Прошедший 9–10 марта в Вильнюсе так называемый Форум свободной России собрал пестрый цвет либеральной эмиграции с отдельными «вкраплениями» тех, кто не успел «свалить». Посвященный теме «Россия после Путина», форум оказался, впрочем, не так уж щедр на яркую дискуссию. Наш «креативный класс», как живущий и работающий в России, так и скрывающийся от режима в уютных европейских хатках, кажется, уже выговорился: делегаты пылили невообразимой пошлостью и скукотой, повторяя и переповторяя друг друга.
Совсем было безнадежную ситуацию разбавил разве что скандал с изгнанием корреспондента ВГТРК Павла Зарубина и его съемочной группы: они не понравились участникам либерального слета Гарри Каспарову и светской львице Божене Рынске. Но все же в историю мероприятие если и войдет, то благодаря совсем иному событию — предельно откровенной речи Альфреда Коха.
Некогда зампред правительства и глава Госкомимущества, затем глава «Газпром-медиа» и неудавшийся сенатор в Совете Федерации, а ныне эмигрант, Альфред Рейнгольдович разбавил муть похожих друг на друга многословных речей ярким спичем. Он предложил собравшимся единомышленникам свой «действенный рецепт» спасения России. Начал издалека: ситуация в стране, по мнению нынешнего жителя баварского Розенхайма, настолько тупикова и беспросветно мрачна, все институты власти настолько заражены путинской великодержавностью, что даже уход Владимира Владимировича со своего поста ситуацию в политике и экономике отнюдь не оздоровит — людишки-то все те же останутся.
А значит, заключает господин Кох, спасти Россию в сложившихся обстоятельствах может лишь… отказ от суверенитета. «Частичный отказ», и лишь на некий «переходный период», предупредительно подчеркнул сам оратор, но вряд ли, будучи персонажем умным (в чем сомнений нет), он не понимал, сколь условна и призрачна грань между частичной и полной десуверенизацией, равно как и то, что нет ничего в этом мире более постоянного, нежели временное.
К нынешнему российскому суду у Альфреда Рейнгольдовича доверия нет, но есть же суд Гаагский — его автор концепта «самоокупации» и предложил восторженным слушателям. Экономическая власть в РФ ни к черту, ну так можно и нужно скооперироваться с Международным валютным фондом, дабы он поддержал тонущую российскую экономику.
Ну а параллельно новая власть, по мысли эмигранта, должна будет формировать принципиально новые структуры, чтобы потом на них, стало быть, элегантно перейти, соскользнув с «временного» внешнего управления.
Как именно? Увы, в предметную конкретику Кох вдаваться не стал. Собственно, стоило ли ждать этого от человека, который своей практической работой не единожды уже доказывал стране и миру, что теоретизировать и мечтать ему удается куда лучше, нежели претворять в жизнь хотя бы рутинные установления?
Форум свободной России в Вильнюсе. Фото: rosbalt.ru
Очень жаль, что уважаемые коллеги с телеканала «Россия-1» пытались поймать в мутной вильнюсской водице явно не ту рыбу. Господин Кох, конечно, персонаж неоднозначный, скорее, смахивающий на юродивого, на которого с некоторым подозрением посматривают даже «свои», не могущие простить ему, в частности, «развал НТВ». И все же не худо было бы получить именно от этого господина развернутое пояснение его идеи. Не сказать, что революционной, но едва ли не впервые так откровенно, нахраписто и нагло провозглашенной.
Предложение Коха придало вялотекущей дискуссии о судьбах России определенный драйв — у собравшихся как будто прибавилось собственной уверенности. Выступивший с места Константин Боровой даже позволил себе сгустить краски: внешнее управление для России не просто желательно, без него обойтись совершенно невозможно. «Мы имеем дело с совершенно иной ситуацией, чем ранее. И чуда ждать не приходится», — интригующе заметил «вдовец» Валерии Новодворской. Внешние силы, добавил он, могли бы оказать неоценимую помощь в проведении люстрации и уголовном преследовании представителей путинского режима, ну и, разумеется, Самого.
А недопойманный российскими журналистами Гарри Каспаров в своем слове вполне прозрачно намекнул: исторически именно крупные геополитические поражения России служили для нее важным источником реформ. При этом в качестве примеров привел поражение в Русско-японской войне и в Афганистане.
Открыли личико
Прошедший в фешенебельном пятизвездочном отеле Вильнюса форум алчущей реванша либеральной оппозиции, пожалуй, действительно отметится в народной памяти одним лишь этим коронным тезисом: России вреден ее суверенитет, ей экстренно необходимо внешнее управление. На время ли (как предлагает Кох) или навсегда (по идее Борового), уже не суть важно.
Главное, что произошло в эти два дня — феноменальное разоблачение нашей внесистемной оппозиции. Такая вся из себя загадочная «Гюльчатай» сама открыла личико и обаятельно улыбнулась гнилым оскалом. То, что она при этом способна и действовать в рамках отведенной ей власти, мы тоже увидели — на примере изгнания российских журналистов. А каково будет, если все это произойдет в масштабах страны, если участники собрания вдруг вернутся к власти?
Не вернутся! — с веселым скепсисом скажет читатель. Кто же, мол, таких потерпит у руля? Но разве «коллективный Кох» своей озвученной мечтой о «сдаче» России под внешнее управление не ответил на этот вопрос?
Виктор Мартынюк / 11 марта 2016, 19:00 |