Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

Герои наших дней [373]
Созидатели [82]
Люди науки и искусства [47]
Разное [247]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 8
Пользователей: 1
pefiv

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • СОВРЕМЕННИКИ

    Главная » Файлы » Люди науки и искусства

    ГАЛЕРЕЯ ПОРТРЕТОВ БЕЛЫХ ГЕНЕРАЛОВ ХУДОЖНИКА Д.А.ТРОФИМОВА
    08.11.2021, 23:28


    Рассказ о триумфальной галерее портретов белых генералов, написанных Д. А. Трофимовым, невозможен без углубления в биографическое прошлое как самого художника, так и его предков. Почему в ХХ веке наш современник обращается к подобному — теме Белого движения? Почему столетие спустя для него она остается живой и наболевшей?

    Дмитрий Александрович Трофимов родился в 1972 году в Москве в семье выдающегося пейзажиста Александра Сергеевича Трофимова (1927-2000). По словам Дмитрия Александровича, именно воспитание отца стало фундаментом его духовного и идейного роста: «Помню, как отец доставал из шкафа, второй линии книг эмигрантский журнал «Часовой» , который тайно вывозился из заграницы и изучал его вместе со мной... И, конечно, в семье велись разговоры, что такое была Октябрьская революция — в 1980-е годы уже можно было свободно говорить об этом — и отец расставлял правильные акценты в представлении об этом. Первыми книгами для меня стали произведения РБ. Гуля, С. П. Мельгунова «Красный террор» и другие. Отец общался с людьми антисоветских взглядов, преданных дореволюционным идеалам, культуре. Они объединялись, в том числе, вокруг ВООПИК, в котором мой отец работал. Это была борьба в условиях фактической оккупации, борьба за те островки русской культуры, которые хотелось сохранить и спасти. Проводились лекции, устраивались выставки художников и так далее...».

    Связь с Гражданской войной в семье Дмитрия Александровича прямая и преемственная — оба брата деда художника воевали на стороне Белой армии, один из них погиб под Батайском в 1919 году.

    Дмитрий остро и болезненно переживал события Гражданской войны, о которых ему рассказывали, о которых он читал: «Было понятно, что за 70 лет всё изменилось, изменилась власть, многие ценности мировоззренческие и культурные вернулись... но при этом было всё равно понятно, какой это был изначально, в 1917 и последующих годах, страшный слом. Это сказалось и на моей семье — была развивающаяся семья, в которой люди учились в университетах, писали стихи, а потом, после Октябрьской революции, началось выживание в 1920-30-е годы. Конечно, не всё было так однозначно, по материнской линии мои родственники работали в это время в Кремле, я не могу сказать, что это была не моя власть... Но всё-таки главный вопрос не в том, хорошо люди живут или плохо, главное — какие культурные ценности устанавливаются в обществе, что декларирует это общество, в чём сущность жизни. Были разрушены изначальные институты: культура, Церковь. Это однозначно воспринималось как катастрофа».

    Обучение Д. А. Трофимова в МСХШ при МГАХИ им. В. И. Сурикова пришлось на смутные 1990-е годы. Тема Гражданской войны семидесятилетней давности стала как нельзя актуальной для молодого художника. Прошлое эхом отзывалось в настоящем: «Понятно было, что приходят «новые большевики», которые прокатятся новой разрушительной волной по государству....». Остро переживавший развал страны, Дмитрий Трофимов, ещё будучи школьником, пишет живописные работы на тему Гражданской войны, дипломом в МСХШ становится символическое полотно «Гибель русской интеллигенции» (1990 г.), в котором Трофимов синтезировал две трагедии России, два решительных перелома в её судьбе — революционные события первой четверти и переворот начала 1990-х годов ХХ столетия. Зрителя притягивает, прежде всего, трагическая центральная фигура, дворянина, интеллигента, подгоняемого на казнь, во взгляде которого всё: и ужас, и страх, и боль, и, главное, изумление. То, за что боролась когда-то русская интеллигенция, обернулась против неё же. Ещё немного и рядом с уже расстрелянным белым воином ляжет ещё одно тело... Из кроваво-огненной темноты, как из изображения Страшного суда (действие картины происходит в церковном интерьере), выступают мрачными силуэтами те, кто, по мнению молодого Трофимова, являлись вражескими образами: Е. М. Ярославский (Губельман) (антирелигиозная деятельность), Л. Д. Троцкий, В. В. Маяковский (поэзия), А. В. Луначарский (литература), а также Б. Н. Ельцин — как ответ на современные события. Перед названной группой с винтовкой и в кожанке изображён, готовый действовать по указаниям, вечный «Шариков».

    Постепенно Дмитрий Трофимов ушёл из темы Гражданской войны — всё было слишком болезненно, особенно в контексте происходящих событий. Занимался церковными монументальными росписями (в том числе в 1997-2000 годах принял участие в росписи храма Христа Спасителя), иконописью.

    В 2000-х гг. произошло знакомство с Александром Николаевичем Алекаевым, автором проекта «Белые воины». Начинавшийся как книжный (выпуск серии исторических книг «Белые воины»), ныне проект включает в себя разнообразную деятельность: создаются в память о воинах киоты с иконами, были обретены останки В. О. Каппеля в Харбине и перезахоронены в Донском монастыре в Москве, на месте гибели генерала С. Л. Маркова (г. Сальск, ст. Торговая) был установлен первый в истории России памятник вождю Белого движения. Одно из последних событий такого рода: «17 ноября, в воскресенье, в преддверии праздника Архистратига Божия Михаила и Небесных Сил Бесплотных, в Свято-Екатерининском кафедральном соборе Екатеринодара митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор совершил заупокойное богослужение по генералу Михаилу Дроздовскому и «всем христолюбивым воинам и офицерам всех соединений Дроздовской дивизии, за веру и честь и достоинство Отечества живот свой положивших», после чего освятил одноименный киот с иконой Небесного покровителя доблестного генерала, георгиевского кавалера Михаила Гордеевича Дроздовского». Икона Св. Георгия Победоносца как раз была написана художником Д. А. Трофимовым, а киот создан его мастерской «Царьград».

    Знакомство с Алекаевым обратило вновь к теме Гражданской войны и к её участникам, положило начало серии Д. А. Трофимова «Портреты белых генералов». Для книг «Белые воины» работали несколько художников; Д. А. Трофимов написал изображения М. Г. Дроздовского, М.К. Дитерихса, А. П. Кутепова. Кроме того, на заказ были выполнены портреты С. Л. Маркова и Н. Н. Юденича. Сам А. Н. Алекаев рассказывает: «К каждой книге нашей серии мы специально заказывали художнику портрет главного героя, поскольку нам хотелось, чтобы читатель имел возможность увидеть качественно выполненный образ персонажа книги. Таким образом, у нас образовалась целая галерея портретов».

    После написания заказных портретов Дмитрий Александрович продолжил работать над созданием своей «военной галереи» и в настоящее время она состоит из двенадцати полотен:



    «Портрет генерал-лейтенанта Владимира Оскаровича Каппеля»

    «Портрет адмирала Александра Васильевича Колчака»

    «Портрет генерал-майора Михаила Гордеевича Дроздовского»

    «Портрет генерал-лейтенанта, барона Петра Николаевича Врангеля»

    «Портрет генерал-лейтенанта Николая Степановича Тимановского»

    «Портрет генерал-лейтенанта Сергея Леонидовича Маркова»

    «Портрет генерала от кавалерии Алексея Максимовича Каледина»

    «Портрет генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина»

    «Портрет генерала от инфантерии Александра Павловича Кутепова»

    «Портрет генерала от инфантерии Николая Николаевича Юденича»

    «Портрет генерал-лейтенанта Михаила Константиновича Дитерихса»

    «Портрет генерала от кавалерии, графа Федора Артуровича Келлера».


     

    Как рассказывает сам художник, работа подразделялась на следующие этапы: выбор личности портретируемого, определение наиболее подходящего фотографического оригинала с изображением героя, поиск композиции будущего портрета и её символической наполненности, и, наконец, написание самого портрета.

    А. Н. Алекаев рассказывает о принципе выбора персонажей для книг серии «Белые воины»: «Критерии отбора существуют. Когда мы рассматриваем потенциального героя для будущей книги, мы исходим из того, что персонаж этот должен быть человеком безупречным с точки зрения воинской чести, иметь незапятнанную репутацию. Он должен быть верным присяге, Государю, исповедовать монархические принципы, быть нравственным человеком. То есть наш герой обязательно должен быть в чём -то примером для читателя»! После создания заказных портретов Дмитрий Трофимов уже сам выбирал наиболее значимых с его точки зрения героев для своих произведений, придерживаясь, однако, тех же идей, о которых было сказано выше.

    Определение наиболее подходящего фотопортрета стало не самым простым рабочим этапом. Художник старался интуитивно выбрать фотографию, максимально ярко раскрывающую и характеризующую личность модели. При этом далеко не все фотографические портреты подходят для написания портрета живописного: «Есть портреты, где люди находятся в расслабленной позе, что противоречит моему художественному замыслу. А есть портреты, прекрасные с фотографической точки зрения, но которые не подходят для написания картины. Свет плохой, ракурс не выигрышный. Например, есть фотопортреты Дроздовского, где он практически в контражуре — освещена только часть лица, остальная в тени. Для фотоискусства — это эффектно, но для живописи — не выигрышный ракурс. Важно было найти портреты, где была хорошо видна голова, её анатомия».

    На многих фотографиях, которые Трофимов использовал в качестве оригиналов, модели изображены погрудно, без кистей рук: «Хороший же живописный портрет — всегда с руками». Соответственно, художник вносил свои корректировки для достижения лучшего эффекта воссоздания личностей героев. Все портреты кисти Трофимова — поясные.

    Еще одним подготовительным этапом работы Трофимов называет выбор подходящего натурщика для картины. Одного фотографического снимка недостаточно для написания полноценного портрета. Соответствующей комплекции модель (например, С. Л. Марков отличался худощавым телосложением, Н. Н. Юденич, напротив, — плотным) облачалась в специально сшитый (по заказу А. Н. Алекаева) реконструированный костюм и располагалась в требуемой позе перед художником. Благодаря этому Д. А. Трофимову удалось создать вполне достоверные образы с анатомической и пластической точек зрения.

    Начатую Д. А. Трофимовым военную галерею белых генералов можно без ложной скромности назвать важным событием не только в области отечественного современного искусства, но и знаковым историко-общественным явлением. Кроме того, эти портреты с героическими образами прошлого действительно можно назвать актуальным искусством. Лучшим подтверждением этого служат слова самого художника, опубликованные в новом юбилейном календаре «Герои Великой войны» с названными выше портретами белых генералов:

    «В эпоху государственного рубежа тысячелетий мы, как никогда нуждаемся в образцах героизма и благородства, бескорыстного служения Отечеству и гражданского долга. Образы героев Белого движения — это портреты последних рыцарей ушедшей в вечность Российской империи в давно задуманную мной военно-историческую галерею. Столетие с начала Великой войны — это повод вспомнить её героев, которые в наступившем революционном безумии остались преданными сынами России. Эта самоотверженная горсть людей, офицеров и юнкеров, пытавшаяся о

    становить кровавый маховик красного террора в ледяной стуже кубанских степей и холодном безразличии, переставших быть гражданами жителей огромной страны, погибла или была выброшена за её пределы. Но их нравственный подвиг, особенно видимый нами в ретроспективе последующих тридцати лет, остаётся значимым для нас и сегодня...»

    источник

     

     

    Категория: Люди науки и искусства | Добавил: Elena17 | Теги: люди искусства, россия без большевизма, белое движение, художественная галерея
    Просмотров: 156 | Загрузок: 0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ (НОВАЯ!): 4893 4704 9797 7733

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1881

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru