бываем от его слов." Дело не клеилось, оснований для ареста не было. Все изменилось после выхода приказа НКВД N 00447: теперь для ареста было достаточно того, что отец Лаврентий - иеромонах.
Из протокола допроса:
- В колхозе я бывал, но контрреволюционной агитации я не проводил – виновным себя не признаю... Без дела я по домам колхозников не ходил, если ходил, то по просьбе колхозников: были случаи, что по вечерам ходил служить «требы» в дома, где имеется необходимость.
Отца Лаврентия расстреляли.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1018/1298105425.pdf |