Путин — не Медведев
25 февраля в Минске состоялось очередное заседание Высшего государственного совета Союзного Государства России и Белоруссии, а также прошла встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко.
Эта встреча была значима для лидеров обоих государств. Для президента РФ укрепление позиций на стратегически важном западном направлении имеет ныне первостепенную актуальность, особенно учитывая гибкое маневрирование официального Минска на этом участке. Лукашенко финансовая помощь РФ крайне необходима в условиях беспрецедентного экономического и социального кризиса, бушующего в Белоруссии.
О том, что для белорусского президента эта встреча была непростой, стало ясно с самого начала… Открывая расширенное заседание после личных переговоров с президентом РФ, Александр Лукашенко обмолвился: «Уважаемый Дмитрий Анатольевич!» Владимир Путин тут же пошутил по поводу не фрейдистской, а чисто финансовой оговорки: «Правильно, деньги-то все там». В свою очередь, президент РБ поправился и монетаристскую составляющую не признал: «Нет-нет, мы долго говорили сейчас о рецептах. Потом, не публично, я расскажу...»
Тем не менее Лукашенко на расширенном заседании подчеркнул: «первостепенное внимание — экономической составляющей».
Но официальные реляции о встрече сообщали — о финансовой помощи РБ и о российской военной авиабазе президенты ничего не сказали. Словно вопрос о спасении белорусской экономики и ассиметричный, но конкретный ответ российских ВКС на наращивание потенциала НАТО у западных границ РФ являются некими третьестепенными темами. Лишь дежурно говорилось о том, что на встрече «обсуждались вопросы дальнейшей интеграции и развития двусторонних российско-белорусских отношений», а также «некоторые аспекты международной повестки». На заседании же Госсовета разговор шел о бюджете Союзного Государства на 2016 год и о программе действий во внешней политике.
Завесу над денежными делами немного приподнял заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак. Он сообщил журналистам, что вопрос о выделении Белоруссии нового кредита все же поднимался во время встречи Путина и Лукашенко. Но никакого решения принято не было. «Дискуссия по вопросу будет продолжена», — сказал Сторчак.
Сегодня для стабилизации финансовой системы и экономики РБ нужно как минимум $2 млрд, которые она надеялась получить от Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). По окончании встречи с Путиным в Сочи Лукашенко заявлял, что договоренность о такой помощи уже достигнута. Оказалось, что нет…
Вечером — база, утром — деньги?
В чем причина изменения отношения Кремля к западному союзнику? Не списывая со счетов вызванные санкциями экономические трудности в самой России, можно с уверенностью сказать: прежде всего, проблема заключается в союзнике. Несмотря на дружественную риторику, не все так просто…
Изменения начались сразу после произошедшего на Украине государственного переворота. Белорусское руководство осудило Майдан, но сразу же начало налаживать отношения с новым киевским режимом. Еще до новых президентских выборов на Украине, в марте 2014 года Лукашенко принял в своей резиденции в Лясковичах и.о. президента Александра Турчинова. РБ не признала присоединение Крыма к РФ. Президент Белоруссии неоднократно крайне негативно отзывался о ЛНР и ДНР.
И тогда по инициативе Запада и его агентов влияния в РБ началась активная кампания по развороту Минска в «нужную сторону». Белорусскую избушку усиленно поворачивают к России задом, к Европе передом. Делается это по нескольким направлениям. С одной стороны, белорусская националистическая оппозиция и либеральные СМИ ведут кампанию, неустанно «разоблачающую» намерения РФ якобы повторить в РБ «крымский сценарий». С другой, «проевропейски» ориентированные чиновники в окружении президента предлагают неолиберальные реформы и ускоренное сближение с Западом. Очевидно, в качестве средства спасения от «московской аннексии».
В-третьих, в дело все активней вступает тяжелая артиллерия западноевропейской дипломатии. 25 февраля, в день встречи руководства Союзного Государства, ЕС официально снял санкции с 170 высших белорусских чиновников и нескольких крупнейших частных кампаний. В апреле окончательно отменить приостановленные санкции собирается США. По словам временного поверенного США в РБ Скотта Роланда, сегодня американский бизнес ведет сделки на миллионы долларов с основными компаниями белорусской нефтяной и химической промышленности, попадавшими ранее под санкции. Интересы капитала из этих отраслей имеют не последнее слово в определении внешней и внутренней политики в Белоруссии.
Накануне нынешней встречи Минск посетила делегация Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), положительно оценившая выполнение РБ условий Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Дружба в кризис и капитал
Альтернативное кредитование Белоруссии всегда осуществлял также Международный валютный фонд (МВФ). Однако в этот раз, несмотря на выполнение почти всех его директив, крупнейшая международная финансовая корпорация не спешит выделять Минску очередной транш. Характерно, что беспрецедентный рост (на 70–80%) коммунальных платежей, буквально потрясший в феврале население, был продиктован именно экспертами МВФ.
Компании из РФ тоже имеют в РБ интересы. Но, к счастью для населения, российские инвестиции в Белоруссии не сопровождаются жесткими требованиями урезания «социалки», в отличие от стандартных условий МВФ и ЕС. На встрече в Минске Владимир Путин вкратце перечислил современный вклад России в инфраструктуру белорусской экономики. Только на строительство БелАЭС направляется $10 млрд. Модернизируется газотранспортная система: до 2020 года «Газпром» планирует выделить $2,5 млрд на реконструкцию участка газопровода Ямал — Европа, $1 млрд пойдет на развитие подземных хранилищ.
Контрольный пакет акций бывшего предприятия «Белтрансгаз» уже принадлежит «Газпрому». Некоторые эксперты связывают наметившиеся трения в отношениях с нежеланием Лукашенко и дальше допускать российский капитал на ведущие белорусские предприятия.
Каковы бы ни были подводные течения экономических интересов и камни реальной политики, несомненно одно: если Белоруссия и Россия хотят сохраниться в современном мире, то они «обречены» на самый тесный союз и дружбу. С начала года в мировой экономике поднялась очередная волна кризиса. Кризиса, перед которым, кажется, даже перипетии Великой депрессии уже начинают меркнуть. А это значит, что некоторые державы пойдут на многое, если не на все, чтобы привычно решить свои проблемы за счет других народов.
Ю. Георгиев |