Первую кровь на земле Донбасса каратели пролили в пасхальную ночь, нарушив (сколько раз это будет повторяться в дальнейшем!) обещанное перемирие.
«Нападение на блокпост Былбасовка в районе ж/д станции произошло около часа ночи. В этот момент там находилось 26 безоружных местных жителей, которые досматривают автомобили на въезде в Славянск и предупреждают силы самообороны о появлении армейских частей. Оружия у них не было. Три местных жителя погибли на месте, один был тяжело ранен.
Боевики подъехали на четырех внедорожниках. Выбежав из автомобилей, они открыли шквальный огонь по всем, кто стоял на блокпосту.
Некоторые СМИ сообщают о шести погибших. Пытаясь спастись, многие скрылись в лесу. Стрельба велась разрывными пулями калибра 7,62.
Нападение произошло в светлый праздник Пасхи и после того, как народное ополчение Славянска объявило о прекращении военных операций на время праздника. «Народный мэр» города Вячеслав Пономарев в присутствии наблюдателей от ОБСЕ заявил, что активисты отрядов самообороны прекращают любые попытки противодействия наступающим на регион военным силам. Служба безопасности Украины также заявила, что приостанавливает активную фазу так называемой антитеррористической операции в связи с праздниками.
К счастью, ополченцы подобным заявлениям не поверили и пообещали местным жителям усилить меры безопасности в праздничную ночь. Последствия могли быть гораздо страшнее, если бы Правому сектору удалось ворваться в город.
26 апреля 2014 года БТРы нацгвардии атаковали два безоружных блокпоста Славянска. В результате был убит 18-летний Алексей Лубнин, еще один горожанин получил тяжёлое ранение.
2 мая, в день одесской бойни, каратели предприняли первый штурм Славянска. «Ожесточенные бои идут на подступах к Славянску в Краматорске. Украинские военные штурмуют блокпосты ополченцев, — сообщал телеканал Life News. — В городе слышны взрывы и пулеметные очереди. Украинские вертолеты ведут огонь по городу реактивными снарядами. Данных о разрушениях в Славянске пока нет. Против ополченцев было задействовано до 20 вертолетов. В город входит тяжелая бронетехника ВС Украины. Наступление сил украинской армии ведется с нескольких направлений при поддержке авиации и бронетехники. С утра уже было сбито три вертолета украинских Вооруженных Сил. Рано утром по московскому времени, вначале сторонникам федерализации удалось подбить два вертолета Ми-24 Вооруженных сил Украины, который поддерживал штурмующие Славянск войска. Одна из боевых машин была подбита и совершила аварийную посадку в черте города, пилота взяли в плен. «На блокпосту БЗС сбит один вертолет, один летчик взят в плен – раненый. Сейчас должны доставить сюда», — рассказал Life News глава самообороны Славянска Игорь Стрелков. Позднее ополченцам удалось сбить второй вертолет и совсем недавно в Славянске сторонники федерализации сбили третий военный вертолет с помощью противотанковой управляемой ракеты. Так же произошла перестрелка около телевышки. По данным народного ополчения, был отбита атака со стороны украинских подразделений. Кроме того, командир одного из блокпостов на подступах к Славянску сообщил, что украинские военные захватили баррикаду на подходе к городу. По словам активиста по имени Юрий, к ним навстречу из города Барвенково Харьковской области утром вышла колонна из восьми БТР и шести автобусов Нацгвардии, которые взяли первую баррикаду в Былбасовке. «Там у наших не было гранатометов, только автоматы. Автоматом против БТРа ничего сделать нельзя, поэтому мы постреляли немного и отошли. Сейчас ждём из на втором блокпосту», — цитирует РИА Новости слова активиста. «Правый сектор» с «Национальной гвардией» захватили высоту около телевышки, установили орудия… и сбежали, оставив артиллерийские орудия вместе с боеприпасами ополченцам Славянска».
Показания свидетелей
«Ужас начался 2 мая. Именно 2 мая колонна военных, которая занимала Карачун, расстреляла село Семёновку – небольшое, по донецким меркам, поселение, дворов примерно в двести.
Местные жители перекрыли дорогу, чтобы колонна не прошла на Карачун. Местные договорились с командиром подразделения, что бойцы выстрелят боезапас в воздух, а потом отчитаются перед начальством: расстреляли всё, пришлось вернуться. И регулярное подразделение ВСУ сделало несколько залпов в воздух, а потом просто начало стрелять по людям. На этот день как раз выдалось мое дежурство в больнице.
Это была первая настоящая бойня. К нам привезли 16 человек с огнестрельными ранениями. Такой характер увечий, тем более в таком количестве, был тогда для нас, врачей, в диковинку. Трое получили пули в брюшную полость. Один – в грудную клетку. Его мы потеряли. Остальные были ранены в ноги. В тот день мы потеряли четверых. Остальные – выжили. После этой бойни часть жителей убежала в город. Часть – осталась. Возник определённый баланс между ополчением и украинскими войсками. Ополчение заняло позицию под горой. ВСУ засели на горе.
На Славянск на начальном этапе было 4 атаки. Было много пострадавших среди мирного населения. Были и раненые ополченцы. Привозили к нам и нацгвардейцев. Мы оказывали им помощь. Очень много было артиллерийских обстрелов жилых кварталов. Разбомбили и мой дом.
Очень страшно, когда слышишь звуки взрывов, когда оперируешь раненых, а у больницы взрывы такие, что здание вздрагивает. Военные как-то к этому готовятся. Они знают, как спрятаться, как себя вести вообще. Мы этого не знаем. В тридцати метрах от больницы у меня погибла старшая операционная сестра. Один дом разбомбили с самолёта. Я сейчас поселился недалеко от аэропорта. И только спустя полгода перестал дергаться, когда слышу звук самолёта.
— Некоторое время я вообще не выходил из больницы. Постоянно нужны были хирурги, потому что непрерывным потоком шли пострадавшие. Мы не делили людей на тех и этих. Мы оперировали всех. Бывало, что на одной койке лежит ополченец, на соседней – нацгвардеец.
Хирург Михаил Коваленко».[1]
4 мая в Краматорске расстреляли юную медсестру, 21-летнюю Юлию Изотову, и троих ее друзей. Молодые люди на машине хотели уехать в безопасное место. Две пули попали в девушку через заднее сиденье машины.
Юля Изотова закончила медучилище, работала медсестрой. Она оказывала первую помощь раненым ополченцам. » Это ангел, просто ангел, ей был 21 год, — говорила тётя погибшей. — Отзывчивая очень и очень добрая. А что она могла там делать? Могла чай приносить, давать покушать. Я говорила: «Юля, будь осторожна». Я не знаю, может она и пришла для того, чтобы мы, люди, проснулись! Хватит этих смертей! Они никому счастья не приносят! Мы злимся друг на друга еще больше. Проснитесь, прекратите воевать и убивать! Зачем было в мирных жителей стрелять?! Вы же защитники, украинские солдаты, как вы можете жить после этого и считаться солдатами, людьми?! Яценюк, ты же человек! Или вы все инопланетяне?! И вы, Юля Владимировна, вы, может, уже инопланетяне?!»
В тот же день в ходе очередных боестолкновений под Славянском погиб пономарь Киево-Печорской Лавры Сергей Журиков («Ромашка»).
Далее маховик войны раскручивался стремительно. Сообщения о погибших ополченцах и мирных жителях, разрушениях и боях стали приходить ежедневно. В рамках данной работы мы не можем восстановить подневную хронологию войны – для этого потребовался бы не один том. Потому мы отметим лишь наиболее значимые эпизоды, относящиеся к теме нашего исследования.
9 мая стало поистине кровавым для Мариуполя. Мирные жители, шедшие в центр города почтить память погибших в ВОВ, попали под обстрел украинской армии. Киев использовал бронетехнику против мирного населения. Мирная демонстрация, приуроченная ко Дню Победы над фашизмом, переросла в протест после того, как БТР двинулись на мирных жителей в центре города.
«Я находился в районе магазина «Арбат» и получил ранение от силовика, который просто сидел возле банка. Я снимал все на камеру телефона, а он просто встал, направился в мою сторону и выстрелил, — рассказал один из жителей города Сергей. — Я видел, как много людей пострадали. В людей просто подходили и стреляли. Я просто снимал видео на телефон, и он просто меня выхватил».
На снятых в тот день видео хорошо видно, что не менее половины убитых — обычные мужики из толпы, которых задним числом записали в «террористы».
Местная милиция стрелять в народ не пожелала и отказалась выполнять приказы своего начальства. На помощь милиционерам прибыли активисты самообороны Донбасса, которые были встречены с радостью («захвата» ГУВД, о котором говорит версия украинской стороны, не было в принципе). Каратели решили подавить обнаружившийся бунт в собственной правоохранительной системе с максимальной жестокостью. «Они сначала обстреляли здание с сотрудниками правоохранительных органов, а потом подожгли их. Я слышал, что многие просто выпрыгивали из окон. Разная информация о погибших и пострадавших поступает», — сообщал Сергей.
На своей страничке в Facebook Арсен Аваков написал, что в Мариуполе украинские войска убили 20 человек. При этом он называл простых горожан, вышедших в центр города отпраздновать День Победы, террористами: «Около 20 террористов уничтожено, четверо взято в плен. Значительная часть нападавших, побросав оружие, скрылась в жилых кварталах города. Наши потери — один убит, пятеро раненых. Мрази наемные, когда ж вы успокоитесь и насытитесь кровью?»
Информацию о 20 погибших подтвердили и со стороны представителей народного ополчения. Представитель информационного центра «Юго-Восток» Константин Кнырик сообщил, что в основном погибли милиционеры, которые укрылись от военных в здании РОВД: «В прямом эфире и на глазах журналистов уносили два трупа. Люди погибли от выстрелов из танка. Также есть информация о погибших сотрудниках милиции. В большинстве своем все 20 погибших – это мирное население».
[1] http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=51913
ИЗ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ «УКРАИНА: РУСОФОБИЯ, РЕПРЕССИИ, ГЕНОЦИД» |