Директор тамбовской православной гимназии Иван Агафонов — о том, как совместить духовное воспитание и современные образовательные стандарты
1 сентября в Тамбове откроется первая и единственная в городе православная гимназия. Для новой специализированной школы построено современное здание рядом с Троицким храмом. Планируется, что в перспективе здесь будут учиться около 600 человек, но в этом году набирают только начальные классы. Корреспондент «Русской планеты» поговорила с директором гимназии Иваном Агафоновым.
— Вообще, здесь будет два корпуса, — показывает здание, в котором пока еще идет ремонт, Иван Агафонов. — Второй корпус — для старших классов. Там будет свой домовый храм. В этом году мы набираем около 100 человек — с первого по третий классы. Скорее всего, каждого будет по два, то есть всего шесть. Мы все еще продолжаем принимать документы. В следующем году планируем набрать еще четвертые и пятые классы.
— Закончите ремонт к 1 сентября? Времени-то осталось совсем немного…
— Даже не сомневайтесь.
— У вас есть какие-то особые требования к детям, которые будут здесь учиться?
— Все дети вместе с родителями проходят собеседование, общаются с нашими педагогами и психологами. Это не просто люди, которые случайно пришли, потому что им понравилось здание новой школы. Каждого ребенка мы видели и знаем. Дети, которые приходили во второй и третий класс, приносили с собой на собеседование портфолио. Примерно 25 детей мы не приняли.
— По каким критериям они не подошли?
— Нельзя говорить, что не подошли. Это как в военном училище — можно сдать все на пятерки, а собеседование не пройти. У нас все-таки специализированное учреждение с православной направленностью. Когда беседуем с родителями, говорим, что они должны понимать то, что каждый учебный день здесь будет начинаться и заканчиваться молитвой.
— Разве родители не понимали, куда ведут детей?
— Не все. Вообще, я думаю, что в этом году к нам еще свободно можно попасть, а вот потом будет гораздо сложнее. Но мы не гонимся за душами, как в обычных общеобразовательных школах. Нам лучше сделать два класса по 20 человек, чем в один класс 40 детей посадить, чтобы у учителя была больше зарплата. Наша задача — подготовить доброго православного человека. У нас система подготовки складывается из светского и духовного образования. И все это вместе будет подкрепляться военно-патриотическим воспитанием.
— Нормы ГТО?
— Это обязательно сейчас в нашем государстве. Слава Богу, что эти нормы вернули. У нас прекрасные отношения со спецподразделениями, в частности с МВД. У них разработаны хорошие программы по патриотическому воспитанию. Все дети здесь научатся собирать и разбирать автомат, бороться, отжиматься, красиво петь. Личность должна развиваться всесторонне. Ребенка в школу отдают для того, чтобы ему сформировали психику, не травмируя ее. Какой за десять лет фундамент школа заложит, то и будет.
— Можно ли совместить милосердие и автомат?
— Доброта еще ни одного человека не испортила и не сломала. В каждом русском человеке заложен ген победителя. Ничего нового здесь нет.
— На какие деньги строилась гимназия, кто будет ее финансировать?
– Строилась в основном силами благотворителей. Существовать и развиваться будет за счет областных средств. Также у нас создана автономная некоммерческая организация, чтобы мы могли принимать участие в грантовых программах. А вот платными услугами не планируем заниматься. Вообще, хотим отойти от той системы, которая сейчас есть в общеобразовательных школах, от зарабатывания денег. Зарабатывать неплохо, если ты это умеешь, у тебя хорошие специалисты и грамотный подход, но, когда это ложится на плечи людей, которые получали образование в Советском Союзе, когда учителям с 30-летним стажем говорят: «Теперь вы должны зарабатывать деньги», у них это в голове как-то не укладывается.
— Иван, вы достаточно молодой человек, до этого работали помощником главы города, то есть на административной должности. Не страшно уходить в педагогику?
— Я человек, которого благословили на руководящую должность. Я являюсь кандидатом педагогических наук. Здесь прекрасные специалисты из системы образования. На отбор кандидатур потрачено очень много времени. Каждый педагог прошел жесткий отбор в областном управлении образования, с каждым беседовала специальная комиссия. В наблюдательный совет школы входят губернатор, глава города и другие уважаемые люди, то есть у этого учреждения высокий уровень и большая ответственность. Это детище вынашивалось много лет, даже не пять, а гораздо больше. К тому же я не буду преподавать. Это такая же административная работа, для меня ничего не меняется. Можно было пригласить любого действующего директора школы, и многие с радостью бы пришли сюда, но, если провести аналитику, у нас все директора школ — сформировавшиеся личности с определенным подходом. А здесь школа должна быть с другими подходами. Наверное, поэтому пригласили меня — человека не из системы образования.
— Какие люди в основном приводят к вам своих детей?
— Разные. Но вообще, здесь нет случайных людей. Кто-то ходил в воскресную школу, у кого-то родители имеют отношение к церкви. Перед нами не стоит задача — создать модель конкретного человека. У меня как у кандидата наук свой подход к образовательным стандартам. Стандарт здесь очень сложно выстроить. Как в медицине — у всех одинаковое сердце, но у кого-то оно работает быстрей, у кого-то медленней, кому-то помогает одна таблетка, а кому-то с тем же заболеванием и десять не помогают. Так же и с ребенком — нельзя загнать его под модель. У нас все сейчас стандартизируется, но это нереально сделать. Каждый человек — это личность с определенной генетикой, родительским воспитанием. Самая главная задача любой школы — не сломать психику ребенка, исключить в учебном процессе стрессовые ситуации. У нас образование превратили в стресс. Поступление — стресс, экзамены — стресс, нагрузка компьютерная — стресс, ЕГЭ — стресс. Мы заранее закладываем в ребенка, что система ему не верит, — давайте поставим везде камеры и будем его обыскивать. Так вот, мы будем добиваться, чтобы в нашей гимназии этого не было. Если я доработаю здесь до ЕГЭ, я вас уверяю, что не допущу, чтобы моих детей обыскивали. Это унижение для человека. Безусловно, мы будем работать в рамках действующего законодательства, но наша модель, наш подход будут такими.
— Не может получиться так, что вы создадите здесь «теплицу», а детям потом будет сложно выходить в жизнь?
— Никто не говорит, что здесь будет «теплица». Современное общество все равно не даст этого сделать. Главный плюс для детей здесь в том, что это школа полного дня. Будет возможность привести ребенка утром и забрать вечером. У нас будут дополнительные развивающие занятия, языки, которых нигде нет: греческий, старославянский, латынь. Будет работать психолог, и, если мы увидим, что ребенок не тянет нагрузку, никто не станет его здесь держать, ломать. Есть договоренность с администрацией города, что в таких случаях ребенка без проблем переведут в школу по месту жительства.
— Глава города Юрий Рогачев заявил, что зарплаты учителей в вашей гимназии будут в два раза выше, чем в других школах.
— Будем стараться. Мы избежим подушевого финансирования. Мы автономная некоммерческая организация, есть возможность делать доплаты. А то, что здесь захотят работать учителя из других школ, так мы рады всех видеть, но отбор будет довольно строгим и жестким. Понимаете, это не проект, который быстро сели, сверстали, он поработает десять лет, за него получат звездочки и успокоятся. Это вообще не проект. Это детище, которое вынашивалось много лет. Если мы обратимся к истории, то в 2017 году будет 100 лет с тех пор, как православное образование в нашей стране было практически уничтожено. И вот к столетию мы его возродим.
— То есть вы пытаетесь вернуться к дореволюционным стандартам?
— Не к дореволюционным. К нормальным стандартам — не извращенным, обычным для русского православного человека. Не тем, которые нам сейчас навязывают за большие деньги через телевизор, через СМИ. Эта школа — не случайность. Люди, которые здесь будут работать и учиться, — не случайные люди. Получится ли у нас? Я думаю, получится, потому что с нами Бог, с нами большое количество заинтересованных людей.
Екатерина Жмырова
|