На этой неделе в Одессе было неспокойно. Собравшиеся 7 июня у здания апелляционного суда украинские национал-радикалы и боевики запрещенного в России "Правого сектора" разложили по периметру резиновые покрышки, а также пытались проникнуть в здание суда, где в это время слушалось дело гражданина России Евгения Мефедова, по обвинению в участии в "беспорядках 2 мая 2014 года" в Одессе. Мефедов приехал в Одессу в 2013 году из Йошкар-Олы. По собственным словам, "хотел быть поближе к морю". Подрабатывал таксистом, участвовал в митингах Антимайдана. В день трагедии Мефедов, как и многие другие, укрылся в Доме профсоюзов. В отличие от десятков других одесситов, ему посчастливилось выжить. Спустя несколько часов его вывели на улицу - с обожженными руками, онемевшего, с сильнейшим ожогом дыхательных путей. Вскоре он попал в поле зрения СБУ и стал одним из фигурантов по делу о массовых беспорядках, которое расследует нынешняя украинская власть. Понятно, что ни о каком установлении и наказании реальных виновников бойни здесь не может быть речи. На скамье подсудимых оказались выжившие активисты Антимайдана, которых заключили под стражу только за то, что они не были согласны с новым правительством в Киеве, пришедшем к власти в ходе государственного переворота. Тем не менее еще до оглашения приговора их объявили боевиками и российскими террористами, которых специально прислали на Украину. Такую информацию, в том числе о Мефедове, разместили некоторые украинские "патриотические" интернет-ресурсы и СМИ.
С самого начала дело Мефедова и других антимайдановцев напоминало жуткий театр абсурда. Первое время к Мефедову не пускали ни адвокатуру, ни сотрудников Генконсульства России в Одессе, ни международных наблюдателей. Но самое главное, чудом выживших в пожаре и спасшихся от рук радикалов объявляют подозреваемыми и делают фигурантами судебных процессов. В то время как действительные преступники спокойно разгуливают на свободе и гордятся содеянным.
Приходя на каждое заседание по делу о беспорядках 2 мая, евромайдановцы и члены националистических групп оказывают давление на судей и угрожают подсудимым расправой. Не стали исключением последние судебные заседания по делу Евгения Мефедова. 27 мая 2016 года Малиновский районный суд Одессы принял решение в отношении гражданина России: изменить меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест. После чего… Мефедов был тотчас вновь арестован. Якобы по обвинению в угрозе убийством в отношении одного из украинских "патриотов", который проходил на процессе в качестве свидетеля.
После того как представитель обвинения объявил Мефедову новое обвинение, подозреваемого передислоцировали из Малиновского райсуда в изолятор временного содержания. После этого евромайдановцы и национал-радикалы, которые ранее перекрыли все выезды с территории райсуда, здание суда разблокировали. Это решение суда было обжаловано, и 7 июня 2016 года апелляционный суд Одесской области согласился отпустить обвиняемого под домашний арест. Узнав об этом, около полусотни евромайдановцев и боевиков "Правого сектора" забаррикадировали зал заседаний. Бурно выражая свое недовольство, они стали бросать в Мефедова зажигалки, а у здания суда разложили покрышки и угрожали поджечь их, если судьи не оставят гражданина России в СИЗО.
Не стесняясь в выражениях, неонацисты выкрикивали угрозы физической расправы не только в адрес Мефедова, но и в адрес судей. Потребовав, чтобы судьи… немедленно вернулись в совещательную комнату и переписали решение в соответствии с пожеланиями евромайдановцев. Кроме того, к зданию суда радикалы подогнали военный грузовик. Один из участников блокады заявил, что если судьи не уступят, здание апелляционного суда превратится во второй Дом профсоюзов, явно намекая на события 2 мая 2014 года.
Около 21:30 правоохранителям и евромайдановцам все же удалось найти "решение проблемы" и придумать, как все-таки не освобождать Мефедова из-под стражи. Один из "активистов" пожаловался на обвиняемого - якобы он нецензурно выражался в зале суда, да еще "назвал украинских военнослужащих в АТО террористами". На основании этого заявления полицейские применили к Мефедову административный арест на 72 часа и снова отправили в изолятор временного содержания. Евгений Мефедов, в свою очередь, передал через судью два заявления о преступлениях. В них отмечалось, что национал-радикалы незаконно удерживали его в зале суда, угрожали убийством на почве национальной ненависти и угрожали судьям.
8 июня Мефедов вновь предстал перед судом. На этот раз он стал фигурантом сразу 2 судебных процессов. Утром Малиновский райсуд вынес постановление о взятии Мефедова под административный арест на 2 дня (начиная с 7 июня). Во время этого заседания открылись новые обстоятельства по другому процессу - об угрозах в адрес свидетеля по делу о массовых беспорядках 2 мая евромайдановца Александра Посмиченко, для рассмотрения которого Мефедова под конвоем перевезли в Приморский суд. Рассмотрев материалы дела, суд изменил меру пресечения для Мефедова с домашнего ареста на содержание под стражей на 50 дней - до 26 июля. Скорее всего, и после завершения этого срока гражданин России не будет освобожден. Признаем, правда, что нахождение под стражей в какой-то мере уберегает его и других арестованных антимайдановцев от расправы.
Дело Мефедова также наглядно показывает, что представляет собой нынешнее украинское правосудие. Пренебрежение процессуальными нормами и принципами судопроизводства на Украине было и до "революції гідності". Были различные подтасовки, фальсификация доказательной базы… И все же тогда стремились создать видимость следования букве закона. Такого, чтобы судебные решения принимались под нажимом агрессивной толпы, а попытки соблюсти основные принципы судопроизводства - гуманность, состязательность, беспристрастность, - влекли за собой угрозы физической расправы - не было за всю историю "незалежной".
Реальность такова: сегодня на Украине полностью отсутствует правосудие. Украинская Фемида лишь облекает в документальную форму решения, которые ей диктуют либо из администрации президента (и это в самом лучшем случае!), либо "свидомые патриоты". Отметим, что на сегодняшний день по обвинению в посягательстве на территориальную целостность Украины в заключении и под арестом находятся по меньшей мере сотни людей, вся вина которых заключалась лишь в том, что они не были согласны с государственным переворотом в Киеве в феврале 2014 года и политикой послемайданной киевской власти.
Дмитрий Соколов |