Читая польскую прессу, не перестаешь радоваться за братьев славян, настолько кубинская встреча смогла осчастливить всех здешних католиков. Восторг подчас не поддается описанию. Судите хотя бы по названиям новостных заметок. «Чудо святого Франчишка из Аргентины». В этой заметке автор наделяет событие сверхъестественными свойствами и не удивляется тому, ибо, – пишет, – «этому римскому епископу и прежде удавалось совершить столько невероятных деяний, что мы могли надеяться и на следующее» . Похоже, папе Франциску в будущем уже не избежать беатификации.
„«Наконец!» – воскликнул папа Франциск, приветствуя патриарха Кирилла. А затем добавил: «Мы братья», повторив это несколько раз. Кирилл же заметил: «Отныне будет уже легче»”. Фраза-код, фраза-сигнал, фраза, за которую можно спрятать все, как за ширму.
Вот и иллюстрация сказанного: кардинал Кох, которого цитирует католический еженедельник «Niedziela» в статье «Встреча на Кубе – большой экуменический шаг вперед» утверждает: «Во время разговора в столице Кубы «не говорилось» о визите папы в Москву, сперва надо углубить достигнутое. Если удалось довести до первой встречи, то подготовка следующих «будет уже легче». Патриарх публично сказал эту фразу, а это уже очень позитивный знак». Упоминает кардинал еще и о готовящимся Соборе. Он охарактеризовал его как «очень важный знак для всего экуменизма, когда православные церкви будут переживать свою соборность и смогут говорить в один голос». Трогательно. Нам позволили (несомненно под чутким наблюдением) проявлять свою соборность. Кстати, о наблюдении. На вопрос, кто же поедет на этот Собор в качестве наблюдателя, кардинал ответил: «Думаю, что Константинопольский патриарх отправит приглашение Святому Отцу, а тот уже решит». Серьезные слова, как бы не пришлось самого принимать. Жизнь становится богатой непредсказуемыми событиями, причем неожиданности наступают не только для простого народа, но даже и для Архиерейских Соборов. Такие времена.
Тот же еженедельник предложил поделиться впечатлениями о встрече в аэропорту Хосе Марти Тадеуша Кондрусевича, в прошлом главу архиепископства Матери Божией в Москве. Ожидаемая реакция не заставила себя ждать: «Объятия Франциска и Кирилла – были волнующими и трогательными, ибо я ждал их всю жизнь». Затем речь зашла об энциклике «Да будут все едины» Иоанна Павла Второго. Эта энциклика, – по словам журналиста, – «была жестом великой открытости в сторону братьев православных, в которой понтифик просил помочь ему найти ту формулировку примата, на которую бы все согласились». Какую же роль сыграла эта энциклика? – спросил журналист. «Я был тогда в Москве, – последовал ответ, – и могу сказать, что энциклика не вызвала большой реакции в российском обществе. Проблема примата все еще обсуждается в православно-католической богословской комиссии. Однако, слышал я от неофициальных источников, что вероятнее всего уже осенью будет издан какой-то общий документ на эту тему». Запомним эту фразу крепко, она неслучайна.
Многолетнее общение с польскими католиками дает повод утверждать со всей ответственностью, что католикам, начиная с высшего духовенства и заканчивая простыми верующими, свойственна сильная и безусловная вера в подписанные документы. Если документ подписан, стало быть, это истина в последней инстанции. Им невозможно объяснить, например, что подписанный патр. Афинагором отказ от анафемы в православном мире – пустышка, в каком-то смысле о нем никто даже не помнит, настолько оно в общем церковном сознании ничем не отразилось. Не понимают! Самым искренним образом. А слова о том, что мы не верим в Одного и Того же Иисуса Христа, ибо равночестность Святой Троицы нарушена filioque, стало быть, и братьями мы можем называться разве что во Адаме, –- представляют собою для них ультразвук, человеческому уху уже не доступный.
Вот почему к подписанию каких-либо совместных документов с католиками надо относиться очень осторожно. Для них, для их сформированной на догматических искривлениях ментальности, это знак не взаимного признания, это знак однозначного подчинения папе, ведь для них без папы – нет спасения, нет Костела (т.е. Церкви в нашем значении этого слова). Для них мы были, есть и остаемся восточными доктринерами, упрямцами, константинопольскими раскольниками. Значение единства для самого простого, самого искренне верующего католика – это единство с папой и другой опции нет. Вот почему все они искренне счастливы гаванской встрече: наконец православные возвращаются в Церковь! Какая радость! Они готовы великодушно принять нас в любой момент и с любым пакетом наших доктрин, если мы уж так без них не можем жить. Не просто умные, но самые умные из польских католиков зачастую выражают следующую, весьма распространенную мысль о том, что якобы католики, как и православные “согласились, что раскол имел характер более локальный, нежели догматический”. Эта ложная мысль, скорее всего, наверняка тоже стала следствием каких-то совместно подписанных документов. Остается только развести руками. Но дальше еще интересней: «Беспрецедентным событием было бы взаимное приглашение в Рим и в Москву, дающее начало для полного взаимного замещения себя во время служения литургии. Вот это было бы действительно нечто. Вообразите: Патриарх Кирилл в базилике Святого Петра служит мессу среди тысячи католиков, а папа служит мессу по-латински в Храме Христа Спасителя в Москве, среди тысяч православных . На практике это означало бы, – продолжает издание, – ВЗАИМНОЕ ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ, благодаря которому верные обеих религий при сохранении некоторых догматических вопросов, могли бы участвовать в богослужении в обоих обрядах». Наивный, ничем не прикрытый синкретизм: религии две, а литургия одна. Эту словонепробиваемую стену преодолеть невозможно. Однако продолжим цитату: “Достаточно понять, что эта встреча представляет собой первый день будущего, прошлое – уже закончилось! Назначением христиан является единство. Chistus resurrexit! ResurrexitVere! Христос воскрес! Воистину воскрес!”.
___________________________________________________
«Мы теряем чувство Правды, чувство Церкви, чувство Живого Христа и замещаем это чувство примитивным мудрованием»
___________________________________________________
Мы с горечью наблюдаем, что в посленее время в воронку экуменизма втягивается все большее количество как православного пастырства, так и простых верных и, если в случае католиков предмет их веры превратился в аморфные, упрощенные понятия вследствие постоянных догматических обновлений, то та же беда для наших наступает как следствие обрыва преемственности православных поколений, имевших место в скорбную эпоху атеизма. Мы тоже теряем чувство Правды, чувство Церкви, чувство Живого Христа и замещаем это чувство примитивным мудрованием.
В такие непростые моменты Промысел Божий всегда приходит на помощь: трагические события на Украине, как великая милость Божия над нами, попущены были, дабы отрезвить нас, растормошить, заставить вспомнить, кто мы, к чему призваны, что Россия – Дом Пресвятой Богородицы, и мы это вспомнили, и у нас это получилось. Это получалось и у патриарха Кирилла, когда его пламенные проповеди в защиту Русского мира, в защиту поруганных святынь многострадального Донбасса, невинно убиенных мирных жителей Одессы колоколом звучали в сердце каждого из нас, и мы думали, мы надеялись, что теперь уж с экуменизмом, принесшим свой смертоносный плод на киевском Майдане, покончено навсегда. Но мы ошиблись, и тайно подготовленная кубинская встреча нас в этом убедила, тем более, что тайной она была только для нас и для нашего Архиерейского Собора. В Польше о готовящейся встрече трубили информационные агентства еще в конце 2013 года. Тогда обсуждалась возможность встречи Патриарха Кирилла с папой Франциском в Кракове во время Всемирных Дней Молодежи летом 2016 года. Краковский кардинал Станислав Дживиш должен был выступить с официальным приглашением. Для согласования и подготовки возможной встречи, а также для участия в очередной католическо-православной конференции в Варшаву, а затем в Краков прибыл митрополит Иларион. Озаботившись судьбой гонимых христиан и будущностью христианства в Европе, владыка позабыл, что в Киеве уже кипел Майдан, а взволнованные этими событиями православные Кракова ждали пастырского слова, ждали Богослужения или встречи, наконец, и … не дождались. Все свое время митрополит посвятил католикам и экуменическим встречам, получению медали “За толерантность”, учрежденную Экуменическим Фондом. Все, увы, требует времени. Впрочем, сфотографироваться на фоне алтаря православной церкви Кракова владыка все же успел. Но что интересно? На первом же после визита митрополита Илариона Архиерейском Соборе Польской Православной Церкви, как гром среди ясного неба, прозвучало решение вернуть польским православным столь желанный и утраченный во время оно юлианский календарь. Аналогии с недавними канонизациями напрашиваются сами по себе.
Приведем все же некоторые цитаты из заявлений польской прессы времен декабря 2013 года: “На вопрос: в случае предполагаемого визита патриарха Кирилла на молодежный фестиваль дойдет ли до его встречи с папой Франциском, митрополит Иларион ответил, что не исключает и того, что встреча с папой произойдет и раньше Всемирных Дней Молодежи”. Заметим, что эта информация растиражирована была еще два года тому назад на всю Польшу, а для нас все совершалось, по недавним “доверительным” признаниям Патриарха Кирилла, в тайне.
Когда читаешь предположения польских журналистов, почему местом встречи была выбрана Куба, не устаешь удивляться богатству их фантазии. В основном их рассуждения на эту тему сводятся к тому, что выбор места “переломной встречи” явился своего рода поражением Европы. Куба отдалена от Старого Континента почти на 9 тысяч километров, что несет в себе символ конца центральной роли Европы в жизни Христианских Церквей. Все намного проще, достаточно вспомнить слова священника-иезуита Милана Жуста, некогда отвечавшего за диалог с православными, и которые цитировала О.Н. Четверикова: “Для нас важно, чтобы принятие совместных документов или возможная будущая встреча Папы и Патриарха не вызывали серьезных протестов”1. Лучшим способом избежать “серьезных протестов” – это провести встречу за океаном, ибо любой точки Европы, а тем более Польши, православный, так сказать, протестный контингент достигает без труда и тогда ни о каком Празднике Торжества Экуменизма не может быть и речи.
Кстати, о Празднике Торжества Православия, который ничто не в силах нам омрачить, даже неудачное сравнение Церкви с гетто, употребленное во время праздничной проповеди. Если мы откроем книгу еще одного польского автора, ксёдза Тадеуша Калюжного “Секрет Никодима”, то узнаем, что это же сравнение Его Святейшество употребил в интервью газете “La LibreBelgique” еще 12 октября 1979 года. Отдавая дань заслугам митрополита Никодима в деле “духовного обновления Церкви, дабы была она открыта миру, а не пребывала гетто или музеем“1.
Вообще надо признать, что упоминаемая книга – очень интересна. Приведем еще несколько цитат, раз уж зашла речь о митрополите Никодиме.
“Симпатия митрополита Никодима к отцам-иезуитам была без сомнения исключительной. Известны его глубокие личные контакты с отцом Arranz, с отцом Mailleux и даже с самим отцом Arrupe, – генералом Общества Иезуитов. Не станем здесь подвергать эти отношения более широкому анализу, что нуждалось бы, в конце концов, в отдельной диссертации, но укажем на существование, например, достаточно интересной гипотезы, согласно которой Никодим имел идею или проект, а может уже предпринял некоторые постановления насчет того, чтобы создать, будучи в тесном контакте с отцами-иезуитами, в лоне Русской Православной Церкви тайный монашеский орден по модели Общества Иезуитов, своего рода орден русских православных иезуитов. Несомненно, что гипотеза эта достаточно странная, но весьма знаменательная. Исходя из деликатности аргумента, имен особ, которые нам пересказали ее, мы не называем. Хотелось бы только добавить некоторое свидетельство, которое могло бы указать на очень личное и глубокое отношение Никодима к Обществу Иезуитов: “Однажды, – рассказывает о. Блинков, – в разговоре, который имел место по дороге из Загорска в Москву, митрополит Никодим среди прочего высказал мнение: “Моей мечтой является быть членом Общества Иисуса”, а затем: “Если бы сейчас я мог выбирать, выбрал бы его”. К этому добавим краткое, но показательное заявление одного из отцов-иезуитов, а именно отца Arranzа, который признавался: “Митрополит Никодим принимался за одного из нас”.
Продолжим цитату. “А вот еще факты из жизни митрополита. В его личной библиотеке рядом с книгой Фомы Кемпийского “О подражании Христу” находилась Конституция Общества Иезуитов и Духовные упражнения по методике св. Игнатия Лойолы на русском языке. Никодим часто заглядывал в эти книги, а иногда даже забирал их с собой в путешествие. Сам читал и другим советовал читать. Книгу с духовными упражнениями св. Игнатия Лойолы он часто дарил своим самым близким сотрудникам или пресвитерам, которых сам хиротонисал. В августе 1974 года Никодим посвятил одну неделю своего последнего пребывания в Риме духовным упражнениям по методу св. Игнатия. В ходе этих упражнений, как утверждают некоторые, Никодим должен был пройти исповедь у отца Mailleux, иезуита из Коллегии Russicum в Риме“.
Завершая наш обзор, обратимся к польским информационным ресурсам, освящвшим встречу, исходя из политической составляющей. Почти все сходятся на том, что эта встреча нужна была России, а конкретно Путину. «Не сегодня стало известно, что РПЦ имеет общие интересы с Кремлем. Россия как религиозно-государственная целостность пытается смягчить свой профиль – Кирилл не отважился бы встретиться с папой, если бы Путин ему не позволил. Светская власть, как и власть церковная, нуждались в этом символе открытости и улучшения своего реноме на международной арене».
_______________________________________________________________________
«Когда мы, наконец, поймем со всей очевидностью, что на кресте экуменизма мы, Новый Израиль, собственными руками распинаем Мистическое Тело Иисуса Христа и в своем инфернальном безумии повторяем преступление Израиля Ветхого, распявшего физическое тело Спасителя, – это будет Защита Веры».
_______________________________________________________________________
Неужели так трудно заметить простую вещь: кто нуждается в аплодисментах, а кто нет? Вся динамика политики наших властей говорит о том, что по большому счету ни Россия, ни ее Президент в аплодисментах на международных аренах не нуждаются. Президент и его искренние помощники трудятся в русле национального интереса своего народа и, если это кому-то не нравится, а не нравится это всем этим “аренам”, чем тут поможешь? Господь сказал Своим ученикам: “Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавидел. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрал вы от мира, сего ради ненавидит вас мир”.
Как могла состояться эта встреча, по сути принесшая вред, как государству, так и Церкви, – пока остается тайной. Можем только строить догадки, пытаясь распознать в них по плоду древо. Патриарх отнюдь не выглядит личностью безвольной и безусловно послушной, впрочем похвалу от папы в смирении он все же получил. Непонятным остается факт, как можно было вообще принимать такое важное решение “без рассуждения всех”. В Православии так не может быть. Однако все это случилось и, вероятнее всего, это Его Святейшеству удалось под влиянием своего патриаршего авторитета уговорить-таки Владимира Путина, что данная встреча будет целесообразной. Хочется надеяться, что Президент все же оказался в числе той пятерки посвященных, чьи “святые имена” Патриарх Кирилл не захотел назвать. Впрочем, остался же в неведении целый Архиерейский Собор…
Россия – удивительная страна, Россию не понять одним умом, поэтому не лишним было бы в Администрацию Президента ввести новую должность – глубоко воцерковленный советник.
Пора задаться вопросом, почему мы здесь так обильно цитируем польские католические источники? Именно потому, что с Гаванской Декларацией действительно наступил “первый день будущего“. А чтобы этот нежеланный первый день оказался и последним, нам как народу Богоносцу, необходимо снова встать на защиту веры. Наша защита веры должна состоять прежде всего в полном игнорировании экуменических мероприятий и совместных молитв. Когда иные из наших пастырей обнаружат, что на экуменических молебнах присутствуют только они и общество наивных до простоты католиков – это будет Защита Веры; когда мы, сплотившись вокруг светской власти, ни под каким предлогом не допустим раскола внутри Православия – это будет Защита Веры; когда мы будем крепко помнить, что не римский начальник ведет Церковный корабль, а Сам Господь, под державою Которого мы всегда хранимы, – это будет Защита Веры; когда мы будем всячески углублять свои святоотеческие знания, погружаться в их аскетический опыт, молитвой расчищать духовные завалы собственной греховности – это будет Защита Веры; когда мы, наконец, поймем со всей очевидностью, что на кресте экуменизма мы, Новый Израиль, собственными руками распинаем Мистическое Тело Иисуса Христа и в своем инфернальном безумии повторяем преступление Израиля Ветхого, распявшего физическое тело Спасителя, – это будет Защита Веры. Не будем же боязливы и маловерны, в чем некогда во время шторма Христос упрекнул Своих учеников. Будем же радоваться, ибо Господь предоставляет нам возможность в наше, без преувеличений, исповедническое время проявить Ему верность, верность Его Голгофскому Жертвоприношению. Вперед, малое гетто!
Елена Владимирова
Источник: http://amin.su/content/analitika/9/4436/ |