Русский идеолог панславизма. Великий русский мыслитель, философ, социолог, естествоиспытатель.
В 1860-е годы приступил к исследованию проблем цивилизации. В книге «Россия и Европа» (1869 г.) развивает теорию культурно-исторических типов человечества. По его учению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь ее различные типы, такие как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский.
В современной истории Данилевский уделяет основное внимание германским и славянским типам, последний из которых только начинает оформляться. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Период роста культурно-исторического типа не определен. Период же его цветения и плодоношения краток. Последний период исчерпывает раз и навсегда жизненные силы культурно-исторического типа. «Человечество», по мнению Данилевского, это абстракция, пустое понятие, а народ – конкретная и существенная действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию.
В последние годы жизни занимался опровержением дарвиновской теории. Труды Данилевского оказали большое влияние на развитие русской и мировой философии мысли.
|