Участники акции протеста оппозиции в Кишиневе. Фото: РИА Новости
Кишинев блокирует механизм миротворческой операции в Приднестровье
Миротворческая миссия в Приднестровье сталкивается с беспрецедентным давлением. Впервые за четверть века с момента разделения конфликтующих сторон десантниками Псковской и Тульской дивизий, несущие конструкции миротворчества расшатываются изнутри.
Справка: Миротворческая операция в Приднестровье обладает уникальной структурой (мирогарантийные функции возложены, в том числе на конфликтующие стороны), а также системой сдержек и противовесов. Руководит операцией и контролирует ход её исполнения Объединённая контрольная комиссия (ОКК), состоящая из 3-х делегаций (РФ, Приднестровье и Молдова), а также представленных в качестве наблюдателей миссии ОБСЕ и Украины. Все решения комиссия принимает консенсуальным методом. Напрямую подчиняется ей Объединённое военное командование (ОВК) — это военный орган, включающий в себя старших военных начальников миротворческих подразделений. Здесь принимаются решения, которые напрямую касаются деятельности миротворцев в Зоне безопасности.
Зона безопасности молдавско-приднестровского конфликта сформировалась по итогам соглашения о принципах мирного урегулирования, подписанного в 1992 году Москве президентами Молдовы и Российской Федерации. Это протяженная полоска земли по линии разграничения. В буферной зоне на 15 миротворческих постах несут службу военнослужащие России, Молдовы и Приднестровья (общее количество — около 1100 человек), а также с 2008 года группа украинских военных наблюдателей (10 человек).
14 апреля на заседании ОКК была выражена крайняя обеспокоенность блокированием работы Объединенного военного командования. «Мы заметили такую тенденцию, что на протяжении 4-х недель молдавская сторона в лице старшего воинского начальника встала на путь блокирования работы ОВК. По информации командования, в рамках заседаний рассматриваются только доклады о состоянии дел в Зоне безопасности. Иные вопросы, касающиеся ротации, вооружения и многого другого — не рассматриваются. Молдавская сторона выдвигает ультиматумы, самовольно покидает заседания», — рассказал РП руководитель миротворческой операции от Приднестровья Олег Беляков.
Структура миротворческой операции не позволяет сторонам принимать односторонние, угрожающие безопасности в регионе, действия. А миротворцы под флагами разных стран в Зоне безопасности подчиняются одному конкретному органу, что придаёт Совместным миротворческим силам целостность. Но что произойдет, если дееспособность органа, осуществляющего военного руководство, будет нарушена? Кто, и в чьих, интересах будет отдавать приказы военным, несущим службу бок о бок на совместных миротворческих постах?
Срыв молдавскими представителями заседаний военного командования является ударом по самой системе управления миротворческой операции, которая и так на протяжении нескольких лет испытывается Кишинёвом на прочность. С 2014 года работа ОКК блокируется под различными предлогами. Что примечательно, началось это за день подписания Молдавией Соглашения об ассоциации с Европейским союзом и сопровождалось заявлениями первых лиц государства, включая президента Молдовы Николая Тимофти. «Присутствие российских миротворцев в Приднестровской республике грубо нарушает статус конституционного нейтралитета государства», — подчеркнул он.
С похожей риторикой выступал и тогдашний замминистра иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Валерий Киверь в Вене на ежегодной конференции ОБСЕ по безопасности. «Процесс оживления и модернизации режима контроля над вооружениями должен опираться на полный и безусловный вывод российских вооруженных сил с территории Молдовы в соответствии с принятыми РФ обязательствами на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году», — отмечал дипломат.
Сегодня процессы, направленные на блокирование уже Объединенного военного командования, также набирают обороты на фоне заявлений молдавского руководства.
«Безопасность Республики Молдова не выходит за рамки европейской безопасности. Безопасности Республики Молдова угрожает Российская Федерация. Если Россия укрепит свои позиции в Республике Молдова, то будет поставлена под угрозу безопасность Украины и даже Турции», — высказался недавно министр обороны страны Анатоль Шалару.
«Для того, чтобы быть нейтральным государством, необходимо вывести российскую армию, ликвидировать приднестровскую армию и иметь полный контроль над всей территорией страны», — добавил чиновник.
Официальную позицию правящих элит Молдавии озвучил и новый посол Молдавии в Москве Андрей Галбур.
«Мнений может быть много, однако в своей деятельности по этому вопросу я строго придерживаюсь позиции властей моей страны. Позиция известна и не претерпела никаких изменений. Мы выступаем за полный вывод российских войск из Молдовы. Только многонациональная операция с соответствующим статусом, которая будет проводиться авторизированной международной организацией в этой области, может обладать необходимой легитимностью и эффективностью», — сказал Андрей Галбур.
Как видно из этих заявлений, делегация Республики Молдова в руководящем миротворческом органе, блокируя конструктивную работу, просто выполняет приказы высшего политического руководства.
А если говорить о выводе российских войск региона, то к реализации этого плана молдавская сторона уже преступила, причём в весьма завуалированной форме. Как известно, в 2015 году Украина денонсировала с РФ соглашения о транзите военнослужащих и техники и провианта для миротворцев в Приднестровье. Де-факто транзит не осуществлялся с 2014 года. Таким образом, российские военные, следующие в Зону конфликта в рамках ротации, могут прибывать исключительно через Кишинёв. Для кого-то из них миротворческая деятельность закончилась прямо в аэропорту молдавской столицы. По данным российской делегации, только в прошлом году были депортированы более 50 военнослужащих.
Удивляет, что молдавская сторона, с настойчивостью требуя трансформации миротворческой операции и вывода Российских войск из Приднестровья, подписала, а соответственно и обязана исполнять уже упомянутое соглашение о принципах мирного урегулирования конфликта. В нем четко прописана гарантийная функция Российской Федерации вплоть до полного политического урегулирования и завершения миротворческой миссии. Еще одна статья документа регламентирует предельно допустимую численность российских миротворцев. Российский контингент в Приднестровье может достигать 3200 человек, тогда как сегодня непосредственно в Зоне безопасности несут службу не более 400 военных РФ.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что помимо соглашения 1992 года конфликтующих сторон нет ни единого документа, гарантирующего отказ от применения силы вне рамок миротворческого процесса. То есть выход одной из сторон из соглашения, либо изменение формата операции будет означать их возвращение в состояние войны.
Александр Корецкий / 15 апреля 2016, 17:30 |