Священномученик Сергий (Константинов), священник.
День памяти 27 ноября.
Отец Сергий с матушкой оба были блестяще образованы. Он служил законоучителем и директором школ. У супругов родилось 10 детей. Трое умерли в младенчестве.
Отец Сергий был пастырь от Бога. Его любили, вокруг него объединялись. Для колокольни храма был вылит огромный колокол. Его довезли до станции, от которой до церкви было около километра. Доставить было нечем. Люди несли этот километр колокол на своих руках...
Во время гонений у семьи отняли дома, под видом изъятия излишков систематически забирали все съестные припасы.
В 30-м храм закрыли. А перед этим снимали колокола. Глядя на то, как его храм лишают голоса, отец Сергий заплакал.
Его назначили настоятелем Вознесенского собора в Кимрах. В 37-арестовали. 10 лет лагерей. Его переводили из лагеря в лагерь, и матушка не могла направить ему посылку, чтобы поддержать хоть как-то. Непосильный труд и голод. Отец Сергий отошел ко Господу 27 ноября 1941 года в лагере.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1244/1285007555.pdf
Священномученик Порфирий (Колосовский), пресвитер.
День памяти 27 ноября.
Родился в 1868 году селе Долгое Поле Нижегородской губернии. Служил в селе Варганы Лысковского района Нижегородской области. Был арестован 17 сентября 1937 года; на основании ложных показаний ранее арестованного священника, который сломленный тюремным содержанием и пытками, подписал все показания, составленные следователем. С предъявленным обвинением о. Порфирий не согласился, и следователи не смогли доказать его виновность. Священник держался мужественно. 11 ноября 1937 года он был приговорен к расстрелу.
См. http://azbyka.ru/days/sv-porfirij-kolosovskij
Священномученик Виктор (Ильинский), священник.
День памяти 27 ноября.
Его несколько раз арестовывали и отправляли в лагеря. После каждого срока он возвращался в родное село, где служил священником его отец, где служил и он сам — псаломщиком, диаконом и затем священником.
Кляузничали на отца Виктора постоянно. Председатель сельсовета: священник воспользовался отсутствием колоколов – которые были сняты по распоряжению советской власти – и служил, перестав регулировать время службы церковным звоном, сколь угодно долго; этим он добился больших успехов: к 1937 году число постоянных прихожан значительно увеличилось.
Последний раз арестован в 38-м.
– Виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю... С антисоветской проповедью я не выступал... антисоветских выпадов не производил... Виновным в антисоветской деятельности себя не признаю.
Отца Виктора расстреляли.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1242/1284809296.pdf
Священномученик Сергий (Знаменский), священник.
День памяти 27 ноября.
Прекрасно образованный, интеллектуал, обладающий даром красноречия, отец Сергий был любим паствой, имел в селе большой авторитет не только у верующих, но даже у властей. Гораздо позже клирик-предатель скажет о нем на допросе в ГПУ: "в империалистическую войну Знаменский был продолжительное время добровольцем – полковым священником на передовых позициях в боях, за что был... награжден двумя “Аннами” и бриллиантовым крестом, который был надет на Знаменского собственноручно бывшим императором Николаем." Все беды батюшки начались в тот момент, когда он обнаружил преступную деятельность главного сельского коммуниста Степана Шарагина: тот под прикрытием властных полномочий нагло грабил селян. Отец Сергий начал обличать Шарагина. Тот поклялся, что сгноит священника в лагерях. Очень долго отцу Сергию удавалось защищаться от грязных нападков: в вышестоящих органах находились трезвые люди, объективно устанавливающие правоту священника, да и прихожане не молчали — письменно обращались к властям в защиту своего пастыря. И всё же в 21-м Шарагин добился ареста отца Сергия. 5 лет лагерей. Батюшка обратился с развернутым письмом к уполномоченному ГубЧК, и приговор заменили двухлетней ссылкой. Через 8 месяцев его освободили вовсе.
Отец Сергий вновь служил, произносил горячие проповеди; вновь на его службах храм был переполнен. Очень активно боролся с обновленчеством. За это ему пришлось сильно пострадать. И вот какую гнусность придумали против него богоборческие власти: отца Сергия обвинили в попытке изнасилования малолетней. Обвинение было надуманное: идя в плотной толпе и опасаясь карманников, он нес портмоне в руках, а проходящая мимо девочка подумала, что он заманивает ее кошельком. Отца Сергия арестовали. Сообразив, что обвинение сверх меры абсурдное, власти очень быстро заменили его на другое. В это время матушка, находясь в полной нищите, родила вторую дочку.
Соловки. 2 года. Затем 3 года ссылки. Дочь он увидел впервые только через 5 лет. В 37-м вновь арест. Обвинение в хулиганстве было столь нелепым, что его отпустили. Но очень скоро опять арестовали: вышел приказ НКВД N 00447; теперь можно было всё, и без всяких оснований. Отца Сергия расстреляли в Бутово.
Подробнее см.http://www.fond.ru/userfiles/person/1240/1295901452.pdf
Мученица Анна (Зерцалова), мирянка.
День памяти 27 ноября.
Её не воспитывали в православии. Родители, имея строгие нравственные начала, в религии замечали лишь обрядовость. К Богу Анна пришла сама. Промыслом Божиим она попала в храм, в котором служил отец Валентин Амфитеатров, известный Московский духовник. Почти 20 лет она окормлялась у батюшки. Очень тяжело Анна Ивановна пережила смерть отца Валентина в 1908. Сама она издала 4 книги о дорогом батюшке, а по ее записям была издана еще одна книга об отце Валентине. Она собирала и описывала все случаи чудотворений на могилке батюшки. Получилась еще одна книга. Но издать ее было не суждено: революция. Власти стали преследовать ее за эту деятельность. Отобрали дом, документы, выслали из Москвы, но Анну Ивановну укрыли верные верующие люди. В 37-м ее все-таки арестовали. За книги об отце Валентине. От нее требовали назвать людей, помогавших ей издавать книги. Мученица не назвала ни одной фамилии. Все обвинения отвергла. Анну Ивановну расстреляли в Бутово.
За 25 лет до отшествия ко Господу она писала: "Верующая душа не боится смерти: она встречает ее радостно, спокойно, так как знает, что смерть приведет ее к небесному отечеству, в вечную страну нашей новой, лучшей жизни."
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-anna-zercalova
Преподобномученик Аристарх (Заглодин-Кокорев), иеромонах.
День памяти 27 ноября.
После назначения в 1919 году преосвященного Серафима (Звездинского) епископом Дмитровским послушник Александр стал его келейником и иподиаконом. В 1920 году он был пострижен в монашество с именем Аристарх и рукоположен в сан иеродиакона. В 1926 году епископ Серафим рукоположил его в сан иеромонаха.
Арестован в 31-м: демонстративное поминовение в церкви русских царей и агитация против мероприятий советской власти. 3 года лагерей. Освободившись, служил в Тверской епархии. Дежурный свидетель показал: иеромонах Аристарх собирает верующих для спевки, причем вызывает их на спевку, обходя каждого, чем отрывает колхозников от работы и разлагает трудовую дисциплину; колхозники уходят по окончании спевки в церковь, бросая колхозную работу. Отец Аристарх:
— Никакой антисоветской деятельности среди населения я не вел. Зачитанные мне показания я не подтверждаю.
Иеромонаха расстреляли.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1238/1295209329.pdf
Священномученик Николай (Дунаев), протоиерей.
День памяти 27 ноября.
Родился 30 ноября 1878 года во Владимирской губернии. Учился в Семинарии. С 1901 по 1923 год он окормлял монашествующих и паству Феодоровского монастыря. Священномученик Николай был скромным, доброжелательным, открытым, простым человеком.
В 1930 году на протоиерея Николая было заведено следственное дело, с 1931 года он отбывал ссылку на севере. Вернувшись, не имел возможности служить, но остался жить в Феодоровской слободе. 27 ноября 1937 года, после очередного ареста, батюшку расстреляли.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-dunaev
Священномученик Феодор (Грудаков), священник.
День памяти 27 ноября.
Отец Феодор служил на сельском приходе. Прекрасно разбирающийся в праве, он часто давал консультации священству по этому поводу. Первый раз арестован в 30-м по оговору двумя священниками. 5 лет лагерей. Освободившись, был направлен служить на другой сельский приход. Пользовался большим авторитетом у селян. Арестован вновь в 37-м по доносу. Вечером 3 декабря планировалось колхозное собрание. Председатель колхоза: "... этот враг трудящегося народа, собрал вечерню, созвал к себе в церковь всех избирателей, огораживая себя праздником Введения...", чем, по мнению доносчика, сорвал важное мероприятие. Отца Феодора арестовали на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Обвинения в антисоветской агитации он отверг. 10 лет лагерей. Отец Феодор выдержал три года.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1236/1295906022.pdf
Священномученик Николай (Виноградов), протоиерей.
День памяти 27 ноября.
Сын диакона. В 25 лет рукоположен во священника. Магистр богословия. Законоучитель. Настоятель. Благочинный. В 33-м арестован вместе со всем причтом храма. Следователь спросил, рассказывал ли отец Николай анекдоты, высмеивающие советскую власть. Батюшка подтвердил; это были увиденные им случаи из жизни, не лишенные комичности. Так же он сказал, что в проповедях никогда не касался советской власти. За анекдоты священник получил 3 года ссылки в Северный край. По освобождении был направлен на сельский приход. В 37-м вновь арестован. Об обвинении говорить не стоит: всё это были формальности. Отец Николай служил Богу в это непростое время, не снимал сан, не отрекался от Христа, не выслуживался перед НКВД, не оговаривал себя и других — в этом была его главная вина. Батюшку расстреляли.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1230/1295382502.pdf
Священномученик Александр (Быков), священник.
День памяти 27 ноября.
Отец 10 детей, он до 1917 года держал цветочный салон и множество теплиц, где выращивал диковинные цветы. После февральской революции он, 36-летний успешный торговец, оставил дело и пошел служить псаломщиком в храм. В 21-м — диакон; в 30-м — священник. Его арестовали в 37-м на основании лжесвидетельств.
На требование рассказать о себе ответил кратко:
– В 1921 году меня за преданность вере рукоположили, и я служу священником в Введенской церкви... Я человек религиозный и готов страдать за веру, так же как страдал Иисус Христос за нас.
Виновным себя отец Александр не признал. Расстрелян в Бутово.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1234/1295088004.pdf
Священномученик Николай (Богородский), диакон.
День памяти 27 ноября.
К моменту первого ареста отцу диакону исполнилось 52. Он не смог заплатить налог, наложенный властями. Год в лагере и 300 рублей штрафа. Вернувшись в 30-м, служил в родном храме. В 37-м вновь арестован. Допрос был краток:
– Следствие располагает данными, что вы проводили антисоветскую деятельность. Расскажите об этом подробно.
– Антисоветской деятельностью я не занимался и виновным себя в этом не признаю.
Нужны были "правильные" показания дежурных свидетелей — председателя сельсовета и заведующего избой-читальней. Но и они не смогли показать против отца Николая ничего толкового. В итоге обвинение было построено на том, что отец-диакон является активным деятелем церковной двадцатки, можно сказать, ее организатором, что он все время призывает крестьян не оставлять веры, посещать церковь. На этом основании тройка НКВД приговорила его к расстрелу.
Подробнее см. http://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-bogorodskij
Священномученик Димитрий (Беневоленский), священник.
День памяти 27 ноября.
Была в тех местах благочестивая традиция: ходить по селам крестным ходом с иконой Николая Чудотворца. В конце 20-х крестные ходы запретили. Но народ не смог с этим смириться. Ежегодный крестный ход состоялся. Было это совершено с огромной торжественностью и благоговением, с особым религиозным подъемом. О событии тут же с издевкой раструбили местные советские газеты. Отца Димитрия арестовали вместе со старостой храма. Прихожане кинулись умолять власти освободить священника; безрезультатно. Следствие вывернуло дело так: священник ходил по селам с поддельной иконой, руководствуясь только материальной выгодой, т.е. батюшку интересовали исключительно пожертвования; кроме того, эти действия якобы возбуждали суеверия в массах. Речь защитника была очень убедительна, и суд не дал реального срока, приговорив отца Димитрия к штрафу. Батюшка продолжил служить. Власти снимали колокола, закрывали храмы, арестовывали священников. Отец Димитрий служил. В Рождество Христово 30-го года к нему пришли снимать колокола и закрывать храм. Отец Димитрий потребовал решение РИКа. Решения не было. Отец Димитрий пошел служить. Началась острая борьба прихожан и властей за церковь. В разгар этого противостояния отца Димитрия арестовали. 3 года ссылки в Северный край. После ссылки служил на сельском приходе. В 37-м снова арест: систематическая контрреволюционная деятельность. Его допросили единственный раз — 21 ноября. На все обвинения он отвечал: "Не подтверждаю." В этот же день материалы передали на рассмотрение тройки НКВД. Через 4 дня было вынесено решение: расстрелять.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1232/1284825921.pdf
Священномученик Михаил (Белюстин), священник.
День памяти 27 ноября.
В 30-х ОГПУ по указанию "сверху" стало собирать на отца Михаила материалы. Это было непросто. Никто не мог, а главное — не хотел давать показания против священника. Наконец, "нужные" показания дал местный бригадир: "...элемент, настроенный антисоветски, но осторожно высказывающий свои антисоветские взгляды..." 3 года лагерей. Саровские лагеря. Вернувшись в 35-м, батюшка начал активную деятельность: отвоевал приход у обновленцев, перерегистрировал к своему приходу 7 близлежащих деревень. Власти терпели до 37-го, приказ НКВД N 00447 совершенно развязал руки безбожникам в их сатанинской борьбе с Православной Церковью. Батюшку арестовали.
– Вам предъявляется обвинение в систематической контрреволюционной агитации, направленной на срыв колхозного строительства. Подтверждаете ли вы это?
– Нет, не подтверждаю. Антисоветской агитации я не вел.
– 14 октября сего года вы восхваляли врагов народа...
– Врагов народа я не восхвалял. Все факты предъявленного мне обвинения в контрреволюционной деятельности отрицаю.
Тройка НКВД приговорила отца Михаила к высшей мере.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1231/1284834692.pdf
Мученик Гавриил (Безфамильный), мирянин.
День памяти 27 ноября.
Он был простым водопроводчиком. Он прислуживал в храме отца Николая Виноградова. Гавриила Гаврииловича арестовали вместе с батюшкой в 37-м: он продал в церковной лавке прихожанам две книжечки-помянника для записи имен о здравии и упокоении. Расстреляли его вместе с батюшкой и священником Введенского храма Димитрием Лебедевым.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1230/1295382502.pdf
Священномученик Феодор (Баккалинский), священник.
День памяти 27 ноября.
14 ноября 1937 года.
– Следствие располагает данными о том, что вы систематически проводили контрреволюционную агитацию. Признаете ли себя виновным в этом?
– Нет, виновным себя не признаю, контрреволюционную агитацию я не проводил.
– Вы не даете правдивых показаний, следствием установлено, что вы систематически проводили контрреволюционную агитацию, клеветнически дискредитировали советское правительство, распространяли провокационные слухи о войне. Признаете себя виновным в этом?
– Нет, виновным себя не признаю, вторично заявляю: контрреволюционную агитацию я не проводил.
– Следствием установлено, что вы в июле месяце сего года возле церковной ограды среди населения с контрреволюционной целью высмеивали конституцию СССР. Признаете себя виновным в этом?
– Нет, виновным себя не признаю.
– Следствием установлено, что вы бродяжничали по колхозам, занимались вымогательством продуктов и вели антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Признаете себя виновным в этом?
– Нет, виновным себя не признаю.
Смертный приговор был вынесен через 11 дней. Еще через 2 дня он был приведен в исполнение.
Подробнее см. http://www.fond.ru/userfiles/person/1229/1284836498.pdf
|