Вряд ли нацисты из батальона «Айдар» или других таких же фашистских формирований знают что-нибудь об Ирландском восстании 1916 года. Тогда, чтобы освободиться от британского владычества, ирландцы поднялись на вооруженную борьбу в послепасхальный понедельник — 24 апреля. Восстание продолжалось шесть дней, до 30 апреля, пока не было подавлено английскими войсками самым кровавым образом. По причине этого, Пасха 1916 года в Ирландии вошла в историю под названием «Кровавой Пасхи». Как раз сейчас этому кровавому событию в истории исполняется 100 лет.
Но независимо от того, знают ли что-то о «Кровавой Пасхе» или даже не слыхали о чем-то таком «айдаровцы» и им подобные, а приближающаяся Пасха 2016 года на Донбассе опять имеет привкус крови.
Ранним утром 27 апреля, около 3 часов, когда еще контрольно-пропускной пункт под Еленовкой (поселок городского типа в 20 километрах к югу от Донецка, по Мариупольской трассе) даже не возобновил работу, по нему и по прилегающей территории с украинских позиций ударили 82-х и 120 миллиметровые минометы.
Последствия огневого налета вышли страшными. Куски человеческих тел силой взрывов были заброшены даже на крыши близстоящих домов. На месте погибли четыре человека. Раненых — 11 человек, но вскоре один из них умер от ран. В числе погибших оказалась беременная девушка. Общее количество погибших — шесть человек, ведь жертвой обстрела надо считать и неродившегося ребенка…
Разрывы мин повредили трехэтажный дом и шесть домов в частном секторе. Одна мина попала в здание Еленовской поселковой больницы. Несколько минометных боеприпасов взорвались рядом с больничным зданием.
Кровавому обстрелу Еленовки предшествовали обстоятельства, очень выразительно продемонстрировавшие, в какую сторону ведет политика киевской власти на Донбассе.
На разных участках фронта армейские части, укомплектованные, в основном призывниками и отчасти контрактниками, командование ВСУ стало заменять добровольческими карательными батальонами. Такие рокировки на протяжении апреля разведкой армии были зафиксированы на Донецком направлении, под Горловкой и на южном фланге фронта — в районе Мариуполя.
Почти в каждом случае нацистским батальонам придавались огневые взводы, набранные также из добровольцев. На вооружении огневых взводов находятся минометы, ручные и автоматические гранатометы, боевые машины пехоты с орудиями калибра 37,5 миллиметра. С таким вооружением легко маневрировать, быстро передвигаясь с одного участка линии огня на другой. При необходимости огневые взводы всегда можно перебросить в нужном времени в нужное место.
Также вскорости после кровопролития в Еленовке стало известно, что незадолго до стрельбы над поселком видели беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Украинской армии.
Факты появления над разными населенными пунктами ДНР беспилотников ВСУ в последнее время также сосем не единичные. Напротив, теперь редкий день обходится без воздушной разведки со стороны противника. И также, очень часто, вслед за разведывательными облетами городов и поселков, украинские военные открывают по ним огонь.
Так бывает в Донецке — в Петровском районе и в поселке Трудовские, в селе Александровка Марьинского района, в горловских поселках Зайцево, Широкая Балка, поселка шахты имени Гагарина, на Южном фланге фронта — в селах Саханка и Коминтерново.
Подразделения ВСУ, управляющие полетами беспилотных летательных аппаратов, сосредоточены вблизи Донецка, Горловки и Мариуполя. Украинское командование хотело бы иметь такое же подразделение в распоряжении Волновахской группировки своих войск, но там постоянно базирующихся беспилотников пока нет.
При обстрелах населенных пунктов и различных территорий, украинские военные не обременяют себя и дипломатическими условностями. Накануне кровавого утра в Еленовке, 26 апреля в 18 часов 30 минут с украинских позиций был открыт огонь в окрестностях поселка Широкино. Стреляли по наблюдательному пункту представителей Российской Федерации в Совместном центре по координации и контролю (СЦКК) над исполнением режима прекращения огня.
Словно в насмешку над назначением этого международного органа, огонь по наблюдательному пункту велся не только из минометов калибра 82 миллиметра, но и из 125-миллиметрвых танковых орудий. Договоренностями об установлении режима о прекращении огня, танки со всей своей огнестрельной амуницией должны быть отведены от линии разграничения на расстояние не менее 15 километров, но киевская власть, как известно уже давно, довольно своеобразно толкует дипломатические документы, под которыми стоят подписи ее представителей.
Хуже всех приходится, конечно, мирным жителям, особенно тем, чьи дома оказались рядом с линией фронта.
Житель разрезанного линией огня почти пополам поселка Верхнеторецкое Ясиноватского района рассказал, как он и его соседи существуют уже более полутора лет:
— По нам и нашим домам украинские каратели бьют из минометов и гранатометов. Около моего дома на прошлой неделе во время обстрела разорвались шесть или семь гранат. В доме и на дворовых постройках начался пожар. Но как только я и прибежавшие на помощь соседи принялись гасить пламя, гранатометы ударили вновь. Выходит, что с украинской стороны специально высматривают, где собираются люди, чтобы тут же открывать по ним огонь. Наверное, и стреляют специально так, чтобы где-нибудь загорелось. А кто пробует тушить пожар, сам становится мишенью.
Чувствую себя плохо. Сильно простудился, похоже, что у меня воспаление легких. Да чего бы ему и не быть, если полтора года живу большей частью не в доме, а в погребе!
Потягивание украинских войск на Донбасс продолжается, но оно сталкивается и с противодействием. На границе Запорожской области и территории ДНР, временно оккупированной ВСУ, на трассе между Бердянском и Мариуполем днем 27 апреля остановилась транспортная колонна украинской армии.
Колонна состояла из двух грузовых автомобилей марки «КамАЗ» и трех грузовиков «ГАЗ-53». Машины везли боеприпасы в Мариуполь. Причиной остановки стал прокол шины у одного из грузовиков. Украинские военные не успели током приступить к ремонту колеса, как по колонне был открыт огонь из стрелкового оружия. Стреляли из зеленых зарослей, находящихся немного поодаль от шоссейной дороги.
Украинские военным пришлось отстреливаться. В ходе перестрелки один солдат ВСУ получил ранение. Военную колонну украинской армии обстреляли предположительно партизаны.
Участившиеся обстрелы, в особенности такие кровавые, как на рассвете 27 апреля в Еленовке, прямое следствие концентрации украинских войск, боевой техники и оружия на ключевых направлениях Донецкого фронта.
Эти же удары по населенным пунктам и гражданскому населению — верный признак того, что киевская власть по-своему также готовится к периоду майских праздников. Для Киева 1 Мая, совпавший в этом году с Пасхой, —вдвойне подходящий повод пролить кровь людей Донбасса.
Игорь СЫЧЕВ |