С 1 июня в стране заработал упрощенный порядок взыскания задолженности за жилищные и коммунальные услуги, который грозит серьезными неприятностями миллионам граждан. Согласно ФЗ №45, принятому еще 2 марта 2016 года, коммунальщики теперь избавлены от необходимости подавать иски против каждого конкретного должника. Вместо этого управляющие компании начнут отправлять в суды списки неплательщиков. Кроме того, рассмотрение дел о долгах менее 500 тысяч рублей будет проводиться без вызова сторон, чисто на основе представленных документов.
Взыскание по упрощенке
Такая практика и сейчас широко используется в арбитражном судопроизводстве. Однако арбитраж создан для состязаний юрлиц, интересы которых представляют профессиональные юристы. Применительно к сфере ЖКХ не вызывает сомнений, что игра в большинстве случаев пойдет в одни ворота: решения, принимаемые судами, окажутся не в пользу граждан.
Апелляции и кассации тоже разрешено проводить без вызова сторон; никаких отсрочек и предварительных заседаний по подобным делам не предусматривается. Мало того — судей избавили даже от необходимости ведения протоколов рассмотрения дел. Авторы закона явно хотят, чтобы вердикты по долговым делам принимались как можно более массово.
Арсенал последующих мер принуждения граждан к выплате долгов довольно широк: это и изъятие судебными приставами денег и материальных ценностей, и заморозка средств на банковских счетах. В качестве превентивной меры коммунальщики получили право отключать свет и воду за трехмесячную просрочку. Ну и в довесок — уже ставший традиционным запрет на выезд неплательщиков за рубеж.
Коммунальные холопы
Неолиберальная подложка закона, ставящая вопрос извлечения прибыли выше базовых потребностей человека, недвусмысленно проглядывает в пункте, описывающем ситуацию с должниками, попавшими в трудную жизненную ситуацию — например, потерявшими работу. Им разрешается написать ходатайство о рассрочке руководству управляющей компании — так же, как сейчас поступают заемщики банков, оказавшиеся не в состоянии выплачивать кредитные взносы.
Таким образом, принципиальное решение о взыскании долга или отсрочке платежа будут принимать коммунальщики. Судьям же остается штамповать готовые решения.
По факту дельцы от коммунальной сферы получили кусочек государственной власти, а граждане оказались зависимы еще от одной группы случайных людей. По аналогичному сценарию развивалась ситуация, когда в стране была узаконена работа коллекторов. Что из этого вышло, всем известно.
Важно и то, что закон — во всяком случае, пока — не предусматривает исключений: упрощенка будет применяться и к малоимущим, и к многодетным семьям. То есть самые беззащитные категории населения окажутся в еще более сложных для выживания условиях.
Не то время, не те методы
С тем, что за услуги ЖКХ необходимо платить, вряд ли поспоришь. Вопрос в другом: какова целесообразность запуска механизма по выбиванию долгов именно сейчас и именно такими методами?
В 2016-й год страна вошла, имея совокупный долг по ЖКХ 1 триллион рублей. Казалось бы, цифра значительная. Однако долг собственников жилья, непосредственно граждан, — максимум 250 млрд рублей. Четверть от общего объема. Спрашивается: где же остальная часть коммунального триллиона? А в карманах тех же управляющих компаний и ТСЖ, в интересах которых принят новый закон. Они — главная «крыса», пожирающая платежи населения и отказывающаяся платить поставщикам ресурсов. Закон, который решит эту проблему, пока только разрабатывается Минстроем; когда он будет принят — неизвестно. Государство же в данной ситуации напоминает человека, который потерял деньги там, где темно, а ищет здесь, где светло.
СПРАВКА: Будущий законопроект Минстроя предполагает заключение прямых договоров ресурсоснабжающих организаций с собственниками жилья. Благодаря этому должно исчезнуть гигантское болото посредников, где годами тонут миллиардные суммы. В Курске уже провели эксперимент по внедрению новой схемы; в результате собираемость платежей повысилась до 97%.
Не меньше вопросов вызывает и своевременность реформы. Долги в системе ЖКХ копились годами. Однако правительство до последнего не принимало принципиальных решений, которые могли бы не допустить ухудшения ситуации. И лишь в разгар кризиса выяснилось, что мутные коммунальные воды, где так удобно прокручивать триллионные суммы, — совсем не то, что нужно стране.
В отличие от нашего государства, которому материальная ситуация позволяет вкладывать миллиарды рублей в чужие экономики, у граждан сейчас реально проблемы с платежеспособностью. Апрель стал 18-м месяцем непрерывного падения реальных доходов населения. Притом 1-й квартал нынешнего года принес надежду на стабилизацию ситуации: в январе располагаемые доходы россиян сократились на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в феврале уже на 4,5%, в марте же отставание удалось сократить до 1,8%. Увы, апрель показал, как на самом деле обстоят дела: минус 7,1%. И это притом, что к началу года больше половины россиян уже экономили на еде.
ЖКХ против экономики
Обнищание населения — это не просто личная проблема некоторого числа неудачников. Это беда всей экономики. Отсутствие денег в карманах обывателей бьет прежде всего по бизнесу — и крупному, и малому. Двухлетний спад покупательной способности населения не позволил подняться российской пищевой промышленности, хоть к этому и располагали эмбарго с девальвацией рубля; больно ударил по строительной отрасли и автопрому. Теперь, выжимая долги по ЖКХ, государство еще сильнее сушит внутренний рынок.
Разработчики закона утверждали, что он будет направлен лишь против злостных неплательщиков. Но по факту под его действие попадают 23% собственников жилья: именно такой процент имеет существенные долги по коммуналке. По данным министра труда Максима Топилина, около 19 млн россиян на начало года жили в состоянии бедности. Логично предположить, что значительная часть из них не платили за электричество, воду, тепло и газ. Новый порядок истребования долгов позволит государству быстро добраться до этих «плохишей»: судьи приговорят их к принудительным взысканиям, а судебные приставы опишут нехитрые ценности: холодильник, телевизор, а если повезет, то и компьютер.
Но дальше-то что? Денег у бедняков как не было, так и не появится; «выгода» от продажи имущества, скорее всего, не покроет даже расходы на труд приставов. Придут коммунальщики, отключат воду и газ? Прекрасно. Десятки тысяч семей начнут пристраивать детей в приюты и детдома, чтобы там они могли хотя бы нормально питаться, и расходы на их содержание лягут на плечи государства.
* * *
Десять лет назад, в разгар сытых нулевых, выжимание коммунальных долгов стало бы мерой и полезной, и правильной. Если бы тогда собственников жилья заставили по полной платить за потребляемые ресурсы, многие бы не стали набирать идиотских кредитов на покупку статусных вещей и «захватывающих» путешествий на турецкие курорты. Россияне привыкли бы жить по средствам и рассчитывать только на себя.
Но применять этот же прием в нынешних условиях — вполне реальная заявка на разорение миллионов домохозяйств, которые и так тянут лямку из последних сил. Никакой существенной пользы экономике это не принесет, зато изрядно усугубит имеющиеся проблемы.
Что делать в этих условиях простым гражданам? Вопрос одновременно простой и сложный. Очевидно, что платить все равно придется. Кто-то для этого вынужден будет распечатать кубышку, припасенную на черный день, кто-то вернется в режим жесткой экономии. Единственное, чего не стоит делать — это брать кредиты. Это верный путь к катастрофе. Ну а в остальном — все по старой русской поговорке: Бог не выдаст, свинья не съест.
Виктория Фоменко / 02 июня 2016, 14:45
|