Галерея Сайды Афониной на нашем сайте
Наше время наперекор разговорам об упадке в искусстве весьма богато поистине выдающимися художниками. Особое место в этой плеяде занимает Сайда Мунировна Афонина, многогранность и самобытность таланта которой восхищает как критиков, так и зрителей.
Она родилась в 1965 году в Сызрани и с самого детства имела серьезное влечение к живописи, в коем девочку поддерживала ее мать. Уже в те ранние годы Афонину отличала замечательная работоспособность и упорство в достижении поставленной цели. Позже это очень проявится в ее картинах, написанных, как сказали бы некоторые, «не женской» рукой. Рука большого мастера, коим стала девочка из маленькой Сызрани, не знает усталости, не позволяет себе ни малейшей небрежности. Каждая крошечная деталь полотен Афониной ювелирно отточена, каждая композиция любовно подобрана, каждый оттенок неуловимый, как крошечный мотылек, пойман и передан, каждый сюжет проработан до тонкостей, наполнен глубоким содержанием.
Подлинное искусство есть талант, помноженный на трудолюбие и ответственность за создаваемое произведение – перед собой, зрителем и высшим Дародателем.
У маленькой Сайды трудолюбие не уступало таланту. Она делала по 20-40 набросков в день, неуклонно следуя к своей цели – стать художником. В 1985 году она окончила художественную школу, а через год поступила в Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, которое окончила в 1989 году. В том же году Афонина стала студенткой Российской академии живописи, ваяния и зодчества, где после выпуска в 1995 году осталась работать преподавателем кафедры портрета. В те годы из этого «гнезда Глазунова» выходили один за другим лучшие наши живописцы – Рыженко, Кургузова, Мирошник, Демаков… С Наталией Кургузовой и Константином Мирошником Сайда училась на одном курсе. Надо заметить, что в их творчестве есть немало общего. Например, две явно превалирующие темы: дети и историко-религиозная живопись.
Детские портреты, написанные Афониной, наполнены особым настроением и дают не просто с фотографической точностью переданное изображение, но целый мир – волшебный мир ребенка. Особенно интересна в этом смысле картина «Аничкино царство», в которой художник позволила себе отступить от канонов реализма для создания удивительного образа Детства - царства многочисленных игрушек, в коем и сама их юная хозяйка, фигура которой нарочно написана совсем маленькой, кажется ожившей «куклой наследника Тутти».
Сайду Мунировну по праву называют одним из лучших современных художников-портретистов. Помимо современников, ею написана целая галерея исторических лиц – Ярослава Мудрого и Карла Четвертого, Сергея Рахманинова и офицера-корниловца… Но, наиболее значимый пласт в этом направлении творчества художника – созданные ею образы русских святых. Это не просто портреты, иконописные лики, но… живые люди, исполненные благодатью, которая так и струится на созерцающего… Можно бесконечно смотреть на портрет преподобного Амвросия Оптинского, чувствуя, что и он смотрит на тебя своими ласковыми глазами, смотрит и знает все твои мысли и, вот-вот, заговорит с тобой в своей особой, известной нам по житию и воспоминаниям манере.
Запечатлела Афонина и другого оптинского старца – Иосафа. А также – Иосифа Волоцкого, преподобного Кирилла Белозерского, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских… Образ этих двух старцев, погруженных в молитву, поразителен по своей глубине. Такой картины невозможно написать «просто так», на мастерстве и таланте. Нужно, что сам Господь незримо водил рукой художника, даруя ему великое счастье – воплотить на холсте своих избранных. Оттого и созерцание этого полотна умиротворяет душу, настраивает ее на молитвенный лад.
На тот же лад настраивает и фигура коленопреклоненного Серафима Саровского – одна из самых известных работ Афониной. В этой картине все проникнуто безмолвным устремлением к Богу: лес – нерукотворный храм, святой источник, о даровании коего молился преподобный, согбенный старец, взор которого кажется устремленным внутрь себя… Всего окружающего нет для него, а есть лишь неслышимая нам, непостижимая беседа с Творцом, коей мы становимся свидетелями.
Все творчество Сайды Афониной, будь то портрет, натюрморт, пейзаж или историческое полотно, озарено божественным лучом, проникнуто какой-то особенной высокой поэтической нотой. Глядя на ее картины, на ум приходит романс С. Рахманинова на стихи Г. Галиной:
Здесь хорошо...
Взгляни, вдали огнем
Горит река;
Цветным ковром луга легли,
Белеют облака.
Здесь нет людей...
Здесь тишина...
Здесь только Бог да я.
Цветы, да старая сосна,
Да ты, мечта моя!
Литературно-общественный журнал "Голос Эпохи", выпуск 4, 2016 г. |