Заумные «инновации», внедренные чиновниками в нашей стране и вылившиеся в провальные реформы отечественной науки и образования, привели к драматическим последствиям, которые пока ещё возможно преодолеть, если восстановить стратегию развития, основанную на причинно-следственной связи, и тем самым направить на путь созидания всю многоступенчатую систему государственного управления.
Провальные образовательные «инновации» не обошли стороной ни детей, ни взрослых. Одна из них касается самой ранней стадии образования – начальной школы, и очень сильно беспокоит заботливых родителей: их дети чрезмерно перегружены – в некоторых школах до 5 уроков в начальных классах и до 8 – в седьмом; с шестилетнего возраста детей в обязательном порядке привязывают к компьютеру и заставляют выкладывать свои работы в интернет. Чиновники от образования не хотят понять простую очевидную истину: вследствие перегрузки в школе может случиться непоправимая беда – отвращение школьника от учёбы, когда он уже никогда не сможет ощутить радость познания. В школьных учебных программах всё меньше времени отводится на изучение математики, физики, русского языка, истории и других классических предметов. Именно эти предметы, а не нажатие кнопок компьютера, учат развивать мышление, логически думать и рассуждать. Именно на их фундаментальной научной основе взращивается и воспитывается высокообразованная личность.
Масла в огонь подливает Федеральный институт развития образования: это новоявленное заведение, обслуживающее интересы министерских чиновников, прославилось своим «инновационным» предложением провести эксперимент на незащищённых детях – заменить в младших классах традиционные учебники электронными ридерами. Почему же «инноваторы» от образования и их «научные» руководители не провели предлагаемый эксперимент сначала на себе? Подобная инновация распространяется и на вузы: министерскими чиновниками предписывается комплектация учебных библиотек электронными учебниками в ущерб традиционным. И такое бредовое предписание в приказном порядке широко внедряется в вузах.
Многие просвещённые родители и их воспитанные дети начинают понимать, что компьютер вместе с интернетом содержит и выдаёт под всякими завлекательными предлогами не только полезную, но и вредоносную опасную информацию, направленную на деградацию личности и общества. Если молодой человек вольно и невольно попадает в соблазнительную, развращающую компьютерную паутину, то помочь выпутаться из неё и окончательно освободиться от неё уже не смогут ни сердобольные родители, ни любящие своих учеников учителя, ни даже самые высокопоставленные правители, ведущие видеоблог и имеющие аккаунт в системе твиттер.
Сфера многострадального отечественного образования превратилась в народное поле борьбы воспитанных и просвещённых людей (известных учёных, педагогов, родителей и их детей, прогрессивной общественности) с многочисленной армией чиновников и обслуживающих их интересы «исследователями» от образования. Эта борьба приобретает всеобъемлющий и всенародный характер, когда политическая дестабилизация достигается за счёт информационного воздействия на сознание и подсознание людей любыми средствами вплоть до твиттерных революций.
Не может не вызвать недоумения и даже возмущения всех здравомыслящих людей откровенное высказывание бывшего генерального министерского чиновника Фурсенко А.А., заявившего: «Главный порок советской школы заключается в том, что она стремилась воспитывать человека-творца, задачей же школ Российской Федерации заключается в подготовке высококвалифицированного потребителя, способного пользоваться тем, что создано другими». Комментарии здесь излишни.
Развернулась поистине народная борьба и при обсуждении проекта закона об образовании. Непрерывным потоком поступали тысячи поправок для этого злободневного проекта, а парламентские слушания превращались в заранее хорошо срежиссированный спектакль, где министерские чиновники вместе со своей камарильей продолжали продавливать этот злосчастный закон через Государственную думу. И сделать это им долго не удавалось благодаря активной позиции благомыслящей общественности и многомиллионным интернет-ресурсам. Очевидно, суть дела заключается не столько в принятии новой редакции закона об образовании, а сколько в том, что многие законы в нашем обществе не исполняются. Одна из главных причин такой всеобщей беды – они написаны так, что с их помощью российскому гражданину очень трудно, а чаще всего невозможно защитить свои конституционные права. Возьмём, например, уже давно принятый закон защиты авторских прав. При внимательной его прочтении любой логически и здравомыслящий человек сделает правильный вывод: этот закон вовсе не защищает авторских прав гражданина, а его витиеватое словоблудие представляет собой мутную среду, в которой вылавливают золотую рыбку «адвокаты», «судьи» и иже с ними хранители «правопорядка». Подобным образом можно охарактеризовать и другие законы. Разве действующие российские законы защиты окружающей среды способствуют сохранению живой природы и её богатейших ресурсов, когда стремительно выкачиваются и растранжириваются природный газ и нефть, когда беспощадно вырубаются леса и повсеместно загрязняются почва, водные источники и воздушная среда. В качестве другого характерного примера можно привести поспешное принятие ошибочного решения о расширении территории города Москвы в юго-западном направлении, которая ранее не застраивалась и не случайно. Это решение нельзя считать продуманным и научно обоснованным. В пояснение такого утверждения можно указать две причины. Первая – многолетние метеорологические наблюдения показывают: роза ветров в московском регионе такова, что преобладают юго-западные ветры. А это означает, что при застройке юго-западной части её загрязнённый воздух ветром будет уносится не от Москвы, как прежде, а в Москву, не исключая и Кремль. Другая причина – в юго-западном секторе Подмосковья худо-бедно сохранились леса и другая растительность, поставляющие Москве свежий воздух, обогащённый живительным кислородом. При застройке же эти естественные лёгкие будут уничтожены, как бы бережно к ним не относились. А планируемое возведение здесь комплекса зданий для высоких правителей и многоэтажных жилых зданий не приведёт ни к решению экологических проблем Москвы, ни к улучшению жизни москвичей и российского населения в целом, значительная часть которого находится за чертой нищеты и бедности.
Многие рукотворные беды в организации науки и образования, как и в управлении на разных уровнях, включая государственный, можно было бы избежать, если бы сознательно, иногда и бессознательно не нарушалась причинно-следственная связь, которая лежит в основе любой созидательной деятельности человека. Падающие самолёты и вертолёты, тонущие теплоходы и гибнущие вместе с ними пассажиры и экипажи, участившиеся техногенные катастрофы, отвращение от науки, провальные эксперименты в образовании, принятие законов, которые не защищают права граждан, стремительный рост числа безработных, отказные дети при живых родителях и множество других бед и несчастий, свалившихся на нашу страну – всё это прямые следствия того единственно «верного» государственного курса, взятого на возрождение нашей страны, которое продолжается уже не одно десятилетие. Можно ликвидировать, например, последствия техногенной аварии, случившейся на Саяно-Шушенской ГЭС, затратив при этом огромные финансовые и материальные ресурсы. Можно найти при этом «виновного» и наказать его. Приведённый характерный пример – это всего лишь ликвидация последствий, но никак не устранение причин, приводящих к ним. Хороший опытный врач старается найти причину болезни, чтобы выбрать эффективное лечение и посоветовать пациенту, как побыстрее избавится от недуга.
Несмотря на заявленный экономический рост в нашей стране (в его вклад даёт не только производимая доброкачественная продукция и собранный богатый урожай, но и производство алкогольных напитков, добыча и продажа природного сырья, продажа и потребление наркотиков и т.п.), многие беды будут снежным комом сваливаться на головы наших граждан до тех пор, пока не будет выстроена чёткая государственная вертикаль: воспитание – образование – наука – технологии – деятельность человека. В процессе воспитания, которое начинается в самом раннем детстве и продолжается в школьном возрасте, формируются духовно-нравственные ценности – фундаментальные камни, на которых строятся и образование, и наука, и технологии, и любая другая созидательная деятельность человека. Без духовно-нравственного воспитания душа человека остается во власти пороков: властолюбия, наживы, тщеславия, зависти, гордыни. Если же эти и другие пороки овладевают человеком, пробившемся к власти, то от его распоряжений, лишённых духовно-нравственных ориентиров, неизбежны печальные, драматические и даже катастрофические последствия не только для отдельных социальных групп людей, но и для целых городов, даже крупных, например, таких как Москва, где в результате хаотической, поспешной застройки ради наживы бывшего градоначальника и его окружения весь город застроен многоэтажными домами (без традиционных дворов, скверов и проездов) и небоскрёбами с астрономической стоимостью жилья, и, как следствие, движение парализовано многокилометровыми заторами, получившими популярное название «пробки», а проезды и проходы между домами заставлены машинами, что нельзя ни проехать, ни пройти. Разве эта большая беда случилась бы, если бы человек прислушивался голосу совести, не поддавался власти пороков и руководствовался практикой и наукой градостроения, а не стремлением властвовать и наживаться?
На духовно-нравственной почве хорошо прививается стройная система образования, нацеленная на изучение богатейшего жизненного опыта предыдущих поколений и на освоение ценнейших знаний о природе и человеке, на развитие в человеке творческих способностей и на умение решать простые и логически сложные повседневные задачи не ради славы, не ради наживы и обретения, как можно, больших материальных ценностей, а ради спасения жизни на нашей планете. В недрах только такой налаженной системы образования обязательно пробьются нежные ростки науки и любой другой созидательной деятельности.
В цивилизованном развитии государства, общества и человека велика роль истинной науки: научный системный подход, основанный на выявлении причинно-следственной связи, позволяет принять правильные, логически обоснованные решения во всех сферах деятельности человека, и это особенно важно на всех уровнях управления, включая самый высокий – государственный. В порочной практике отечественного управления чаще всего важнейшие решения принимаются с учётом мнений приближенных ко двору псевдоучёных, не имеющих никакого отношения к подлинной науке, в которой чётко определён критерий истины.
«Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник», – так определил науку великий российский учёный-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), 300-летний юбилей которого недавно отмечало всё прогрессивное человечество. Он сказал и своими трудами подтвердил, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать. Это определение науки актуально и по сей день. Оно не подвластно времени, как и многие вечные мысли, пришедшие к нам из глубокой древности.
М.В. Ломоносов, первый российский учёный-естествоиспытатель, не только сделал множество открытий в разных областях науки и основал Московский университет, но и повернул лицом Россию к науке и образованию и тем самым продолжил благородное начинание Петра Первого. Пётр Великий прорубал окно в Европу, чтобы через науку и образование просветить и укрепить Россию. Он знал истинную цену науке и образованию: по его инициативе были открыты Академия наук, многие учебные заведения, принята гражданская азбука. Его продуманные реформы государственного управления и многие другие преобразования направили крестьянскую Россию на цивилизованный путь развития, укрепляя тем самым Российскую империю.
Мог ли Пётр Великий подумать о том, что его потомки, государственные чиновники, в наше время, в течение последних десятилетий, не только откроют окно, но и распахнут настежь широкие врата не для приезда известных западных учёных в Россию, а, наоборот, для массового оттока лучших учёных и высококвалифицированных специалистов, вынужденных покидать своё отечество в поисках средств существования. Кроме того, через эти широко распахнутые врата безвозвратно прокачиваются на запад и в других направлениях чудовищно огромные непрекращающиеся потоки нефти и природного газа, которые формировались в естественных условиях миллионы лет. При таких гигантских объёмах их добычи и стремительных темпах их потребления эти богатейшие природные ресурсы будут исчерпаны уже в ближайшие десятилетия, и об этом заявляют учёные и независимые эксперты разных стран. Вырученные огромные финансовые средства прямо или косвенно тратятся в нашей стране на закупку зарубежных товаров сомнительного качества, которые залёживаются на прилавках; на устройство пышных головокружительных праздников в Москве, на содержание огромной армии различных средств массовой информации, включая многоканальное телевидение (например, в одной ведущей телекомпании работает около 20 тысяч человек). Российское вездесущее телевидение вещает по разным каналам об одном и том же по несколько раз в день до и после полуночи о якобы выдающихся достижениях в нашей стране. Оно переполнено развлекательными шоу и низкопробными фильмами, в которых извращаются духовно-нравственные ценности, а показать и рассказать про то, в каком плачевном состоянии оказались многие промышленные предприятия, наука и образование, не хватает эфирного времени. Для освещения подобных проблем не хватает места для публикации в прикупленных центральных многополосных газетах и в многоцветных журналах. Кроме того, денег хватает и на строительство небоскрёбов в Москве, чтобы продать жильё по астрономическим ценам. Хватает средств и на строительство спортивных объектов, не только крупных, но и небольших почти в каждом дворе, хотя всем понятно, что спортом полезнее заниматься на открытом свежем воздухе, а не в спортивных залах, отделанных синтетическими материалами, небезопасными для здоровья. А на развитие науки и образования денег почти не остаётся. Отечественное образование в вихре инноваций враждебных под разными видами и предлогами превратилось из бесплатного обучения и воспитания в платную услугу, а по сути, в узаконенные поборы совсем небогатых родителей, вынужденных работать одновременно на нескольких работах, чтобы свести концы с концами.
Многие правители разных цивилизованных стран, вне зависимости от их политических воззрений, понимали и понимают, что наука и образование – это два мощных локомотива, способные вывести любое государство на цивилизованный путь развития. Например, в середине прошлого столетия в нашей стране был взят курс на приоритетное развитие науки и образования. В послевоенные годы построен уникальный комплекс зданий МГУ на Воробьёвых горах, открывались многие отраслевые институты, создавались научно-производственные комплексы, где результаты научных исследований ложились в основу опытно-конструкторских разработок, на базе которых налаживалось промышленное производство той или иной продукции. Конечно, в организации науки, технологий и производства в то время были свои недостатки, но любое дело ценят по конечным результатам. А результаты всем известны: лучшие в мире самолёты и вертолёты, первый в мире искусственный спутник Земли, первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин, уникальные отечественные приборы, превосходящие зарубежные аналоги; и многое другое, что вывело нашу страну на высочайший уровень развития техники и наукоёмких технологий.
В последние годы и даже десятилетия в отечественной государственной стратегии главенствует приоритет не науки и не образования, а сырьевой экономики, где действует простая якобы правильная формула: сырьё – деньги – товар. В этой формуле преобладает товар зарубежного производства. Очевидно, что такая якобы экономика выгодна для зарубежного, а не для отечественного производителя. Её целесообразность и практическую значимость пытаются обосновать «экономисты» придворных университетов и многоликая, тщеславная придворная камарилья. Хотя любой домохозяйке, которой «вождём мирового пролетариата» была предсказана возможность управлять государством, понятно, что эта формула ведёт к разбазариванию богатейших природных ресурсов, а не к развитию собственного производства. В отечественной экономике стремительно внедрялась и другая формула: её условно и с иронией можно назвать так: деньги – воздух – деньги. И в такую воздушную экономику вовлечено множество финансовых игроков-бездельников. Обе названные формулы, принятые в нашем государстве на вооружение, не имеет прямого отношения к экономике, как науке, направленной на созидательную производительную деятельность, на производство высококачественных товаров и на повышение производительности труда при бережном отношении к природным ресурсам и сохранении естественного состояния окружающей среды.
Если восстановить под началом государства научно обоснованную вертикаль: воспитание – образование – наука – технологии – деятельность человека, – то многие проблемы будут решаться сами собой. Воспитанные дети, не перегруженные в школе непонятными и бесполезными предметами, будут испытывать радость от познания природы и её законов. Приходя домой, они будут радовать родителей своими знаниями. Закончив учёбу в школе, они выберут не модные профессии, которые не востребованы, а те направления дальнейшей учёбы или работы, где смогут принести больше пользы и себе, и обществу. Такие воспитанные дети будут любить своих родителей, учителей и преподавателей, и, непременно, будут любимы ими. К воспитателям, учителям, преподавателям и учёным вернутся прежние народная любовь и почтение. Все вузы будут готовить высококвалифицированные кадры для науки и производства. Оживёт наука, и через новые технологии возродится производство высококачественной отечественной продукции. А означает, что наше государство вступит на цивилизованный путь развития.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Профессор Карпенков Степан Харланович |