“Князю Владимиру слава!”
Приближается день св. равноапостольного князя Владимира - событие, уносящее наше сознание в седую даль веков. Глубокой радостью отзовется оно в душе русского человека. Снова, как солнечный луч, блеснет пред духовным взором великого русского народа его славно-далёкое прошлое. Чудная, чарующе-потрясающая раскроется картина. Вот несравнимый в своей красоте город Киев - мать русских городов и колыбель русского народа. Вот воспетый Гоголем чудный Днепр - широкий и глубокий - крещенская купель русской души. Вот многотысячная толпа Киевлян, благоговейно погрузившаяся со своими детьми на руках в быстротекущие воды Днепра - эта нарождающаяся Русь Святая. Вот блестящий сонм греческих пастырей и архипастырей чрез святое таинство крещения призывающих русский народ к новой и святой жизни во Христе. Вот, наконец, виновник происходящего духовного торжества - св. равноапостольный князь Владимир.
Восхищенный необыкновенным зрелищем, он весь в молитве; стоит, как свеча, пред Богом. У Него - Подателя всякого блага - он просит милости и благословения к новопросвещенному русскому народу. Душа великого народа вспахана, теперь святым крещением просвещена, а скоро будет засеяна Словом Божиим. И вот равноапостольный Отец будущей Святой Руси с глубоким умилением и духовным восторгом просит Господа оплодотворить ее правдой-святостию; сделать ее достойной вечной жизни: раскрыть в ней всю красоту и силу христианской добродетели.
Дивный, незабвенный момент в истории великого русского народа! Это поистине подлинный праздник русского духа, светлое торжество русского гения, русской культуры.
И в этот незабвенный исторический день невольно наш духовный взор устремляется к тому, кто является подлинным виновником нашего духовного торжества - к св. равноапостольному князю Владимиру, «Красному Солнышку Русской Земли», духовному Вождю и просветителю русского народа, апостолу русского православия, законоположнику русской культуры; тому, кто явился виновником тех благословенных плодов, которыми так богата свято-русская многовековая жизнь. Хотелось бы понять и обнять всё величие, глубину и духовную красоту Владимирового дела. Увы, в обычной речи это едва ли возможно. Моя задача поэтому сводится только к тому, чтобы конспективно подчеркнуть в истории русского народа то, что даёт нам право день св. равноапостольного князя Владимира объявить днём нашего духовного торжества.
Небольшое Киевское княжество образовало великую Россию, охватившую 1/6 часть всего мира. Не многие русские племена, озарённые светом Христовой веры, сумели сплотить вокруг себя свыше ста инородческих племён, чтобы общими усилиями создать тот мощный единый организм-государство, которое впоследствии назвалось Российской Империей.
Кто же, какая сила собрала это многообразие в стройное могучее органическое единство? Кто наполнил его духом глубочайших устремлений, надежд и желаний? Кто в течение веков давал ему силу не только переносить, но и преодолевать те исполинские испытания, те препятствия и преграды, которые неумолимая история ставила ему на пути к осуществлению заветных целей и надежд?
Наследие Владимирово: Вера Православная. В ней народы, населяющие Россию, нашли объединяющий духовный цемент; в ней обрели они кладезь «воды живой», утоляющей жажду человеческого сердца; в ней нашли они и хлеб животный, дающий человеку возможность делать то, что человеку невозможно, но возможно только Богу.
Да, она, - СВЯТАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ из многочисленных родов, племён и народностей создала то великое народное ц е л о е, которое родило Русь Святую, Русь Православную, поставив ей целью не иное что, как служение в своей исторической жизни идее Царства Божия и Правде его.
Мало того. Указав своему народу великую цель, поставив ему великое задание, равноапостольный князь Владимир указал ему и путь к осуществлению этой цели, этого задания. Какой?..
Это, прежде всего, усвоение Христовой Православной Веры, как Слова жизни и духа. Не отвлечённую идею, не систему мёртвых, хотя бы и глубоких, истин узрел в христианстве великий апостол и просветитель русского народа, равноапостольный князь Владимир, а дух животворящий, рождающий человека в правду и в преподобие истины. А потому, приняв христианство, он захотел и уподобиться Христу, облечься в Его брачную одежду, одежду духовной чистоты, святости, одежду Христианской добродетели. Притом добродетель эта, определяемая двумя Христовыми заповедями: «Люби Бога ... и люби ближнего» ... - должна была явить себя не в слове только, но и в деле и истине. Отсюда строгость к себе и жертвенная готовность послужить другому - характерный признак русского Владимирового дела.
Таков был законоположник русского благочестия, святорусской жизни. Его заветам подражали и его славные потомки. Усвояя Православную Веру всем сердцем, всем существом своей души, они старались правила этой веры сделать законом не только своей личной, но и семейной и общественно-государственной жизни. Отсюда вся жизнь русского народа от простого поселянина до великого князя, позднее, Царя и Императора, есть выполнение устава Церкви, служение Ее Правде, исполнение Ее воли. Великий народный организм, насыщенный духом Христовой благодати, постепенно старался обратиться из царства мира сего в Царство Божие, в Дом Пресвятыя Богородицы, в Русь Святую, Православную, где должна была найти своё осуществление во всех видах человеческой жизни Правда Божия.
Так насажденное и взлелеянное св. равноапостольным князем Владимиром «Доброе дерево» не могло не принести достойных плодов.
Первый плод, это - сама Русь Святая, Русь Православная, как государство, отдавшее себя на служение не прихотям века сего, а идее Царства Божия и Правды Его. Первая и самая ценная задача в таком понимании государства, это - с л у ж е н и е Богу и народу в целях оказания последнему помощи осуществить в своей государственной жизни заветы Божественного Учителя Христа Господа. Вот почему в этом государстве (народе русском) носитель власти есть Божий слуга, защитник добра и отмститель делающему злое. Вот почему и верховный представитель этой власти есть не только народный избранник, но и Божий помазанник. Это - Царь милостию Божиею, в полном смысле этого слова, и потому служение его не есть выполнение им своей воли или воли своего народа, а выполнение воли Божией. Но так как эта воля Божия есть вожделенная мечта сердца народного, то и русский Православный Царь есть не чужой народу, не захватчик власти, а Царь желанный, Царь любимый, Отец - Царь Батюшка.
Второй плод - сама святорусская святость. Это не только вериги, аскетический подвиг, чёрная монашеская ряса, великая схима, а жертвенное служение всегда, всюду и всеми Правде Божией. Осуществление Правды Божией это первое, основное; вериги, схима, монашеский аскетизм - это только средства к тому, чтобы приобрести способность быть самому в правде и в таком же духе служить Богу и людям.
Отсюда велик и безграничен сонм святых угодников Божиих, в Земле Русской просиявших, но он же и чрезвычайно разнообразен. Тут простецы и учёные: тут богатые и убогие; тут князья и простые служилые люди; тут великие святители Церкви и просто иноки-чернецы; тут женский и мужской пол; тут старцы убогие и юноши и дети, - все слились в один светлый луч любви ко Христу и Его Божественной Правде. По-разному горят эти звёздочки на высотах русского духовного неба, но потому-то так и богат, так красочен и так очарователен небосклон духовной жизни земли родной, Святой Руси Православной.
Третий плод - это ни с чем не сравнимая, жертвенная и многоскорбная история православного русского народа. Она - вся порыв, подвиг крестоношения в поисках правды, защиты слабых и примирения всех людей. «О мире всего мира, Господу помолимся!». Для Святой Руси - это не простые только слова, это завет глубокой старины: это глубочайшая мечта русского сердца: это вечная боль и, вместе с тем, великая надежда русской души, жаждущей в людских отношениях откровения Царства Божия и Его лучезарной и всех умиротворяющей Правды. Таковой она была на заре нашего государственного бытия; таковой она оставалась в эпоху «злой татарщины», страшные годы «наполеоновщины», в пору жертвенной борьбы русских «чудо-богатырей» за «Крест Честный» и свободу братьев Славян. Таковой она остаётся и ныне, ибо, как исторический, так и современный Крестный путь Святой Руси - есть спасение всего человечества. Теперь это стали понимать не только русские, но и гордящиеся своей культурой западные иностранцы. «Благодаря России, - пишет известный современный итальянский историк Ферреро, - Европа могла так пышно распуститься во всех областях жизни, охраняемая широкой стеной России от страшных призраков Азии. Теперь эти призраки проснулись и с вожделением глядят на нас. Европа вообще мечется сейчас в поисках мира. Неисчислимые беды грозят нам со всех сторон. Почему? Нет России, а с нею и мира, который она одна только несла миру» ...
«Россия всецело отдала себя после победы над Наполеоном, - продолжает тот же историк, - культу мира. Глубокой тайной надо признать это удивительное стремление России XIX в. поддерживать и охранять мир во что бы то ни стало, совершенно бескорыстно».
«Не наступает в мире равновесия, и не избудем мы кризиса до тех пор, пока Россия не встанет в своём былом величии» (Иллюстратион 1931 г. т. I 3.). Так было, так и будет. По крайней мере, представители Западно-Европейской культуры уже заговорили об этом. И вот почему.
«Россия сейчас представляет пустое место, весь мир смотрит на это место, так как Россия одна выведет Европу и всё человечество из тупика» (слова немец. философа Шпенглера).
«Ожидается приход новой, свежей силы, чтобы возродить Европу, водворить принципы братства и царства Христова на земле. Эта сила созревает, она осуществит свои мечты и даст лучшее и высшее развитие цивилизации, чем Запад: это покажет будущий русско-Славянский век» (слова англ. мыслителя Джоржа Уошборн).
«В России находится кладезь истинной человеческой культуры, которая сияет в Русской Церкви, давшей миру неведомую до того литературу и искусство. Сердце русского народа - чистый алмаз, и чья жизнь учит нас, в чём заключается действительная социальная работа» (слова чешского писателя В.Я. Клофач).
«Сейчас всё западное христианство находится в глубоком кризисе и, если можем ждать откуда-нибудь нового слова, то, конечно, только от Р о с с и и. Но, конечно, не России безбожной, коммунистической и даже не от церковных, официальных представителей церкви, а только от благочестия простого народа, от его глубокой веры в жизнь во Христе (вопреки Сталинскому коммунизму), от его милосердия и вечных поисков справедливости здесь на земле» (слова нем. проф. Вундерле).
«Русский народ должен быть поставлен первым среди многих истинно христианских народов. Он христианин не к только по своим обрядам, по своей внешности, чему он придаёт такое большое значение: - без формы нет и сущности; он - христианин по своему нутру, по своему духу. Евангельское золото - в Церкви: в русском народе кроется дух христианства, такой нежный, такой особый, какой не встречается в других народах Европы» (слова фран. историка Леpya Болье).
Таковы плоды Владимирова дела в русской душе, в русском духе, замеченные представителями Западно-Европейской культуры.
Поэтому как пошла, ничтожна и убога мыслию та руссофобия, которая, нередко появляясь на страницах американской прессы, пытается «каиново дело», совершённое и совершаемое богоборческим интернационалом не только в России, но и во всём мире, свалить на плечи великого православного русского народа!..
Наконец, четвёртый плод, это - бесценная русская литература. Русская литература! Это - зеркало русской души. Поэтому как бы далеко творцы её не отходили от истинного вдохновителя русских душ - Солнца Правды, Христа Бога, - они всё же не могли не коснуться в своих творениях самых нежных, самых самых глубоких и святых настроений души и сердца великого русского народа. Отсюда в русской литературе так часты «звуки сладкие и молитвы». «Звуки и молитвы», питающие не страсти звериные, а уносящие сердце и душу человека на вершины горнего мира, мира вечной немеркнущей правды и истины. Это потому, что «звуки сладкие и молитвы» в русской литературе не обычный только стиль или приём; нет, это - звуки и молитвы, насыщенные кровию сердца и слезами русского народа. Это - вопль души, в которой звучит голос христианского призыва: Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и прочия вся приложатся вам.
Такова Русь Святая, взлелеянная на заветах святого равноапостольного князя Владимира; таковы плоды, ею взращенные! Такова, скажу, и глубочайшая сущность русской культуры. Это, как видите, не только литература, музыка, искусство, или народный балет или танец, а неудержимый порыв души великого народа взобраться на горные вершины Христовой добродетели, чтобы её светом и теплотой озарить и согреть юдоль человеческой скорби и горя. Отсюда, она - русская культура - не только духовно-идеалистична; она подлинно всечеловечна-кафолична. Забывать этого никогда нельзя. «Горе имеем сердца!».
Таково Владимирово дело в истории - в прошлом и в своей сущности.
Что сказать о нашей действительности? Она поистине достойна слёз. Мы в изгнании; великий русский народ в неслыханном рабстве. Как пыль, ветром гонимая, носятся русские люди по разным странам света, испивая чашу горьких страданий и унижения. Как вещь презренная, ничего не стоящая, истребляется русский народ огнём, мечом, голодом и холодом со стороны своих смертельных врагов – III интернационала. Угасли лампады у преподобных молитвенников и защитников Земли Русской, и по всему беспредельному простору Святой Руси смертным стоном застонала русская душа. Весь мир пришёл в смятение; человечество – в страшных судорогах агонии духа. Весь мир пришёл в смятение; человечество - в страшных судорогах агонии духа. Зато для зверя, вышедшего из бездны, - простор полный. И он царствует, повелевает и действует нагло и решительно.
В чём же дело? Что случилось? В то время, когда горделивый Запад, растеряв свои духовные ценности, шёл неуклонно к своему духовному закату-провалу, не стало Святой Руси, как Дома Пресвятой Богородицы; не стало и русского Царя, как Божьего Помазанника, поставленного на защиту добра и в наказание делающему злое. Заколебался в вере отцов своих русский народ, обольщённый обещанием земного рая. Дух неверия, дух безбожия мрачной тучей старался обложить Землю Русскую Православную, чтобы совершенно погасить в ней огонь святой Православной веры и христианского благочестия. Великодержавная Россия, в пору своих величайших культурных достижений не устояла в духе, в самой основе своей; захотелось сменить заветы святого равноапостольного Владимира безбожными лозунгами марксизма и коммунизма. Померк свет Божественной истины, и Страдалица Родина погрузилась во тьму и сень смертную. Но тьма, поразившая великую Россию, не могла не отразиться и на состоянии Западно-Европейского человечества. Явился мировой кризис.
Что это? Конец великодержавной России и возвращение всего человечества к первобытному озверению?..
Нет, не думаем, не верим этому. Славное прошлое Святой Руси - надёжная порука, что так погибнуть великий народ не может. Переживаемое, это - новый этап тех бедствий и испытаний, которыми не раз, на своём историческом пути, закалялся и очищался дух великого Русского народа.
Значит, будет новый расцвет в жизни многострадальной Святой Руси. Встанет снова великая и мощная Россия во всей своей славе и в небывалой ещё духовной красоте. В это начинают верить Западные народы. Нам ли русским сомневаться в славном будущем своего великого Отечества и народа?..
Нет. Наш долг поэтому содействовать скорейшему наступлению этого момента. Способ к этому один. Снова и поскорее обратиться к светлому Лику Христа и к заветам святого равноапостольного князя Владимира. Только в них обретается истина, сила и свет. Свет рассеет тьму гнусной лжи и лицемерия всех богоборцев; истина укрепит изнемогающую в борьбе свято-русскую душу; сила даст мужество сердцу русских людей не только отвергнуть, но и вменить в ничто обольщения, исходящие от сатанинского богоборчества и неверия. Встанет великая Православная Россия; заря её духовного рассвета уже чувствуется. Отступление допущено только на время. Корень же для здоровой, творческо-благодатной жизни остался невредим.
Встанет же Русь Святая Православная, спасен будет и мир, и всё человечество, обращённое не только лицом, но и сердцем к Богу - Христу Спасителю мира. Буди, Буди!
Святый равноапостольный и великий княже Владимире, моли Бога о нас!
Святые Угодники Божии, в Земле Русской просиявшие, не покидайте нас!
И ТЫ ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ Покров и Утешение всех страждущих, буди Мати и Милосердная Заступница всех нас, в глубокой скорби пребывающих!..
Митрофорный Протоиерей Василий Бощановский.
«Православная Русь», 1951 г. № 14 (15/28 июля).