31 марта 2016г в конференц-зале гостиничного комплекса «Измайлово» прошли общественные Слушания «Гаванская декларация и “Всеправославный» Собор: за и против». Поводом для них стало большое смущение православного народа, вызванное активизацией либерально-экуменических политических шагов Московской Патриархии. Особенно – встречей Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском и более чем спорные документы, предназначенные к подписанию запланированным на июнь 2016 г. так называемым «Всеправославным» Собором.
В итоге наиболее радикально мыслящие православные говорят о «новой унии», гневно требуют церковного суда над Патриархом, созыва Поместного Собора и отказа от участия в Соборе «Всеправославном». Смущения добавляет совершенно непонятная ситуация с принятием решений в РПЦ, когда не только фактически отменены Поместные Соборы, но и Архиерейский Собор становится чисто декоративной структурой – после того, как решение о Гаванской встрече было принято без его ведома. Всё больше священников и монашествующих, целые приходы и монастыри РПЦ в России и за её пределами отказываются поминать Патриарха Кирилла, требуя его покаяния. Совершенно нельзя исключать, что при продолжении нынешнего экуменического курса Московской Патриархии от неё отколется немало приходов, а то и епархий.
Именно осознание этой нависшей над Церковью страшной опасности вызвало ныне ширящееся повсеместно движение ВЕРНЫХ (никаких не «зилотов», не «ревнителей», а именно ВЕРНЫХ православным Святоотеческим основам нашей Церкви!) мирян и клириков, осознающих, что единственная альтернатива возможному расколу – есть соборное обсуждение Церковью проблемы и принятие по ней соборного же решения. Именно ради этого ряд православных организаций принял решение созвать в Москве общественные Слушания для обсуждения проблемы, аналогичные тем «родительским» слушаниям, которые мы в своё время собирали, борясь с насаждением в России «ювенальной юстиции».
Слушания, несмотря на жёсткую информационную блокаду СМИ, прошли «на пять с плюсом», и зал на 400 человек был заполнен почти целиком. Началом стала, как водится, молитва перед огромными иконами, привезёнными сотрудниками Фонда Святого Василия Великого, что и задало необходимый тон всему обсуждению.
Затем ведущий Слушаний – публицист и общественный деятель Владимир Хомяков чётко обозначил задачи обсуждения, а также возможные негативные последствия для Церкви и государства, если начатые Гаванской встречей центробежные процессы в Церкви не будут преодолены, единственным способом для чего как раз и является их соборное обсуждение – как альтернатива расколу и смущению.
Первым прозвучало приветствие председателя Оргкомитета Слушаний, известного православного предпринимателя и общественного деятеля В.В. Бойко-Великого, который, обозначив остроту проблемы и её опасность для Церкви, тем не менее, призвал к трезвости и умеренности в суждениях, призвал избегать раскола, чтобы не впадать в другую крайность и не свести обсуждение к обличениям и маргинальной перепалке.
Кстати, эта же самая мысль красной нитью проходила и через подавляющее большинство других выступлений. Все понимали, что речь идёт, прежде всего, о безопасности и сохранении единства Церкви, и потому даже самая резкая критика Патриарха не переходила границ приличия: все были озабочены не внесением раскола, а его недопущением. Эмоции, конечно, порой прорывались, но не они определяли сущность происходящего: организаторы сразу заявили, что не позволят превратить Слушания в маргинальную перебранку. И это, по общему признанию, удалось.
До последней минуты было опасение, что священнослужители, вконец «заинструктированные» Патриархией и информационно задавленные, подконтрольными «ватиканствующему» крылу РПЦ СМИ, принять участие в обсуждении не рискнут. Но, по счастью, на Слушаниях присутствовали и выступали представители духовенства с весьма различающимися подходами к обсуждаемой проблеме: духовник молдавского общества Блаженной Матроны протоиерей Анатолий Чибрик (Молдавия), иеромонах Рафаил (Мишин), известный богослов священник Георгий Максимов, протоиерей Всеволод Чаплин, московский игумен Кирилл (Сахаров), доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета дьякон Владимир Василик, и другие.
Также состоялись прямые включения по скайпу с афонскими старцами о.Рафаилом (Берестовым) и о.Саввой (Афон, Великая Лавра), протоиерей Матвей (Греция), разом придавшие Слушаниям «международный» уровень. Все они крайне негативно высказались о Гаванской встрече и «Всеправославном» соборе, предложив не поминать не только Патриарха Кирилла, но и всех иерархов, поддерживающих экуменизм.
Что касается выступавших на Слушаниях наших священников, то их мнения — при общем осуждении экуменизма и критике Гаванской встречи – весьма расходились в части того, что именно надлежит не принимать, и как реагировать: от весьма резкой позиции о.Рафаила (Мишина) до более чем мягкой и примиренческой о. Георгия Максимова и особенно — диакона Владимира Василика.
То есть, был предложен принципиально новый как для патриотической, так и для православной публики формат, когда люди разных убеждений, но болеющих при этом за дело, совместно пытаются найти истину, а не вцепляются друг другу в горло, поминая прошлые обиды. К сожалению, «вместить» это традиционное понимание Соборности и присутствовать на мероприятии смогли не все.
Готовились ли провокации? Да, разумеется. Но все они были локализованы и предотвращены на уровне переговоров, так что Слушания не были омрачены ни одним инцидентом. Даже дьякон Владимир Василик, который после того, как на Слушаниях в Санкт-Петербурге православная общественность «культурной столицы» буквально сгоняла его с трибуны, опасался совершенно напрасно. Несмотря на периодически поднимавшиеся негодующие выкрики с мест, ведущий Слушаний Владимир Хомяков и сидящий рядом с ним председатель оргкомитета Василий Бойко-Великий твёрдо вели собрание и «держали зал» в течение всех четырёх с половиной часов, доброжелательно смиряя любые проявления митинговщины.
Сильно выступили на Слушаниях и миряне. Приведём лишь некоторых.
Многим запомнилось блестящее богословское по сути выступление Известного православного писателя и журналиста Владимира Семенко, разъяснившего порочность экуменизма с точки зрения богословия. Кроме того, он откровенно вскрыл истоки современного экуменизма в РПЦ, связав их с мировоззрением и бурной деятельностью в 1970-х главы ОВЦС митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) – духовного наставника целого ряда представителей высшего духовенства РПЦ, включая, к сожалению, и нынешнего Патриарха Кирилла. Увы, наследием и рецидивами «никодимовщины» до сих пор вызваны весьма многие вызывающие осуждение и споры события в жизни РПЦ.
Мощно прозвучало выступление главы «Народного Собора Украины и Новороссии» Игоря Друзя, непосредственного участника трагических событий на Украине и войны на Донбассе. Он провёл прямую параллель между объятиями и «братскими» поцелуями папы с патриархом в Гаване и точно такими же проявлениями взаимной любви 23 августа 2011 года между тогдашним митрополитом УПЦ МП Владимиром (Сабоданом), также учеником филокатолика Никодима (Ротова), и главой униатов Святославом Шевчуком. Ведь именно через несколько лет после активизации экуменических контактов между УПЦ МП и представителями Ватикана на Украине произошел Евромайдан и началась кровавая смута на Украине, и именно подконтрольные Ватикану «униатские» приходы занимались подготовкой и идеологической накачкой бандеровских боевиков. Про Украину говорил и специально приехавший из Киева председатель Союза Православных братств Украины В.Б. Лукияник.
При этом ведущий Слушания Владимир Хомяков не преминул напомнить, что недавно один из сотрудников нашего главного филокатолика и экумениста, главы ОВЦС митрополита Иллариона арестован за шпионаж в пользу ЦРУ. Что директором илларионовского «карманного» «фонда Григория Богослова» является иезуит по образованию Севастьянов, а иностранным партнёром — американский «Фонд Брэдли». Который также является близким партнёром американского «Национального фонда в поддержку демократии» — главного спонсора всех «оранжевых революций» в мире, а также – антипутинской «пятой колонны» в России.
Митрополита Иллариона вообще весьма часто поминали на Слушаниях, как «злого гения» Московской Патриархии, считая этого верного адепта «никодимовщины» едва ли не главным лоббистом экуменизма, толкающим Патриарха в «братские» объятия Ватикана. Что же касается Патриарха, то, за исключением пары выступлений с призывами привлечь его к церковному суду, доминировало отношение к нему как к «отцу, оставившему свою семью ради другой женщины», и посему говорили не об «отставке», а о «покаянии» и «возвращении».
Зато категорично прозвучало требование созвать срочно для рассмотрения ситуации Архиерейский Собор, который, как известно, даже не поставили в известность о Гаванской встрече. Архиереев просят: дать свою оценку Гаванской встрече и спорным документам, выносимым на «Всправославный» Собор; восстановить в Уставе РПЦ нормы принятия решений, соответствующие принципам Соборности; принять решение о созыве Поместного Собора для недопущения раскола в Церкви; подтвердить признание экуменизма ересью, признать греховным утверждение о «множественности христианских церквей» и совместные молитвы с инославными, участники которых обязаны принести церковное покаяние. Личное письмо соответствующего содержания будет отправлено каждому архиерею, и об ответе его будет оповещена вся Церковь.
Таким образом, Слушания 31 марта, вопреки ожиданиям и усилиям наших «ватиканствующих» оппонентов, были проведены на самом высоком организационном уровне. Были представлены разные точки зрения, не допущено ни маргинальщины, ни подготовлявшихся заранее провокаций, намечены конкретные дальнейшие действия. Слушания стали проявлением совсем было утраченной в последние годы Соборности нашей Церкви, и, с Божьей помощью, могут дать начало объединению всех ещё не впавших в «теплохладность» православных – действительно ВЕРНЫХ чад нашей матери-Церкви – для её спасения, для недопущения расколов и ересей.
Да поможет нам Бог. Аминь.
http://enotcorp.org/ |