СЕГОДНЯ — во вторую неделю по Пятидесятнице — наша Церковь установила особый праздник в честь и память «всех святых, в Российстей Земле просиявших». Со времени первой евангельской проповеди на Руси и до ныне наш народ на протяжении своей тысячелетней истории дал великое число святых. Каждая область нашей Родины: и холодный север, и равнина средней России, и запад, и юг, и дальний таинственный восток, также и каждый слой нашего народа: священство и монашество, крестьянство и купечество, святители и воины — все выделили из своей среды святых. Воистину — сегодня наше великое торжество, сегодня — духовный пир нашей Русской Православной Веры, сегодня наша Церковь — именинница.
Собор Русских Святых является свидетельством тому, что ЖИВА ДУША НАРОДА, давшая такой великий урожай в винограднике Христовом. Значит — не погибнет наш народ доколе в нем не иссякнет семя святое, и не сможет погибнуть наша Родина, орошаемая мученическою кровью за Имя Христово.
Много различных путей ведет к Богу. Много имеется разных способов спасения и богоугождения. Многие святые шли путем монашеского аскетического подвига, сурового поста, долгих молитв и напряженной внутренней борьбы со страстями. Много было у нас и Христа ради юродивых, которые, принимая на себя вид безумных и делая себя предметом общих насмешек, достигали величайшего смирения.
Много и было у нас святителей, которые с подвигом личной праведной жизни соединяли высокий подвиг самоотверженного служения Церкви и народу. Нашему же времени Господь посылает преимущественно подвиг исповеднический и подвиг мученический, т. е. крепкое стояние за Веру и Церковь Христову даже до пролития своей крови.
И в этом подвиге наша Родина проходит уже почти пятьдесят лет. От края и до края наша Русская Земля напоилась кровью необозримого числа Христовых мучеников. Первым страстотерпцем был митрополит Владимир, выведенный из ограды Киево-Печерской Лавры и тут же заколотый штыками. Затем, Святейший Патриарх Тихон, самоотверженно защищавший свободу Церкви, анафематствовавший советскую власть за преследование веры. Много ему пришлось пострадать в тюрьме. Умер он, по отзыву его друга и врача от отравления. Митрополит Петр Крутицкий, погибнувший в далекой ссылке за полярным кругом. Епископ Платон Ревельский, на сильном морозе поливаемый водою и превращенный в ледяной столб. Митрополит Вениамин Петроградский, оклеветанный властью и представленный ею на суде как «враг народа», был расстрелян. Мученический венец приняла и вся наша Царская Семья. Какую дивную кротость и какое христианское смирение Она проявила в своем и заточении перед лицом грубого насилия и издевательства. Когда сторожившие Ее красноармейцы орали похабные и революционные песни, то в то время из комнаты Царской Семьи неслись звуки «Херувимской». Все Члены Царской Семьи в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге были по приказу советской власти убиты.
И вся эта кровь Российских мучеников, кровь Царя и Его Семьи, кровь святителей, священников и миллионов верующих, замученных в концлагерях и «горьких работах», «имена их же, Господи, Ты веси», — вопиет к небу. Таинственно и чудно описывает Св. Иоанн Богослов в Откровении отображения этих событий на небе: «я увидел, говорит он, под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу. И даны были каждому из них одежды белые и сказано им, чтобы они успокоились еще малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (VI, 9-11).
Материалисты думают, что могут искоренить веру физическим уничтожением верующих. Но, история Церкви свидетельствует о том, что чем больше проливается кровь христианская, тем больше и шире распространяется и утверждается вера. «Кровь мучеников, по слову Тертуллиана, есть семя распространения христианства». И мученическая смерть — показатель не слабости умирающих, а напротив, — их духа и силы в самоотверженном стоянии за веру и Церковь. Потому и торжествует сегодня Церковь, молитвенно вспоминая и прославляя своих мучеников.
Все многочисленные сонмы русских святых, как прославленных, так и еще не прославленных, зовут нас идти против господствующего безбожного течения, идти по вековым стезям Святой Руси, в покаянии, в молитве и в таинствах Церкви обретая благодатную помощь Божию и вечное спасание.
Протоиерей Борис Молчанов.
Православное Обозрение. 1969, №40. Стр. 1-3. |