Реставратор в Санкт-Петербурге – одна из наиболее почитаемых профессий. Особый интерес и у специалистов, и просто у ценителей петербургской архитектуры вызывает школа реставрации, возникшая в Ленинграде в первые годы после Великой Отечественной войны. Однако в городе на Неве нет Музея реставрации. Нет места, где бы все желающие смогли увидеть, как работали люди, кому судьба повелела возродить красоту, созданную предками.
О подобном музее в последнее время говорят и петербургские деятели культуры, и сами реставраторы – понимая, что время быстротечно, и уже через несколько лет формировать экспозицию будет все труднее и труднее. Ведь уходят из жизни те послевоенные реставраторы, чей труд был поистине титаническим: они не просто совершенствовали отдельные архитектурные детали, они поднимали памятники из руин.
О таком музее мечтала и Лилия Михайловна Швецкая, скульптор-реставратор, в последние десятилетия своей жизни неустанно трудившаяся в городе Пушкине – Царском Селе.
А началось все в 1954 году – выпускница знаменитого училища имени В.И. Мухиной стала сотрудником Ленинградских научно-реставрационных производственных мастерских. Тогда в Ленинграде и пригородах начиналась масштабная реставрация памятников архитектуры. Многие памятники были варварски изуродованы, а иные разрушены почти до основания. Выпускники «Мухи» были востребованными специалистами. Одни из них были участниками войны, другие – пережили блокаду и оккупацию. Из Псковской области, где более трех лет «хозяйничали» фашисты, приехала в освобожденный Ленинград и юная Лиля. Она еще в школе была «главным художником». Рисовала самозабвенно – для школы, для себя, для друзей… Поэтому выбор художественно-промышленного училища был не случаен. На старших курсах увлеклась скульптурой, особенно любила керамику. И конечно, мечтала о создании собственных больших произведений. Однако в послевоенном Ленинграде задачей номер один было восстановление уникальных зданий и их интерьеров. «Мы все, еще будучи студентами, так хотели восстановить любимый всеми Ленинград, что забывали обо всех своих личных делах, о быте… Мы не думали о хлебе насущном, об одежде, мы думали о красоте города».
«Забывать о личных делах» – с этим девизом в душе трудилась долгие десятилетия Лилия Михайловна Швецкая. Она участвовала в реставрации Летнего дворца Петра I, Домика Петра I, Петропавловской крепости, Меншиковского дворца, Мраморного дворца, Казанского собора, Музея этнографии…
Делала обмеры, лепила недостающие детали. Суток тогда не хватало. Много времени уходило на, казалось бы, рутинную работу – собирать осколки, обломки старинного лепного декора, старинных скульптур. Потом детали приходилось долго сортировать, с помощью старых фотографий и чертежей воссоздавать прежние украшения дворцовых интерьеров.
Любимым архитектурным стилем Лилии Швецкой был стиль барокко. Барочные фигуры вблизи выглядят неестественными, у них порой слишком длинные руки и ноги, слегка искаженные лица с чересчур пухлыми щеками и длинными носами. Однако когда барочные «девушки» или «юноши» «взлетают» на стены того или иного дворца, все меняется – и позы, и выражение лиц. Начинается жизнь со всем ее многообразием – жестов, мимики, образов, судеб… Начиналось волшебство, сказка. Лилия Михайловна в этой сказке сама чувствовала себя героиней и забывала о невзгодах послевоенной жизни. Впрочем, с этим ощущением жили тогда многие реставраторы. Красота интерьеров, которые они возрождали, возмещала многие тяготы послевоенного быта. При всех физических трудностях – грязь, холодные залы, запахи вредных для здоровья лаков, клея – реставрационный труд доставлял радость. Вот почему большинство первых послевоенных оставались верными своему делу до самой кончины…
Расцвет творчества Лилии Михайловны Швецкой – реставрация интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе. Более десяти лет она воссоздавала декоративную скульптуру Большого зала дворца – это свыше ста детских и женских фигур, детали обрамления оконных рам и дверей. Лилия Михайловна выполняла модели для воссоздания фигурных композиций Картинного зала, Кавалерской столовой, Зеленой столовой… Весь культурный мир сегодня знает о возрожденной российскими реставраторами Янтарной комнате.
Однако мало кто слышал имена этих талантливых мастеров, в том числе имя Лилии Швецкой, которая долгое время трудилась над воссозданием двадцати четыре барочных женских головок, которые потом вознеслись над зеркальными пилястрами этого уникального дворцового зала…
За годы своей работы Лилия Михайловна сменила несколько мастерских. Одна из них была на верхнем этаже самого Екатерининского дворца, другая – в царскосельской Певческой водонапорной башне (Певческой она называется потому, что когда-то там жили певчие дворцового храма – помещения позволяли), а после пожара в башне Лилия Михайловна поселилась на Средней улице – в маленькой мастерской, в одном из бывших подсобных сооружений Екатерининского дворца… Здесь Швецкая делала «своих китайцев» – так она называла фигуры для Китайского моста в Александровском парке Царского Села. В маленькую мастерскую на Средней улице всегда приходили люди – друзья, коллеги по реставрации, школьники, которые хотели научиться лепке, да и просто случайные прохожие. Увидев открытую дверь, ведущую в помещение, где находились удивительные гипсовые и глиняные «жители», мало кто мог устоять. И Лилия Михайловна всегда привечала любознательных прохожих. И часто одаривала своих гостей разными гипсовыми фигурками, которые иногда отливала тут же, при посетителе… Летом она с гостями любила выходить к роскошному кусту жасмина, который цветет и сейчас напротив мастерской. Налюбовавшись цветением, шли пить чай, читали стихи, пели. А потом, когда гости уходили, Лилия Михайловна продолжала работать. Многим казалось, что она вообще не покидает мастерскую…
Лилия Михайловна скончалась в 2012 году, в Рождественский сочельник. Отпевали ее в Знаменской церкви, которая едва вместила всех, кто пришел попрощаться с душевным человеком и талантливым русским реставратором. И долго все ее друзья не могли свыкнуться тем, что теперь они уже не откроют дверь маленькой мастерской и не увидят любимую Лилечку в синем платье, покрытом гипсовой пылью…
Лилия Михайловна часто говорила:
«Не будет меня – куда денутся мои скульптуры, модели, отливки, куда денутся мои фотографии?.. Так хотелось бы, чтобы люди смогли всё это видеть… Столько моих коллег ушло, такие архивы остались – неужели всё потихоньку растеряется, и в XXI веке молодежь не будет знать, как трудились реставраторы после войны? Нужен, нужен в Петербурге Музей реставрации и реставраторов…».
Мысль о том, что мастерская Швецкой должна жить и после ухода ее хозяйки, не покидала друзей Лилии Михайловны. Помещение стали приводить в порядок – убирали в кладовую предметы не столь значимые, расставляли модели и скульптуры – так, чтобы это являло собой достойную экспозицию, развесили старые фотографии, на маленьком стенде поместили книги и публикации, посвященные Лилии Михайловне. Наталья Геннадьевна Коршунова, Эрнст Валентинович Трускинов, Наталия Михайловна Фомичева, Наталья Митрофановна Яцук, Алексей Иванович Шевченко и многие другие жители города Пушкина (и не только этого города) устраивали в мастерской постоянные субботники. Инициатива членов «Швецкого клуба» (так в шутку называют себя друзья Лилии Михайловны) была поддержана и руководителями музея-заповедника «Царское Село»: ведь Лилия Михайловна Швецкая была одним из талантливейших реставраторов, восстановивших Екатерининской дворец.
«Наш музей чтит память тех, кто возрождал из руин былое великолепие, – говорит заместитель директора по научной и просветительской работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Куртовна Ботт. – Открыта мемориальная выставка в рабочем кабинете Александра Александровича Кедринского, выдающегося архитектора-реставратора. В залах дворца размещена экспозиция, посвященная художнику-реставратору Я.А. Казакову. И вот теперь мемориальная мастерская Лилии Михайловны Швецкой, замечательного скульптора, прекрасного человека, которого знали и почитали не только коллеги по музею, но и многие жители города Пушкина. Мы надеемся, что деятельность и творчество реставраторов послевоенного поколения всегда будут интересны и специалистам, и обычным посетителям музеев Петербурга и его пригородов».
…Мемориальную мастерскую украшают барочные фигуры, скульптурные портреты, здесь же находятся награды, диплом о присвоении звания «Почетный житель города Пушкина» (Лилия Михайловна получила это звание незадолго до кончины). Она создала серию портретов своих современников, в том числе барельефы поэта Анны Андреевны Ахматовой, легендарного директора Павловского дворца-музея Анны Ивановны Зеленовой, бюсты знаменитого мецената, барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна, архитектора, директора ГМЗ «Царское Село» Ивана Петровича Саутова, искусствоведа Абрама Григорьевича Раскина… Есть в мастерской и гипсовые модели китайца и двух китаянок – последний труд скульптора-реставратора Швецкой…
На столике у окна лежит альбом, где все посетители по просьбе Лилии Михайловны оставляли свои записи. Теперь этот альбом – исторический артефакт, здесь есть и строчки юных школьников города Пушкина, и автографы заграничных аристократов. Я часто бывала в этой дорогой моему сердцу мастерской и тоже однажды расписалась в альбоме: «Ваши руки гипс и глину превращают в вечность, мудрой красоте былого дарят бесконечность. 2003 год».
И вот создан новый маленький музей в Царском Селе – мемориальная мастерская скульптора-реставратора. Положен краеугольный камень большого Музея реставрации, о котором так мечтала Лилия Михайловна Швецкая…
Марина Кротова
Специально для «Столетия» |