Отдельной заботой для украинского военного командования стала Авдеевка. На размещенную в этом городе группировку своих войск в киевских штабах возлагают отдельные надежды. Со стороны Авдеевки каждые сутки ведется огонь в сторону, Ясиноватой, Ясиноватской транспортной развязки, мины и снаряды залетают также в Макеевку и Донецк.
На этом участке фронта только за несколько последних суток марта украинские военные задействовали все имеющиеся у них в наличии виды артиллерийского и минометного вооружения: от зенитных орудий калибра 37,5 миллиметра и легких 82-миллиметровых минометов до тяжелых гаубиц, у которых калибр 152 миллиметра. Помалкивали только реактивные системы залпового огня «Град», хотя еще раньше, также в марте, под Ясиноватой пару раз были применены и они.
В общем, очередной сезон подсыхающего грунта и начавших распускаться почек украинская сторона снова встречает знакомым посылом: нам надо прорваться в Донецк, а для начала не худо было бы перерезать коммуникации, связывающие столицу ДНР с Горловкой. А прямая дорога, соединяющая эти два города и одновременно два важнейших узла обороны Донбасса, проходит как раз через Ясиноватскую развилку и уходит дальше, между Авдеевкой и Ясиноватой, к Горловке. Видно, что стратегия и тактика украинских штабов весь последний месяц вокруг этого и вертятся.
Хотя по количеству внимания, получаемого от украинских военных, с Ясиноватским направлением вполне может поспорить Горловка, в особенности ее северный пригород — поселок Зайцево. Поселок разрезан чуть ли не пополам линией разграничения, но такое плотное соседство ничуть не мешает украинской стороне регулярно осыпать минами и снарядами часть Зайцево, контролируемую армией ДНР.
Когда утром 30 марта были подведены боевые итоги истекших суток, то стало известно, что украинские войска за истекшие 24 часа обстреляли территорию ДНР 515 раз. Причем количество нарушений украинской стороной пункта Минских соглашений о прекращении огня, исчисляемое сотнями, за март из чрезвычайного происшествия превратилось в рядовую статистику.
В числе населенных пунктов, подвергавшихся наиболее интенсивным обстрелам, опять оказались поселки Спартак и Жабуньки под Донецком, села Коминтерново и Саханка — на Южном фланге фронта, руины Донецкого аэропорта, и, конечно, поселок Зайцево. В ходе этих обстрелов артиллерийских подразделения ВСУ выпустили по позициям армии ДНР и по местам проживания гражданского населения самое меньшее 35 тяжелых снарядов калибра 122 и 152 миллиметра.
Неизвестно, чем уж провинилось перед украинскими военными малоприметное село Григорьевка в Тельмановском районе ДНР, но и оно «удостоилось» 30 марта прилета целых восьми мин калибра 82 миллиметра. Огонь велся со стороны поселка Гранитное, который командование ВСУ также успело накачать всем, что стреляет.
В целом, день 30 марта на Южном направлении Донецкого фронта закончился традиционной «вечерней программой». Помимо Григорьевки, мишенью опять было избрано село Саханка. Всего за час — с 18 часов 30 минут до 19 часов 30 минут — по Саханке и ее окрестностям украинские минометчики выпустили 28 мин калибра 82 миллиметра и 36 мин калибра 120 миллиметров.
Участившиеся обстрелы позиций армии ДНР и населенных пунктов республики с применением видов оружия, отдельные из которых вынужденно молчали с февраля 2015 года, все больше приобретают характер огневой разведки. Такие боевые действия, как правило, ведутся передовым эшелоном развертывания наступательных группировок.
Из данных разведки следует, что украинское военное командование свои силы в «зоне АТО» выстроило, по крайней мере, в три эшелона. Опорные базы этих эшелонов – уже не раз перечислявшиеся города с крупной дислокацией ВСУ: Константиновка, Курахово с Марьинкой, Волноваха и несколько других.
Но так как по состоянию на последний день марта крупномасштабных действий со стороны ВСУ не последовало, а интенсивность пристрелочно-разведывательного огня не снизилась, а даже возросла, то логично предположить, что украинское командование предоставляет возможность испытать себя в роли «первого эшелона» разным подразделениям.
В том числе и тем, которые еще совсем недавно были на положении тыловых. Зная, что армии ДНР и ЛНР следуют букве Минских договоренностей и артиллерийскую подготовку по своей инициативе не ведут, командование ВСУ может позволить себе концентрировать в первом эшелоне большое количество живой силы и огневых средств. По крайней мере, вешних рисков тут мало.
Будь на то только его воля, украинское командование уже давно бы предприняло против обеих республик Донбасса что-нибудь масштабное. Как свидетельствует практика, украинским военным противопоказана длительная концентрация в одном месте. Только дело здесь не в кознях противника, а в самих «атошниках». Сами по себе они стреляют нередко успешней, чем с противоположной стороны бьют по ним.
В ночь на 31 марта по неустановленным пока причинам вспыхнула драка на бывшем аэродроме сельскохозяйственной авиации, находящемся к юго-западу от Волновахи у села Хлебодаровка. На объект, охраняемый украинскими солдатами, попыталась проникнуть группа их сослуживцев. На окрики караульных никакой реакции не последовало, и началась рукопашная схватка. Драчунов удалось разнять только офицерам, да и то с трудом.
Другой рукопашный бой, уже утром 31 марта, произошел в поселке Пески у одного из местных магазинов. Но там причина драки выяснилась быстро и она для подравшихся вояк была весомой: украинские военные не поделили только что купленные сигареты.
Но под Волновахой и в Песках обошлось хоть без стрельбы. Чего не кажешь о территории бывшего стекольного завода в Константиновке. Подразделения украинской армии квартируют и там — и так же, с утра 31 марта, военные чего-то не поделили. Итог разборки: три человека попали в больницу с огнестрельными ранениями.
И такие случаи, скорей всего, последними не останутся. В «зону АТО» киевская власть вынуждена все больше людей оправлять из-под палки. По причине нехватки около 14 тысяч контрактников, украинскому командованию ничего не остается, кроме как затыкать дырки солдатами-срочниками. А указ о проведении на бывшей Украине весеннего и осеннего призывов на срочную военную службу президент Порошенко подписал 30 марта.
Киевская власть на весь год расписала план «зачистки» тылов, чтобы было кого отправлять на убой, а всякого стреляющего железа к линии окопов и так уже успели подогнать. На всякие эксцессы, сопровождающиеся небоевыми потерями, в Киеве и подавно внимания не обращают.
Войну против Донбасса киевский верховный главнокомандующий, выступая 31 марта в американском Конгрессе, назвал «продолжением борьбы за свободу Украины». По сравнению с этим всякие драки, самострелы и расстрелы — чепуха и мелочи.
Зато обыкновенные жилые дома в поселке Зайцево «борьбе за свободу Украины» мешают, как видно, не на шутку. Поселок опять обстреляли также 31 марта, теперь уже среди белого дня. Украинские военные даже не поостереглись выпустить по Зайцево «пакет» из реактивного установки «Град». От обстрела пострадали не менее 30 домов, в том числе и здание поселковой администрации. Двое жителей Зайцево получили ранения.
В таком же духе обстановка наверняка будет развиваться в ближайшие дни. Разведка ДНР еще 2 и 7 марта зафиксировала погрузку украинских вооружений и боевой техники на железнодорожные платформы на станции Камыш-Заря. Среди загружаемых оружия и техники были замечены семь гаубиц «Акация» калибра 152 миллиметра, а также 10 танков марки Т-64.
Станция Камыш-Заря расположена в Запорожской области, на железнодорожной линии, ведущей на восток к Волновахе, и дальше, на север, в сторону Донецка. Все погруженное тогда оружие сейчас находится в зоне боевых действий. Во всяком случае с этой точки зрения диспозиция на обозримый период ясна.