Ополченца из Сербии Радомира Почучу, сражавшегося на стороне непризнанных республик, будут судить за участие в боевых действиях в Донбассе. Ему грозит тюремный срок до 10 лет не только за пребывание в ополчении, но и за организацию добровольческих отрядов. «Русская планета» разбиралась, за что и как преследуют в Сербии добровольцев, воевавших за Русский мир в Новороссии.
Путь добровольца
Арестовали добровольца в ночь на 27 марта после пересечения им границы Сербии со стороны Румынии. Сейчас Радомир Почуча находится в Белграде под подпиской о невыезде. Доброволец признался, что не рассчитывал на скорое освобождение. «Помогла реакция общественности на мой арест, — сказал он. — Скоро у нас пройдут выборы в парламент, видимо, власть не хотела шумихи. Спасибо за поддержку моему народу и русским — я знаю, что за меня вступились в ОД "Новороссия" Стрелкова и даже в Мосгордуме».
46-летний Радомир Почуча широко известен в патриотических кругах Сербии. Он воевал в составе антитеррористического подразделения «Кобра» против албанских террористических групп в Косово в начале 1990-х, затем служил в спецназе МВД Сербии. В 1997 году сменил военную карьеру на журналистскую, работал ведущим на сербском телеканале «Пинк»; до отъезда в Новороссию был пресс-секретарем антитеррористического подразделения МВД Сербии «Грифоны».
С сентября 2014 года он воевал в Новороссии — сперва в составе франко-сербской добровольческой бригады, затем перешел в сербский гусарский полк. Также Почуча воевал в составе бригады «Призрак» Алексея Мозгового, участвовал в боях при поселке Пески.
В марте 2015-го Почучу и еще нескольких сербов арестовали в Донецке и поместили «на подвал». Конфликт произошел при участии еще одного сербского добровольца, Деяна Берича. Он обвинял Почучу в подготовке покушения на других сербских добровольцев и в связях с криминалом.
Владо Станич, сербский доброволец, был в числе тех арестованных. «Это была неприятная история, — пояснил он. — Все обвинения со стороны Берича — неправда. Мы были без оружия, нас арестовали и несколько дней держали под арестом. Когда Министерство госбезопасности ДНР узнало об инциденте, нас освободили». Ополченец считает, что Берич видел в Почуче конкурента. Возможно, добавляет он, дело не обошлось без участия сербских спецслужб, а конфликт был искусственно спровоцирован, чтобы выдавить Радомира из Донбасса.
«Вскоре мы уехали в Россию — наши русские друзья-ополченцы определили нас координировать помощь Новороссии из Москвы», — сказал Почуча. Затем он и Станич какое-то время работали при штабе Стрелкова в качестве волонтеров. Но Радомир хотел вернуться домой: у него на родине остались пожилые родители, которым была нужна помощь.
«Мы не хотели отпускать Радомира в Сербию», — отметил Владо Станич, на данный момент находящийся в Москве. То, что добровольцев преследуют, давно не секрет, и Радомир знал, что его арестуют. По словам Станича, всех сербов, которых обвиняли в участии в войне в Донбассе, особенно дотошно расспрашивали про Радомира: «Он для сербских властей лакомый кусок».
Сербским властям было выгодно держать Радомира в России, считает Станич: «У нас сейчас сложное экономическое положение — низкие зарплаты, общество пассивно. А Радомир всегда призывал к патриотизму, выступал против вступления Сербии в НАТО, хотел объединить разрозненную сербскую патриотическую оппозицию».
Арест
Сербские политики, заявляющие о дружбе с Россией, не отказываются при этом от сотрудничества с ЕС и с НАТО. 27 марта в Белграде прошел 20-тысячный антинатовский митинг. Собравшиеся под сербскими и российскими флагами требовали проведения референдума по вопросу сотрудничества с альянсом, выступали против «американской оккупации». Поводом для митинга стало подписание соглашения между НАТО и Сербией о сотрудничестве. Радомир ехал в Белград для участия в этом митинге, но в ночь на 27 марта был арестован вскоре после пересечения румынско-сербской границы.
«Почуча по завершении боевых действий на востоке Украины, где он воевал на стороне пророссийских отрядов, несколько месяцев провел в квартире в Москве. Однако мы получили информацию, что он намеревается вернуться в Сербию, чтобы присутствовать на антинатовском митинге в воскресенье. Мы получили информацию, что он намеревается нелегально въехать в нашу страну из Румынии, через Дунай. Границу он пытался перейти тайно, на лодке, наша полиция обнаружила и арестовала его, едва он ступил на территорию Сербии», — приводит газета «Информер» слова представителя МВД Сербии.
Друг Радомира Стеван Милошевич был вместе с ним в момент ареста. Он встретил Радомира у границы на автомобиле. Стеван сам осужден за участие в добровольческих отрядах в Новороссии — ему дали 5 лет условно.
«Нас преследуют по политическим мотивам. Сербские газеты пишут много неправды про Радомира. Например, что он незаконно пересек границу, где его и арестовали. Но нас остановила обычная патрульная машина, было это при подъезде к городу Ковин, а не на границе. Радомир даже не пытался прятаться, он сам вышел из машины и назвал свое имя. В газетах также пишут, что он испугался ареста, но я видел руки полицейского, который нас задержал, и видел, как они дрожали», — рассказал Милошевич.
Сроки за помощь братскому народу
По разным данным, с начала конфликта на стороне ополчения воевало около сотни добровольцев из Сербии. Весной 2015 года был ужесточен закон, согласно которому гражданину Сербии, принимавшему участие в военном конфликте в составе неофициальных вооруженных формирований на территории другого государства, грозит уголовное преследование. Так премьер-министр Сербии Александр Вучич отреагировал на личную просьбу президента Украины Петра Порошенко усилить ответственность за участие сербских граждан в войне в Донбассе на стороне ополчения. Вучич заверил, что «именно такого подхода и будут придерживаться в Сербии относительно наемников».
Всего в Сербии бывшим ополченцам вынесено уже около 15 приговоров. Осужденные получили денежные штрафы и условные сроки, от нескольких месяцев до 5 лет. Еще несколько человек ожидают суда. Помимо участия в боевых действиях в Новороссии, Радомира Почучу обвиняют также в организации боевых отрядов. Это более жесткая статья, поэтому Почуча рискует первым из добровольцев получить реальный тюремный срок.
Судят за Facebook
Не обошлось и без политики. Помимо участия в боевых действиях, Радомира обвиняют также в угрозах в адрес проамериканской организации «Женщины в черном» (сербский аналог «Солдатских матерей»). Конфликт случился еще до отъезда Почучи в Донбасс. Активистки организации неоднократно обвиняли сербов в геноциде; также они выступают против «вторжения России на Украину». «Женщины в черном» анонсировали пикет в Белграде в марте 2014 года в память «преступлений, совершенных сербами против албанцев в Косово». Радомир, видевший зверства албанцев против сербов своими глазами, не смог молчать и написал на своей странице в Facebook: «Я думаю, что подобное проводиться не должно. Господа хулиганы, "делии", "гробари", радовцы, "фирмаши" (сербские патриотические объединения. — РП.), вместо того чтобы обмениваться тумаками между собой, раз уж вы такие великие патриоты, — объединяйтесь».
В июне по заявлениям «Женщин в черном» Прокуратура по высокотехнологичным преступлениям завела против Почучи дело, однако процесс постоянно откладывался. Из-за давления со стороны «Женщин в черном» Радомира уволили с поста пресс-секретаря подразделения МВД, и вскоре он уехал в Донбасс.
Также добровольцу вменяют в вину угрозу жизни а отношении премьера Сербии Александра Вучича. Сам Радомир считает дело против себя исключительно политическим: «Угрозы в адрес Вучича — полная глупость. Это был пост в Facebook в ответ на его слова о том, что сербы должны простить хорватам зверские убийства людей в концлагере Ясеновац (во время Второй мировой войны там велся геноцид сербов, евреев и цыган. — РП.). Я и написал, что нельзя такое прощать и что Вучич может закончить, как Чаушеску (румынский диктатор, расстрелянный в 1989 году. — РП.). Разве же это покушение? Это политика».
Обвинений в организации добровольческих отрядов Радомир Почуча не боится. «Многие из тех, кто был со мной в Новороссии, смогут выступить на суде и подтвердить, чем я там занимался. Я был в звании старшего сержанта и ничего не организовывал», — резюмировал он.
Тем временем премьер Вучич, похоже, лично заинтересован в травле сербского ополченца. «Это преследование инициировано Вучичем. Ему дали задачу — раскачать ситуацию в Сербии. Наши политики смотрят в сторону Запада, но сербы говорят так: "Бог — на небе, а Россия — на земле". Простые сербы любят вашего президента Путина, многие держат дома его портреты. А патриотов, таких как Радомир, просто оттесняют на обочину общественно-политической жизни», — подчеркнул Владо Станич.
Елена Горбачева / 05 апреля 2016, 11:00 |