Надо изменить концептуальные установки образовательной политики Минобрнауки — центра по реализации проектов, носящих разрушительный характер.
Некоторые СМИ не так давно писали, что на школьном уроке ОБЖ в городе Кореновске Краснодарского края преподаватель показал восьмиклассникам провокационный ролик, пропагандирующий идеи телегонии. Насколько это опасно?
Телегония — это очень серьезная тема, которую нельзя подавать в современном клиповом формате, поскольку она теряет свою воспитательную ценность. Понять эту проблему можно только в свете православной антропологии, которую у нас детям нигде не преподают. Православное мировоззрение исходит из признания существования духовных законов, нарушение которых ведет к психическим и телесным болезням. Вот если дети получают азы такого духовно-нравственного видения и миропонимания, они будут стремиться к высокому уровню межличностных отношений. Но такого предмета нет, вместо этого детям преподают психологию с уклоном в оккультные технологии, преподают «секс-просвещение» (например, нашумевший пример таких уроков, разработанных Департаментом образования Тюменской области) и пр. В результате все попытки обсудить тему семьи с позиций высокой нравственности оказываются неудачными, поскольку воспринимаются как примитивная пропаганда. Но и противостоять разгулу безнравственности с помощью таких роликов, об одном из которых мы говорим, тоже неэффективно, так как он подстраивается под тот тип восприятия, который действует только на уровне эмоций. Напугать он может, но в плане духовно-нравственном ничего не дает. Получается, уровень падения равен углу отражения.
И это лишний раз показывает, насколько близко в сфере воспитания мы подошли к такой ситуации, которая будет означать точку невозврата. Если в ближайшее время мы не изменим концептуальные установки нашей образовательной политики, будет поздно. Но чтобы их изменить, необходимы глубокие перемены в сфере социально-экономической политики, ведь все взаимосвязано: кто владеет собственностью, тот и заказывает музыку.
Возникает вопрос, воспитывает ли сегодня школа в человеке духовно-нравственное начало? Если и воспитывает, то только потому, что в школе еще остались подвижники-учителя, которые в условиях господства «толерантности» и «свободы выбора» пытаются сохранить островки нравственности. Что же касается общего подхода, то он определяется теми нравственными установками, которые задаются наднациональными центрами власти и которые навязываются такими международными организациями, как Совет Европы.
Так, еще в 2012 году российское руководство подписало Конвенцию СЕ по защите детей от сексуальной эксплуатации, в соответствии с которой от нас требуют начать повсеместные уроки сексуального просвещения фактически с детсадовского возраста. Тогда же была принята, причем без всякого обсуждения, Стратегия действия в интересах детей на 2012–2017 гг., которая навязывает те же западные стандарты. Но это не предел. 2 марта 2016 года Комитет министров СЕ принял новую Стратегию по обеспечению прав ребенка на период 2016–2021 гг., о которой у нас почти ничего не известно и которую не перевели на русский язык. Потому и не перевели, что речь в ней идет о внедрении ювенальных технологий, о разрушении института семьи (семья как источник насилия), о растлении детей (защита прав детей вне зависимости от сексуальной ориентации и гендерной идентичности), о погружении в виртуальную реальность (защита прав ребенка на участие в цифровом пространстве, облегчающая всеобщую чипизацию детей).
В этом документе ребенок и взрослый уравниваются как субъекты права, что соответствует принятому на Западе и внедряемому у нас «детоцентристскому подходу», не просто выделяющему детей и подростков в отдельную социальную группу, но превращающему их в особое, «иное» сообщество со своими собственными правами. Отсюда распространение таких понятий, как «самоценность детства», «индивидуализация образования», которым в России занимается Федеральный институт развития образования во главе с активным разрушителем советской системы обучения Александром Асмоловым, введшим понятие «сетевое», или «информационное» поколение в отношении наших детей. Его установки: «детей не надо воспитывать, с ними надо дружить», «в определенной мере они могут выступить нашими учителями в разработке совместных программ действий», «пока наша страна не выдвинет на первый план политический детоцентризм — образованных родителей мы не получим».
Этот детоцентристский подход пытаются сегодня представить у нас в качестве нормы на различных общественных площадках, и ключевую роль в этом играет Минобрнауки, в чьих документах постоянно присутствует идея главенства личности ребенка. Поэтому не случайно именно министр Дмитрий Ливанов возглавил российскую делегацию на конференции по имплементации новой Стратегии СЕ по обеспечению прав ребенка на 2016–2021 гг. в Софии 5–6 апреля. Минобрнауки — это центр по реализации инновационных проектов в области образования и воспитания, носящих откровенно разрушительный характер, идет ли речь о ювенальных проектах или форсайт-проекте «Образование-2035», проекте Глобального образования и др. Они не только категорически несовместимы с традиционными ценностями, поддерживающими преемственность поколений, но и представляют угрозу для всех социальных связей в обществе, обеспечивающих его способность выжить. Остановить этот процесс можно не словами, а только делами.
11 апреля 2016, 13:16
Ольга Четверикова