Совсем недавно в Челябинской области была отстранена от работы учитель начальных классов Татьяна Порсева в связи с возбуждением в отношении нее уголовного дела по части 1 статьи 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»). Как выяснилось, сама Порсева узнала обо всем из СМИ, и только после этого ей пришло уведомление из прокуратуры. Дело было возбуждено после анонимной жалобы, в которой учительницу обвинили в том, что она задавала первоклассникам на дом письменные работы, ставила оценки, ежедневно заставляла их учить наизусть сложные стихотворения, увеличивала продолжительность уроков и сокращала перемены. Учительницу обвинили также в жестоком обращении с детьми, хотя, как рассказала пресс-секретарь Минобрнауки региона Юлия Макарова, большинство родителей первоклассников встали на сторону учительницы, заявив, что обстановка в классе хорошая и нареканий к ее работе нет. Отметим, что речь идет об элитной школе со сложной программой, а Татьяна Порсева является ветераном труда, учителем высшей категории, проработавшим в учебном заведении 25 лет, и руководит городской лабораторией учителей «Одаренные дети». Среди ее выпускников — десятки призеров олимпиад, обладатели золотых и серебряных медалей, стобалльники ЕГЭ и призеры интеллектуальных турниров.
Случай этот нестандартный в силу того, что за нарушение правил и устава школы, а также программы и приказов в сфере образования достаточно применения служебно-административных мер, включая увольнение. А тут речь идет уже о возбуждении уголовного дела, и оно может стать прецедентом для преследования учителей, которые придерживаются традиционных методов обучения — ведь, по существующему законодательству, ставить отметки и задавать домашнее задание первоклассникам запрещено. И, хотя учителя могут договариваться с родителями о том, чтобы приучать детей к домашнему заданию и оценкам, всегда существует возможность наказать неугодных Минобрнауки педагогов-«дауншифтеров». Напомним, что именно это слово применил Герман Греф к России, которая, по его мнению, должна изменить все государственные системы и в первую очередь систему образования, чтобы выиграть в мировой конкурентной борьбе.
В действительности система образования в России не просто изменяется и перестраивается — она демонтируется. И случай с Татьяной Порсевой в этом плане очень показателен, поскольку для успеха демонтажа необходимо добиться категорического неприятия и даже отвращения к классическому образованию, а лучшим средством достижения этого является страх: традиционные методы обучения, строгая дисциплина и ответственность должны ассоциироваться с уголовным преследованием.
Осуществляемая сегодня Минобрнауки перманентная реформа образования представляет собой фактически не что иное, как реализацию форсайт-проекта «Образование-2030», разработанного совместно МШУ «Сколково» и Агентством стратегических инициатив (АСИ).
Этот проект имеет несколько версий. Их мы рассмотрим в следующих публикациях.
Ольга Четверикова