С момента изобретения парашюта основные требования к ним остаются незыблемыми: безопасность, дальность полета, высокая грузоподъемность и возможность использования на большой высоте. За столетие, прошедшее с момента получения первого патента на парашют в России, изменились и технологии, и материалы. По заказу Министерства обороны в Иванове приступили к разработке новых парашютных систем: на заводе «Полет» недавно создан уникальный в своем роде парашют под названием Stayer. «Русская планета» побывала в цехах, где он создается, и узнала, чем этот парашют отличается от аналогов.
Завод состоит из нескольких корпусов с цехами, в каждом из которых выполняется своя технологическая задача.
— Как театр начинается с вешалки, так наше производство начинается с тщательного входного контроля всех материалов, поступающих к нам для изготовления парашютных систем, — рассказывает главный инженер Светлана Ганина. — Они проходят тщательный контроль, в том числе по физико-механическим показателям. Любая ошибка здесь чревата серьезными последствиями.
Правильно изделия завода называются не парашютами, а «парашютными системами», так как они включают в себя целый ряд наименований, начиная от купола и заканчивая специальными карабинами. Всем этим завод снабжает себя сам. Металлическую фурнитуру делают в отдельном цехе.
— Входной контроль сырья и материалов — это первый этап контроля качества, — продолжает Светлана Ганина, — так как только использование качественного сырья позволяет получить в конечном итоге изделие не только привлекательное по внешнему виду, но и с необходимым запасом прочности.
После проверки качества материалы поступают на раскрой. В раскройном цехе вдоль стены висят металлические лекала, каждое из которых аккуратно подписано. Здесь собраны образцы деталей для всех без исключения моделей парашютов, изготавливаемых на заводе: спортивных, специального назначения, запасных, учебно-тренировочных и многих других. Раскройщик берет лекало, прикладывает его к ткани и горячим ножом вырезает ту или иную деталь. Каждая из них идентифицируется: присваивается порядковый номер, выписывается производственный паспорт. Это позволяет в дальнейшем отследить весь производственный цикл того или иного изделия. Следующая стадия — пошив.
В цехе, где шьют купола. Фото: Евгений Горностаев/«Русская планета»
— Наша продукция шьется по узлам, каждый из них изготавливается в своем цехе, — продолжает Светлана Ганина. — Узел — это часть парашютной системы, самостоятельное изделие, которое входит в ее состав: например, ранец, камера или чехол для купола, купол, подвесная система (то, что надевает на себя десантник) и многое другое.
Система Stayer, прогремевшая на всю страну, была сконструирована специалистами в очень короткие сроки. Парашют создан для выполнения сложных задач группами специального назначения. А их задачи со временем все расширяются, и разработчики парашютов стараются не отставать.
По словам главного конструктора предприятия Алексея Козина, отрасль парашютостроения в последнее время сделала качественный скачок, перейдя от традиционных парашютных систем для десантирования к планирующим системам, которые имеют высокое «качество крыла», обеспечивающее максимальную дальность полета, если соблюдены достаточная высота и скорость.
— Новые парашютные системы разрабатывались по инициативе предприятия нашим конструкторским бюро, — говорит Алексей Козин. — Позже появился заказ от Министерства обороны, который воплотился в техническое задание на разработку системы для высотного десантирования. В нее входит три парашютные системы: Stayer, «Тандем» (для прыжков двух десантников) и «Дальнолет», который еще называют парашютом-парапланом. Все три системы предназначены для того, чтобы во время десантирования парашютист имел возможность выполнять самые разные задачи и нести с собой груз.
Образец парашюта Stayer уже выставлен в музее завода.
— Это парашютная система специального назначения, которая дает возможность выполнять прыжки по спецзаданию, — поясняет Алексей Козин. — Дальность полета обеспечивается в первую очередь формой купола: у десантных парашютов купола круглые, а у Stayer они выполнены в форме параплана. Кроме того, новые парашюты выполнены из полностью воздухонепроницаемого материала. Из какого? Это секретная информация.
Сзади система выглядит как обычный парашют, сложенный в ранце, а вот спереди на манекене расположен объемный контейнер, напоминающий плотно набитый туристический рюкзак, только большего размера. Система весит около 18 кг, а выдерживает общий вес груза и парашютиста до 180 кг. Это стало возможным именно благодаря «рюкзаку» впереди десантника.
Фото: Евгений Горностаев/«Русская Планета»
На привычных парашютных системах основной парашют располагается сзади, а запасной — спереди. На новых системах оба парашюта сложены в один ранец, а на месте запасного как раз и располагается контейнер. Предусмотрена и кислородная маска. На высоте около 8 тысяч метров, откуда можно десантироваться с этим парашютом, без нее никуда.
— Летные испытания парашютной системы практически закончены, — продолжает Алексей Козин. — У нас уже есть подтверждения тех выполненных характеристик парашюта, которые поставил перед нами заказчик — Минобороны. В ближайшее время Stayer поступит на госиспытания.
Другая система, «Дальнолет», обеспечивает дальность полета до 60 км. Предыдущие поколения парашютных систем, используемые сейчас в Минобороны, достигают лишь 30 км.
После изготовления безопасность парашютов проверяется не менее тщательно, чем ранее проверялся материл и качество пошива узлов. Проверка проходит в несколько этапов: наземные и летные испытания. Первые проводятся на территории предприятия на специальном испытательном оборудовании. Там проверяется грузоподъемность подвесной системы с ранцем: ее бросают с высоты около тысячи раз, чтобы сымитировать динамические нагрузки, испытываемые десантником при раскрытии парашюта.
Предварительные летные испытания проводит сам завод: место будущих десантников занимают манекены. Таким образом проверяются минимальная безопасная высота сброса и возможные динамические нагрузки. И только если парашют не вызвал нареканий, его проверяют специально обученные испытатели.
Если проверка Stayer практически завершена, то «Дальнолет» прошел лишь наземные испытания. Впереди полеты: сбросы манекенов. И если все пойдет удачно, то совсем скоро российские десантники по всей стране будут использовать парашютные системы, изготовленные в Иваново.
Анна Яблокова, Иваново / 12 марта 2016, 19:00 |