Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) признал бывшего лидера боснийских сербов 70-летнего Радована Караджича виновным в организации и совершении военных преступлений (10 из 11 пунктов обвинения) в период с 1992 по 1995 год. Первый президент Республики Сербской (ныне часть Боснии и Герцеговины) получил 40 лет тюрьмы.
Адвокат Караджича Горан Петрониевич накануне объявления приговора заявил, что прокуратура МТБЮ сделала все возможное, чтобы сорвать работу защиты. При этом судебная коллегия «прикрывала» незаконные действия стороны обвинения. Петрониевич утверждает, что прокуроры фальсифицировали доказательства вины подзащитного. «Прокуратуре не удалось юридически доказать ни одного пункта обвинительного заключения», — подчеркнул адвокат.
Евроинтеграция важнее истины
«Русская планета» неоднократно писала, что деятельность судебных институтов, расположенных в Гааге, не имеет ничего общего с принципом объективного разбирательства. Обращает на себя внимание, что МТБЮ был учрежден резолюцией Совета Безопасности ООН в 1993 году и должен был прекратить деятельность в начале 2000-х годов. Однако Совбез постоянно продлевал работу трибунала.
На скамью подсудимых попали участники вооруженных конфликтов 1992–1999 годов: приближенные Слободана Милошевича, полевые командиры Армии Республики Сербской (АРС), а также главари мусульманских и хорватских военизированных группировок. Поначалу МТБЮ соблюдал некий паритет в призыве к ответственности сербов и их противников. Однако вскоре мусульманам и хорватам стали выносить оправдательные приговоры и выпускать их из тюрем.
Правовой беспредел, творящийся в Гааге, вызывает негодование в Белграде и Москве. Тем не менее стоит признать, что реального противодействия судилищу оказано не было. Сербские власти после 2001 года активно сотрудничают с МТБЮ и арестовали несколько бывших военачальников. Россия как член Совета Безопасности могла наложить вето на резолюции о продлении работы трибунала или поднять вопрос о его объективности.
К сожалению, каких-то серьезных контрмер Белград и Москва не приняли и, видимо, отпустили ситуацию: дескать, будь что будет; эти старики все равно никому не нужны. Нынешнее правительство Сербии взяло курс на убаюкивание общественного мнения страны, поданное под соусом благ от евроинтеграции. Понятия о национальной гордости и национальном самосознании в Белграде пытаются подменить демагогией о том, что спасение Сербии — в дружбе со всем миром, включая ЕС и НАТО.
НАТО, go home!
Символично, что Гаагский трибунал объявил вердикт Караджичу в день, когда НАТО в 1999 году в обход Совбеза ООН начало военную операцию против Сербии. Интервенция продолжалась 78 дней и унесла жизни 1,7 тысячи человек. По Югославии нанесли 2,3 тысячи ракетно-бомбовых ударов, причинивших ущерб в 30 млрд долларов. Естественно, ни один из организаторов агрессии против суверенного государства не был привлечен к ответственности.
24 марта — день памяти о страшной трагедии в истории сербского народа. Сербия была не в состоянии дать достойный отпор НАТО, а российское руководство еще лелеяло надежду, что с Западом можно разговаривать на языке дипломатии. Для нашей страны этот урок не прошел даром. 24 марта 1999 года стал поворотным моментом во внешнеполитической ориентации РФ. Чего нельзя сказать о Сербии.
Сербская элита сделала совершенно иной геополитический выбор, решив после варварских бомбардировок стать членом евроатлантического сообщества. В 2012 году республика получила статус кандидата в ЕС, а в феврале 2016 года президент Томислав Николич утвердил соглашение с НАТО. Документ предоставляет военным альянса дипломатический иммунитет, а также декларирует готовность Белграда развивать всестороннее сотрудничество.
Премьер-министр Сербии Александр Вучич пояснил, что страна не собирается вступать в НАТО. Глава правительства подчеркнул, что республика нуждается в сотрудничестве с альянсом. По его словам, «только те, кто хотел бы вернуть страну в XVII век, считают, что это не нужно». При этом из заявления Вучича совершенно непонятно, как сотрудничество с НАТО соотносится со статусом нейтральной страны (2007) и наблюдателя в ОДКБ (2013).
Позорное судилище
В 1990-е годы (Боснийская война, косовский конфликт) Югославия стала ареной бескомпромиссного противостояния разных народов. Совершенно очевидно, что трагедии, которые международные институты называют «фактами геноцида мусульман», были высосаны из пальца. Ярким примером тому является инцидент в Сребренице, который международное следствие заклеймило как «геноцид», завысив число погибших в восемь раз.
Те идеалы, за которые воевали узники Гааги, были благополучно «разоблачены» нынешними сербскими властями. В настоящее время приговора ожидают начальник штаба Войска Республики Сербской Ратко Младич и лидер Радикальной партии Воислав Шешель. Некоторые обвиняемые (например, Слободан Милошевич) так и не дождались вердикта и умерли при загадочных обстоятельствах. Если отбросить конспирологию, то, вероятнее всего, причиной летальных исходов стал отвратительный уровень тюремного медобслуживания.
В красивом цивилизованном европейском городе развернули бюрократическую систему, которая занимается поиском и выдумыванием доказательств вины бывших сербских военачальников. Возможно, они действительно причастны к уничтожению мирного населения, но почему от ответственности были избавлены главари албанских, боснийских и хорватских боевиков?
Алексей Заквасин / 24 марта 2016, 18:45 |