Что вы представляете при словах "сельский магазин”? Сельпо с полками, на которых хоть шаром покати? Автолавку с хлебом, макаронами и сахарным песком, приезжающую раз в неделю? Вопрос, как тут дела обстоят с современным искусством, выглядит почти неприличным. А уж если вы спросите про выход на международную арену, то, не удивлюсь, если в ответ с вами будут разговаривать тихо и жалостливо, как с безнадежным типом, съехавшим с катушек.
Тем не менее, проект "Международный сельский магазин”, который в прошлом году стартовал благодаря голландской художнице Вапке Феенстра в деревне со звучным именем Звизжи, – абсолютная реальность. Вапке Феенстра оказалась в русской деревне близ Угры из-за того, что в этой самой деревне, насчитывающей более двухсот жителей, Ассоциация менеджеров культуры решила создать арт-резиденцию, а фонд голландского художника Пита Мондриана эту идею поддержал. Что такое арт-резиденция, в деревне, в общем, представляли. Не первый день с художниками общаются. Благо Звизжи находятся рядом с природным заповедником и той самой деревней Николо-Ленивец, где Николай Полисский с артелью местных умельцев-художников строили зиккурат из сена, а в этом году поставили "Бобур” из дерева. Опять же фестиваль "АрхСтояние” проходит рядом. Собственно, на последнем "АрхСтоянии” в июле проект Made in Zvizzhi был включен в параллельную программу фестиваля. А в сентябре он будет участвовать в параллельной программе Московской биеннале.
На первый взгляд, проект походил на прилавок с зеленью. Тут угощали роскошным салатом, выращенном детьми на школьном огороде из голландских семян… Показывали мультфильм, нарисованный Вапке Феестра, про то, как давным-давно тут был океан, в плавали в котором водились моллюски и хищные "морские лилии”, потом было ледник, который принес из северных стран валуны и песок… В общем, небольшой экскурс в историю последних нескольких сотен тысячелетий… Рядом каждый мог взять открытки с фотографиями Звизжей – почти такие, какие можно найти в любом уважающем себя туристическом городе. Вид на реку, сад, красивое лоскутное одеяло, "зебра” из покрышки колеса (ничуть не хуже гномов в садиках бюргеров), и дорожный знак с названием селения. Сама Вапке Феенстра, симпатичная, доброжелательная, была практически неотличима от местных жительниц. Разве что по-русски не говорила. Но общению по большому счету это не мешало.
Деревня Звизжи находится в 200 км от Москвы, в 70 км от Калуги. В деревне более 200 жителей. Есть детский сад, школа, дом культуры, библиотека
Не без удовольствия жуя экзотический салат с красивыми нездешними названиями, я решила, что надо хотя бы выяснить, как он связан с искусством и какое отношение к последнему имеет сельский магазин. Выяснилось, что проект "Международный сельский магазин” – одно из любимых детищ инициативной группы под названием "Мои деревни”, которую придумали три художницы, живущие в Лондоне, Берлине, Роттердаме, лет десять назад. Впрочем, свое название он получил в 2007. Художницы делали этот проект в Германии, Швейцарии, Голландии, Англии, теперь – России… Готовятся к большой выставке в Лейпциге в 2015 году.
Все три художницы выросли в маленьких деревнях. Когда они сообщали об этом своим собеседникам, те, как правило, сочувственно кивали головами, мол, понимаем: глушь, скука, никакой культурной жизни. В общем, в какой-то момент девушкам стало обидно, и они подумали, что было бы неплохо рассказать этим городским снобам о своих родных местах. Спрашивается, как рассказывать? И тут они вспомнили об опыте презентации своих работ в музеях. И – о сельских магазинчиках. И тут дело не только в прихотливой игре ассоциаций.
"Магазин в деревне – самая естественная витрина жизни, – рассказывает Вапке Феенстра.- Раньше там были и местные товары, но теперь, конечно, все по-другому. Но кроме того, это место встреч: тут, встретившись случайно, узнают новости, судачат, обсуждают цены и городские известия… Наконец, это место, где вещи не только имеют свою цену, но и заставляют думать о ценностях жизни. На самом деле много общего с музеем: вещи, непосредственное общение и ценности важны и для посетителя музея и для человека, пришедшего за покупкой в сельмаг. В обоих случаях общение становится предметным. Это не просто разговор вообще или лекция заезжего чужака, а очень конкретная беседа”.
Магазин в деревне – самая естественная витрина жизни
Но какая тут беседа, если человек языка не знает? Понятно, что переводчик поможет, но все же… И тут на помощь пришел фотоаппарат. Голландская художница начала с того, что просила разрешения сфотографировать что-то: овощи на грядках, котенка на заборе, хозяина рядом с его домом… Потом предложила обсудить, какие фотографии можно было бы использовать для почтовых открыток с видами Звизжей. А перед отъездом оставила два фотоаппарата, один в школе для детей, другой в клубе для взрослых, попросив снимать то, что самим жителям захочется увидеть на открытках. Несколько месяцев спустя у них было около двух тысяч снимков – неплохой материал для отбора на открытки и для выставки. Собственно, и сейчас часть этих снимков можно увидеть в экспозиции местного дома культуры, а часть пригодилась для тех самых открыток.
Так вопрос с языком общения был решен. А что касается предмета общения, то овощи в центре внимания оказались почти случайно. Просто когда Вапке спросила, что выращивают в Звизжах, публика в свою очередь заинтересовалась, что растет в голландских парниках и огородах. В результате художница отправилась за семенами в голландскую фирму Райк Цваан, которая дала еще и рассаду для школьного огорода. В честь перекрестного года Голландии в России – бесплатно. В итоге в Звизжах теперь растет голландская капуста, свекла, морковка. И салат всех мастей, разумеется.
Другим поводом для разговора стал… ландшафт. В Звизжи пригласили Инну Лыкову, сотрудницу Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана, которая в свою очередь позвала всех желающих на геологическую прогулку. Посмотрев глину, известняк и валуны, она и рассказала о том, что было на месте деревни в каменноугольном периоде и в Юрскую эпоху… Кроме коллекции камней, результатом стал мультфильм, нарисованный Вапке Феенстра.
Так, огород, прогулка и фотографии для почтовых открыток готовили основу для прилавка-выставки. Той самой, что, если все сложится, проследует по маршруту Звизжи – Москва – Лейпциг. Но главное, не в этом. А в том, что жители Звизжей, увидев себя в зеркале почтовой открытки, вдруг обнаруживают, что их домашний мир, с огородами, маленьким клубом, школой, имеет огромную ценность не только в их глазах….
Прямая речь
Вапке Феенстра, голландская художница:
Вы спрашиваете, интересует ли меня эстетика соучастия? Можно и так сказать. Но, в сущности, любое искусство предполагает соучастие зрителя, даже если он просто смотрит на картину. Может быть, лучше назвать это "искусством включения”. Словом, я не за эксклюзивный продукт, а инклюзивное искусство.
Не я создаю портрет деревни, но ее жители. Я лишь помогаю им создать тот образ, который они сами хотят. С другой стороны, они помогают мне увидеть незнакомую жизнь… Для обоих сторон это необычный опыт. На мой взгляд, сельские жители обладают огромным творческим потенциалом. Они выращивают урожай, прекрасно готовят, делают заготовки на зиму, они умеют выживать в очень сложных ситуациях, фактически создавая вещи порой из … ничего. Вплоть до ковриков из фантиков… Их жизнь требует напряжения, смекалки, находчивости, воображения, наконец. И, конечно, умения создавать вещи своими руками. Но не это ли требуется и от художника?
Искусство сегодня – территория с очень размытыми границами. Я просто приглашаю на нее людей, которые обладают креативностью. Тех, кто, возможно, уже является художником, но просто не подозревает об этом.
Текст: Жанна Васильева
текст от 15.08.2013
Источник в Российской газете |