Священномученик Исмаил (Базилевский), священник.
День памяти 17 ноября.
Рукоположен во священника в возрасте 34 лет за два года до революции. Служил в нескольких храмах. Удивительно, но гонения 37-го года не коснулись священника. Возможно потому, что в это время он не служил: храм закрыли. Батюшку арестовали в 40-м. Обвинение: «антисемитизм, враждебно настроен к советской власти, среди своего окружения распространял контрреволюционную агитацию». 10 лет лагерей. Не прошло и года, как его арестовали в Карлаге: «систематически... среди заключенных высказывал контрреволюционные измышления клеветнического и пораженческого характера, восхвалял капиталистический строй». Как и в первый раз, отец Исмаил все обвинения категорически отверг. Он даже написал кассационную жалобу (до вступления приговора в законную силу), в которой подробно объяснил свою позицию и указал на несостоятельность обвинения. Облсуд подтвердил правильность приговора. Тогда отец Исмаил написал кассацию в Верховный Суд КССР. Суд оставил приговор без изменений: расстрелять.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-ismail-bazilevskij
Священномученик Николай (Виноградов), священник.
День памяти 17 ноября.
В декабре 1929 года отец Николай понял: власти хотят закрыть церковь. На престольный праздник – день памяти святителя Николая, он обратился к верующим с проповедью: «...настали тяжелые времена, без нашего согласия закрывают церкви». Прихожане решили бороться за свой храм. Дальнейшее развитие событий привело к аресту отца Николая. 3 года ссылки в Северный край. Батюшка не смог выжить в этом суровом крае.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1160/1295781177.pdf
Преподобномученица Евгения (Лысова), монахиня.
День памяти 17 ноября.
Когда ей исполнилось 24, умерли оба ее родителя. Девушка решила посвятить себя Богу. В послушании была 10 лет, и в 1926-м приняла монашество. Обитель закрыли в 31-м. Начались аресты. Монахиню Евгению арестовали во второй "волне": сестры не оставили своих арестованных, всячески помогая, за что и были сами заключены в узы; среди этих деятельных монахинь была и Евгения. 3 года ссылки. Освободившись, она вернулась на малую родину. Поселилась вместе с несколькими монахинями. Они молились дома, читали Псалтырь, что по тем временам было страшным преступлением. Второй арест — в 35-м.
– Скажите, где и когда вы принимали участие в тайных молениях на квартирах верующих?
– На тайных молениях я никогда не присутствовала; возможно, они где и были..., но мне неизвестно.
– Признаете вы себя виновной в предъявленном вам обвинении?
– Виновной в предъявленном мне обвинении не признаю.
5 лет лагерей. Добравшись до лагеря, монахиня Евгения сообщила своим, что скоро лагерь переведут в другое место. Этапирования она не пережила...
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-evgenija-lysova
Священномученик Александр (Петропавловский), пресвитер.
День памяти 17 ноября.
В 30-м у семьи с 4 детьми конфисковали ВСЁ: забрали даже одеяло, в которое был завернут месячный малыш. От холода дети отца Александра заболели: пневмония. Врач отказался лечить детей священника. Два малыша (3 и 6 лет) умерли на Пасху. Он не сломался. Хотя все, включая брата-коммуниста, уговаривали его снять сан.
«Не будет у нас духовенства – некому будет бороться за праведность и чистоту душ человеческих, некому будет учить народ добру и справедливости, и люди погрязнут в грехах, невежестве, потеряют совсем трудолюбие, не станут совсем любить и уважать ближнего, и общественность будет сотрясаться от зла, страха, непримиримости... Это и заставляет меня до конца нести свой крест, не думая о последствиях».
Отца Александра расстреляли в 37-м, после трех недель жесточайших пыток и избиений.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-petropavlovskij
|