Алёна Биккулова: «Истинная ценность искусства – человеческая жизнь и его духовное становление»
03.12.2016, 02:31
Грация, изящество, безупречный вкус, хрустальной чистоты голос, талант композитора и актрисы… – Бог одарил её удивительно щедро, и эти дары, преумноженные трудолюбием и верностью своему призванию, теперь радуют, просветляют и врачуют многие сердца, как в России, так и за её пределами. Сердца, изголодавшиеся по настоящему среди суррогатов, по искусству среди подделок под него, по живой душе среди гламура, по живому голосу и песне. Мы рады представить нашим читателям молодую петербургскую певицу и актрису Алёну Биккулову.
- Алёна, что определило выбор вашего пути?
- Ещё, будучи ребенком, я решила, что буду певицей, и уже никакие другие увлечения меня так не вдохновляли, как пение. Я очень люблю наше советское кино. С детства мне нравилось, как поют в советских фильмах Андрей Миронов, Людмила Гурченко… Именно эти актеры повлияли на мой выбор ВУЗа. Санкт-Петербургская академия театрального искусства, которую я окончила с отличием, определила мою судьбу. Глубокий духовный пласт, отношение к труду и предназначению артиста, которые заложили в меня наши мастера (проф. Г. А. Барышева и засл. арт. России Олег Погудин), сформировали основы моего сегодняшнего творчества.
- Кто были ваши педагоги? Расскажите о них.
- Галина Андреевна – удивительная женщина, у которой все студенты нашего курса многому научились. Испытывая к ней огромное уважение, мы учились у неё манерам, тому какой должна быть настоящая женщина. И, конечно, мы безмерно благодарны ей за ту актёрскую школу, которую она нам дала, пожалуй, одну из самых сильных в театральной академии. Когда Галину Андреевну, по причине возраста, отстранили от набора нового курса, один из лучших режиссёров города Семён Яковлевич Спивак взял её вторым педагогом в свою мастерскую. Это говорит о многом. Выпускники разных лет курса Г. А. Барышевой и А. Н. Куницына (её мужа) составляют «костяк» Молодёжного театра на Фонтанке.
Олег Погудин редкий человек, талант и трудолюбие которого вызывают искреннее восхищение. Своим примером он показал нам, что значит быть настоящим Артистом, «любящим не себя в искусстве, а искусство в себе». Олег – это подарок от Бога, особенно для меня, потому что он помог организовать мои первые три сольных концерта. А на сегодняшний день у меня уже много помощников, которые, безусловно, являются моей опорой. Благодаря их участию и поддержке я смело иду вперёд, не сомневаясь в правильности выбранного мной творческого пути.
- Вы не только певица, но и ещё и сами пишете музыку. Как приходят к вам песни?
- Мало кто знает, что у меня нет музыкального образования. Часто думают, что у меня за плечами есть хотя бы музыкальная школа. Пару лет в детстве мама водила меня на частные занятия по фортепиано. Потом, долгое время я не подходила к инструменту, так как была увлечена пением и хором. Когда мне было около 13 лет, я снова села за домашнее пианино и стала музицировать. Мама предложила мне свои стихи, так родилась первая песня.
Во время обучения в театральной академии на нашем курсе каждый семестр проводился показ песен. Это был целый концерт, который мы делали самостоятельно, без участия педагогов. Каждый должен был сам написать себе песню. Этот опыт, конечно, тоже сыграл определенную роль в моем музыкальном творчестве. Затем, после окончания академии, я оказалась на семинарах в Союзе композиторов, где участниками исполнялись собственные музыкальные произведения, проводились дискуссии на тему услышанного. Кроме того в качестве домашнего задания мы слушали много классики. Думаю, что всё это в совокупности сформировало мой музыкальный авторский стиль, ну и, конечно, с моим воцерковлением обогатилось, наполнилось особым содержанием. Сейчас могу сказать, что, когда я пишу музыку, это своего рода момент озарения, снисхождения благодати, которую надо почувствовать, принять, не упустить и воплотить в музыке. Я всегда очень влюбляюсь в каждое свое новое произведение. А проходит год, два, я слушаю его и понимаю, что оно написано совсем не мной… Думаю, что творчество – это своего рода ниточка, связывающая Небесного Творца и Его творение – человека.
- В вашем репертуаре есть песня, которая мне особенно близка – «Три сестры». Расскажите, пожалуйста, как родилась она.
Лет семь назад, будучи в Калуге, я познакомилась с замечательным поэтом и патриотом нашей страны Дмитрием Кузнецовым. Одна из главных тем его творчества – Белое движение. Он подарил мне сборник своих стихов, в числе которых были стихи «Три сестры». Первоначально я не рассматривала их как песню. Позже моя мама издала сборник стихов тридцати лучших современных поэтов, которые она отбирала в течение двух лет. Среди них были и «Три сестры». В 2008 году для Международного фестиваля современной православной духовной песни «Невские купола» мне необходимо было написать несколько песен на духовно-патриотическую тему. Я обратилась к Диме, и он за два дня написал дивное стихотворение «Настанет час». С песней на эти стихи я получила специальный приз жюри как автор. После чего я стала перелистывать сборник Дмитрия, и, видимо, «созрела» для того, чтобы написать музыку на стихотворение «Три сестры». Он был приятно удивлён, потому как не представлял, что их можно спеть. Получилась действительно сильная, на мой взгляд, песня. Вообще, с каждым произведением у меня связана какая-то особенная история. У меня нет проходящих песен, каждая мне по-своему дорога. Так, например, мне очень близка песня «Я свяжу тебе жизнь». С автором стихов Валентиной Беляевой мы постоянно общаемся, ищем идеи для новых песен.
- Кто помогает вам в вашей концертной и иной творческой деятельности? Насколько я знаю, у вас нет продюсера? Как получается обходиться?
- У меня есть замечательная помощница – Светлана Барановская. Она занимается буквально всем: договора, билеты, кассы, афиши, СМИ и прочее. Я счастлива, что Господь посылает мне таких верных людей. Я не совсем представляю слово «продюсер» в отношении моего творчества. В моём случае, прежде всего, нужно думать о духовной составляющей творчества, а продюсер, как мне кажется, заинтересован в большей степени в финансовой стороне вопроса. Если найдётся такой человек, который сумеет совместить одно с другим, я буду очень рада. Пока таким человеком являюсь я сама.
- Вы гастролируете как по России, так и за рубежом. Каковы ваши впечатления от зрителей в разных краях?
- У меня всегда хорошие впечатления от зрителей, где бы я ни была. Безусловно, все люди разные, и у всех разные вкусы и предпочтения. Но каждое выступление – это всегда духовно-эмоциональный взаимообмен между артистом и зрителями. В некотором роде я аккумулирую положительные зрительские эмоции и чувства. Особые впечатления и благодарность людей я получаю на концертах за рубежом, когда исполняю русские песни, и зрители слышат и понимают меня, невзирая на языковой барьер. В такие моменты действительно осознаешь великую силу искусства, для которого не существует границ.
- Какую роль в театре или кино вы хотели бы сыграть?
- Жизнь летит стремительно, и я понимаю, что уже не хочу тратить время на роли, которые могут «размотать» мою душу. Мне очень понравились слова моего Духовного Отца, который как-то сказал мне, что хороший артист тот, который играет самого себя, т.е. играя роль, не теряет себя, и это главное. У меня есть сокровенная мечта, чтобы обо мне сняли музыкальный художественный фильм, в котором звучали бы мои песни, быть может, отчасти была бы рассказана история моей жизни. После этого я смогу спокойно вздохнуть. Записи и видеосъёмки концертов, конечно, тоже останутся, но всё же кино – это тот жанр, в котором можно показать в единстве человека и его творчество, поэтому оно бесценно.
- Ещё во время учёбы в институте вам довелось исполнить роль Аглаи Епанчиной. Сложно ли далась вам эта роль и как, вообще, складываются ваши отношения с творчеством Ф.М. Достоевского?
- С первого курса в драматических отрывках я играла роли инженю, комедийных героинь, тургеневских барышень. И только к четвертому курсу Галина Андреевна предложила мне репетировать Аглаю. Поначалу моя Аглая была мягкой и лиричной, но постепенно под руководством мастера, я сделала из неё Героиню: гордую, надменную, жестокую, пусть по-детски, но тем не менее. Ф. М. Достоевский наказал её именно за гордость. Выйдя замуж за лже-графа и оказавшись в Польше, она «стала членом какого-то заграничного комитета по восстановлению Польши и, сверх того, попала в католическую исповедальню какого-то знаменитого патера, овладевшего ее умом до исступления... ». Пожалуй, именно после этой роли и начался мой путь к воцерковлению. Репетируя спектакль, мы много говорили о Христе, о его прообразе князе Мышкине, читали Евангелие. Честно говоря, мне долго пришлось приходить в себя после роли Аглаи Епанчиной. Хорошо, что я не играла Настасью Филипповну, хотя многие зрители говорили, что хотели видеть меня именно в этой роли. Но, я всё же думаю, что это губительно для души. Сейчас я не готова на такие эксперименты. Что касается Ф. М. Достоевского, то в моём творчестве этим спектаклем всё и ограничилось. Думаю, это к лучшему. Можно читать, вдумываться, где-то узнавать себя и свои страсти, бороться с ними, но играть их не стоит. Ведь играя подобные роли, актер зачастую насильно будоражит в себе определенные качества, которые в нём дремлют. Тогда как Христос наоборот учит нас с ними бороться.
- Каковы ваши литературные предпочтения?
- В последнее время это в основном духовная литература. Из всем известных, меня потрясла книга «Несвятые святые». Слова, написанные на обороте книги, должен помнить каждый из нас. Архимандрит Тихон приводит там высказывание одного подвижника о том, что всякий православный христианин может поведать свое Евангелие, свою Радостную Весть о встрече с Богом. Именно это мы и должны делать каждый день в своей жизни: в работе, в отношениях с близкими. Книга действительно наполнена высочайшей Радостью.
- Вы нередко участвуете в благотворительных акциях. В частности, выступали в получившей с некоторых пор известность 31-й больнице. Что вам даёт участие в таких акциях? Если можно, расскажите о последней по времени.
В таких случаях я никогда не задумываюсь, какую пользу лично мне может принести мой труд. Видимо, я как-то так устроена, что у меня в сердце есть потребность отдавать всё, что имею. Главным образом, это, конечно, пение. Когда поёшь для больных детишек, и видишь, что на их грустных личиках появляются улыбки, то понимаешь, ради чего ты живешь на этой земле. Каждый человек должен нести любовь и добро. И я стараюсь делать это в полной мере. Последней была поездка в Псков на ежегодную благотворительную акцию «Псковские киноканикулы», организованную благотворительным фондом помощи детям «Детский КиноМай» совместно с благотворительным фондом «Расправь крылья!». Мы ездили в детские дома, школы-интернаты, в школы искусств, пели, давали актерские мастер-классы. С прошлого года нас там ждали. Я не первый год дружу с «Детским КиноМаем», участвую в их акциях. В Псковском детском доме у меня уже есть дорогие и близкие моему сердцу люди. Не перестаю удивляться мужеству президента фонда Лидии Петровны Евтушенковой, которой удается на хрупких женских плечах нести такое сложное дело.
- Один из священномучеников ХХ[1] века писал: «Сколько счастья, утешения и самого тонкого возвышенного наслаждения вызывает радость на лице бедняка от души искреннею и необходимою ему помощью! Какое великое сокровище, может быть, покупаешь на презренный поистине металл, обыкновенно или безразлично скопляемый без всякого употребления, или расточаемый на дела суетные, бесцельные и недостойные. О, богачи! Какого блаженства не цените вы в ваших руках, не умеете извлечь и губите своею безрассудною жизнью!» Близко ли вам это утверждение?
- Думаю, что каждый человек, подавая милостыню, бесспорно, испытывает положительные чувства, и у каждого своя мотивация. Кто-то надеется, что Господь его вознаградит за доброе дело, кто-то думает, что если он сейчас поможет, то потом помогут ему, кто-то просто получает удовольствие от того, что имеет деньги и может их отдать, а кто-то вообще не думает, просто отдаёт и всё. И разделять людей в данном случае на богатых и бедных не совсем правильно. Ни один человек на земле не может знать, что творится в душе другого. Нам неизвестно, что в сердце у богача, поэтому судить его за безрассудную жизнь, я думаю, не стоит. Но определенно, человек совсем не имеющий сострадания и милосердия в душе своей, не испытывал истинного блаженства.
- В чём вы видите задачу искусства вообще и своего творчества в частности?
- Вся сложность в том, что именно называть искусством. Я не могу однозначно утверждать, поскольку все люди разные, и по-разному смотрят на жизнь и творчество. Считаю, что всё имеет право на существование, главное, чтобы то, что мы называем искусством, не было губительно для души. По сути, истинная ценность искусства – человеческая жизнь и его духовное становление, или, как сказал Ф. М. Достоевский, «искусство – это способ найти Человека в человеке».
- Какие человеческие качества вы цените более других, а какие вам особенно неприятны?
- С тем, что называется «неприятны», я сталкиваюсь всё меньше и меньше. Наверное, потому что моё отношение к людям постоянно меняется в лучшую сторону. Если я вижу какие-то недостатки в человеке, то мне скорее хочется помолиться за него, ведь ему на самом деле тяжело. Для меня главное в жизни – это Правда. Больше всего я не понимаю, когда люди вместо того, чтобы открыто поговорить, начинают прятаться. Или бывает, кто-то что-то пообещает, а потом опять же без объяснения причин не подходит к телефону, например. Мне такие поступки не очень ясны, потому что я сама крайне обязательный и ответственный человек. Бывает, конечно, и я что-то забываю, но это, как правило, из-за безумного объема работы. Но если мне напоминают, то я всегда, если это в моих силах, разрешаю ситуацию.
- Каким девизом вы руководствуетесь в жизни?
- Вера, Надежда, Любовь! Как в моей песне «Три сестры». Важнее Любви в жизни ничего нет. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22, 37 - 40). Мы должны руководствоваться этими заповедями ежесекундно, стараясь не позволять себе других чувств.