Николай Новиков и Владимир Греков
Тема Всемирного Русского Народного Собора, проходившего в Ставрополе уже в пятый раз, имеет важное значение для исторических связей современного российского казачества и эмиграции: «Северный Кавказ 1917-2017 гг.: Уроки столетия». Однако обозначенный исторический период выводит разговор далеко за пределы нашего региона и даже России - в масштабы планетарного порядка. Ибо русский, и особенно казачий мир, разделенный братоубийственными войнами и потрясениями столетие назад, давно нуждается в осмыслении этих событий и преодолении ментального разлома.
Последние тридцать лет в казачьей среде продолжается поиск общих смыслов, движимый памятью и гордостью за историческое, военное, культурное, родовое наследие. Спустя век с той переломной эпохи, актуальность укрепления связей и взаимного диалога только возросла.
Так, важнейшим для Терского казачьего войска мероприятием в рамках Всемирного Русского Собора, стала передача старинного элемента казачьей одежды: башлыка терского казака станицы Червленой Виктора Васильевича Карпушкина. В торжественной обстановке, в тронном зале епархии Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл передал его атаману Терского казачьего войска Александру Журавскому. Это настоящая реликвия, которая вернулась на терскую землю спустя столетие.
Юный казак Карпушкин отправился в эмиграцию после Гражданской войны, и его жизнь за рубежом прошла через географические координаты острова Лемнос, Чехословакии, Бразилии, США. Сквозь все повороты судьбы Виктор Васильевич пронес с собой этот башлык, не забыв о своих корнях. Его дочь Нина передала эту памятную часть отцовской справы атаману Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии Михаилу Дзюбе, который, в свою очередь, передал реликвию Митрополиту Кириллу во время его визита в Чехию. В дальнейшем будет определено место хранения башлыка. Возможно, в соответствии с пожеланиями потомков Карпушкина, он будет передан на его родину - в один из храмов казачьей станицы в Чеченской Республике.
Всемирный Собор ознаменовался еще одним знаковым визитом. По личному приглашению Митрополита Кирилла, который является председателем Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством, Ставрополь посетила делегация из Франции. В ее составе прибыл председатель Объединения памяти Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка Владимир Николаевич Греков – потомок известного рода Грековых, принадлежавших к донскому казачьему дворянству. Это была крупнейшая воинская династия, подарившая Российской Империи многих доблестных генералов и офицеров.
Сопровождал почетного гостя Николай Леонидович Новиков, директор культурно-выставочного центра «Донская казачья гвардия» (Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону). Как историк, эксперт Минкультуры РФ по историческому оружию и военной форме, Н.Л. Новиков взаимодействует с казачьей эмиграцией во Франции, в сферу его научных интересов входит и работа в Музее Лейб-гвардии Казачьего полка в Париже, в Объединение которого он также входит. Там хранятся бесценные экспонаты: редкие документы, оружие, ордена и награды, штандарты, знамена, живописные полотна, запечатлевшие жизнь и боевую историю гвардейских казачьих частей со времен Екатерины II.
Все это имеет непреходящую историческую ценность для казачества, независимо от государственных границ или войсковой принадлежности. При посредничестве Николая Новикова о том, как сохраняется эта память потомками лейб-казаков удалось поговорить с Владимиром Грековым.
- Владимир Николаевич, Ваш визит в Россию связан с участием во Всемирном Соборе или еще есть планы пребывания?
- Нет, мы прилетели на Собор по приглашению Митрополита Кирилла, с которым мы познакомились не так давно, очевидно ценим друг друга и посчитали приятным долгом тут побывать.
- Тематика этого форума сложна и чувствительна для России, и вероятно, близка и понятна лично Вам, казачьей эмиграции. Как Вы считаете, разговор состоялся? - В течение первого дня мы немного скучали, поскольку темы, которые здесь прозвучали, были отвлеченные и не касались напрямую той даты, которая нас волнует. А волнует нас именно семнадцатый год прошлого столетия. Во второй день было живее, речи были, скажем, более боевые и более схожие с той обстановкой, в которой мы воспитывались в среде русской военной эмиграции.
- В некоторых докладах на секциях было уделено особое внимание работе Музея Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, и рассказ о нем вызвал неподдельный интерес у слушателей. Какой исторический период охватывают предметы Музея? - Всю жизнь Лейб-гвардии Казачьего полка, с самого создания в 1775 году по сегодняшний, возможно и завтрашний день. Музей пополняется постоянно новыми предметами. Они возникают из того, что принято называть военным антиквариатом, и если это имеет прямое отношение к нам, нашей истории, то мы стараемся это приобрести.
- Расскажите о коллекции живописных полотен – портретов казаков и офицеров полка. Ведь это история в лицах, мы можем увидеть и представить себе императорское казачье воинство, как выглядел каждый конкретный человек…
- На портретах представлены в основном командиры полка, начиная с времен Екатерины II, до окончания пребывания полка в России и включая первые годы эмиграции.
- Что наиболее ценно для Вас? Есть ли среди экспонатов самые любимые?
- Не могу сказать, что есть какие-то любимые, потому что я лично счастлив тем, что не являюсь не историком, ни коллекционером. Коллекционеры – это ведь «больные» люди, хранители. Для меня каждый предмет, который там хранится, имеет очень большую ценность в духовном смысле. Среди них довольно трудно обозначить: вот если все должно погибнуть, то эта вещь должна быть спасена в первую очередь. Я простой казак станицы Старочеркасской. И как человек военного воспитания, хочу отметить, что у нас хранится Штандарт, который пожалован был нам Императором Александром II в 1875 году. Этот Штандарт по законам Российской Империи каждые 50 лет следовало заменять новым. Получается, что его следовало заменить в 1925 году. Но наши старшие товарищи в этом году уже находились за рубежом. Они его не бросили и не отдали в какой-то музей. В этом отношении Штандарт - та святыня, которая олицетворяет Лейб-гвардии Казачий полк. И пока он находится не в витрине музея, не в хранилище, а в среде, где он живет и в некоторые дни торжественно выносится, почитается – это чрезвычайно важно. Есть и другие вещи. Как известно, в 1813 году Лейб-гвардии Казачий полк отличился атакой под Лейпцигом. И его стремительная атака спасла тогда трех союзных монархов: императора Александра I, австрийского императора Франца I и короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III. Именно отчаянная смелость лейб-казаков, остановивших французскую кавалерию, спасла положение. Оценивая этот подвиг тут же, на поле сражения, император снял со своей груди Орден Святого Георгия 3-й степени и прикрепил его на грудь полковника Ивана Ефремовича Ефремова. Этот крест хранится у нас, под Штандартом. Старые офицеры, которые были произведены в офицерские чины еще в XIX столетии – я с такими встречался и общался – это их дух, подлинный. И это также очень значимая для меня святыня.
Николай Новиков, также принимавший участие в разговоре, отметил:
– В нашем музее, в Ростове-на-Дону, когда я провожу экскурсии, то всегда говорю: весь мир знает 300 спартанцев, но в этой истории мало исторических фактов и многие воспринимают её не более чем красивую легенду, а сражение под Лейпцигом и атака в нём лейб-казаков - это реальная история, о реальных казаках. Их было всего триста донцов и 100 черноморцев, все их фамилии известны, кто участвовал, кто погиб, кто был награждён и за что. И вот эти четыре сотни человек не дали изменить историю Европы и мира. Над этим стоит задуматься. Этот подвиг незаслуженно забыт в нашей стране. Я со своей стороны встречался с московскими режиссерами, мы пишем сценарий фильма о полковнике Ефремове и о той атаке, как о нашем национальном достоянии. Кроме того, Лейб-гвардии Казачий полк во главе с тем же Ефремовым поддержал императора Николая I во время восстания декабристов и повлиял на исход событий на Сенатской площади. Среди казаков не было ни одного человека, кто был бы осужден в связи с тем заговором. Именно поэтому Николай I завещал похоронить его в казачьем мундире и остался единственным императором, который был похоронен именно в казачьем генеральском мундире...
- Владимир Николаевич, в Ставрополе проживает Ирина Полякова, правнучка Кирилла Полякова, камер-казака вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, эмигрировавшего вместе с нею и другим камер-казаком Василием Ящиком в Данию. Есть ли у Вас в музее вещи, связанные с ними?
- Только личное пальто императрицы Марии Федоровны. Оно случайно к нам попало от стороны, которая не могла больше обеспечивать хранение этой вещи, а мы не могли отказаться и ответить, что это нам не нужно.
- Как строится ваше взаимодействие с культурно-выставочным центром ДГТУ «Донская казачья гвардия», с Николаем Новиковым? Как произошло ваше знакомство?
- Судьба. Это наш небесный покровитель, священномученик Ерофей так велел. День поминовения нашего святого приходится именно на день атаки под Лейпцигом. И ежегодно 4 октября по старому стилю (17 октября по н. ст.) ему служится благодарственный молебен. Был полковой праздник в Санкт-Петербурге. Первая наша встреча произошла тогда. Но мы были знакомы по переписке чуть ранее. Эти молодые люди из Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Области войска Донского сумели нас разыскать. Нас многие разыскивают, в том числе ученые, профессора. Но общаемся мы не со всеми. Я человек не особенно воспитанный и не особенно культурный. Меня всегда больше тянуло к молодым казакам, которые ищут какую-то историческую истину. Хотят что-то перехватить из того, что нам удалось видеть, слышать, узнать от тех людей, с которыми они встречаться никак не могли хотя бы из-за возраста или из-за того, что были разделены политическими условиями, большими расстояниями и всевозможными преградами, которые люди так умеют создавать.
- Возможно ли приехать к Вам в музей из России и посмотреть экспозицию?
- Я лично не люблю праздных посетителей. Хотите экскурсию – можете пойти в Лувр, в музей Пикассо или что там еще повеселей. Но если кто-то действительно интересуется, то пожалуйста, ради Бога. Мы предпочитаем, когда человек приходит с хорошей рекомендацией и по предварительному согласованию. Это лучше всего. Потому что мы не являемся массовой организацией, неким общественным домом приемов.
- Уже были или может быть планируются экспозиции в России?
- Это исключение. Редчайший случай. Когда из Франции в 2015 году были привезены останки Великого Князя Николая Николаевича, мы в этом принимали участие. У нас хранятся все ордена Великого Князя, имеется его большой портрет, написанный маслом, его мундиры. Он был зачислен в полк, когда отмечался столетний юбилей боя под Лейпцигом, поэтому мы тогда предоставили к этой церемонии его ордена. Они прибыли вместе с телом Великого Князя из Парижа в Москву и потом были переданы для выставки в государственный Эрмитаж.
- И больше ничего подобного не было?
- Нет. У нас хранятся очень ценные вещи, и для того, чтобы они хранились в наилучших условиях (ведь мы не профессиональный музей), часть из них их передали на хранение в Бельгию, в Королевский музей армии и военной истории в Брюсселе. Эти предметы остаются нашими, мы можем в любое время их вернуть себе. Самые ценные вещи, в том числе императорские мундиры, штандарты, именное оружие, серебряные трубы – все хранится именно в Бельгии уже 80 лет. Они в прекрасном состоянии, выставлены на обозрение и любой желающий может туда попасть. Этот музей открыт всегда. Причем, бесплатно.
- Вы бывали на родине предков, на Дону?
- Нет, не получилось. На Донской земле не было моей ноги никогда.
- Вы родились в Париже?
- Мне 70 лет, я родился в Париже, в семье донского казака. Грековы служили в лейб-казачьем полку с 1775 года. Учился во Франции, у меня два образования – юридическое и военно-морское.
- По казачьей традиции имеете отношение к ратному, военному делу.
- Но не к военной истории. Могу кое-что рассказать про локаторы, про борьбу с подводными лодками. Мой старший брат врач.
- У вас прекрасный русский. Ваша семья общалась на родном языке дома?
- Каждую неделю в нашем с братом детстве, хоть иногда нас и понуждали, а мы, не совсем понимая смысл этого принуждения, посещали уроки четверговой православной школы. Там нас учили Закону Божьему, более-менее грамотно писать, истории, географии. Другого не успевали преподавать. Но этого вполне достаточно было. Я также изучал русский язык в средней школе, где его преподавали как иностранный. Так что это внедрялось в нас на уровне культуры. А дома мы всегда разговаривали по-русски.
- А думаете вы на каком языке?
- Я не знаю на каком языке человек думает. Когда мне задают этот вопрос, я не знаю, как на него ответить. Когда у человека один язык, то понятно, а когда у него одновременно два языка… Мне кажется, что сначала какая-то дума появляется, а потом уже она воплощается в какой-то язык, формулируется. У меня такое личное впечатление. Родители мои скончались, а когда мы с братом встречаемся, и нет посторонних лиц, то само собой разумеется у нас разговор идет на русском языке.
- Вам так легче понять друг друга?
- Не обязательно легче, не всегда. Есть темы, на которые легче разговаривать на французском. Например, заполнение ежегодной декларации для налоговой службы. Здесь не всегда найдешь русские слова.
- Вы планируете приехать на родину вместе с братом?
- Брат был, Николай Леонидович Новиков его принимал. Но все возможно, гадать не будем. Человек предполагает, а Господь располагает...
На финальном пленарном заседании ВРНС рефреном звучали слова о том, что самое важное для нашего общества на пороге 2017 года – это вызревающая способность обсуждать непростые события XX столетия спокойно, не впадая в состояние новой гражданской войны. Важно понять, что все происходившее в момент слома исторических эпох катастрофично именно с точки зрения человеческих потерь и не должно быть братоубийства, разделения народа на два враждебных лагеря.
Понять же, как в действительности жили наши деды и прадеды сегодня можно и благодаря диалогу с наследниками той, дореволюционной культуры.
Тимофей Есаулов, заведующий Музеем истории казачества в г. Ставрополе, собиратель старинных артефактов, внук потомственного казака, атамана Виктора Есаулова:
- Визиты представителей казачьей эмиграции в Россию – это всегда большое и очень интересное событие для нас. Такое общение – настоящий кладезь информации о тонкостях традиционной одежды, элементов оружия, быте и укладе жизни, нюансах исторических традиций. Не всегда мы знаем, как доподлинно выглядела та же черкеска. Мы также можем поделиться сведениями о том, что сохранилось у нас: о вещах, переживших минувший век в России. Это встреча эпох, двух разных частей одного огромного «континента», которым был казачий мир. И которым он, несмотря ни на что, остается - единым целым.
Наталья Гребенькова
___________
Заявление русской патриотической общественности
ОТКРЫТО ДЛЯ ПОДПИСАНИЯ
|