Простая, несозданная Троица, безначальное в троичности лиц воспеваемое существо! Этими словами, раскрывающими самый непостижимый догмат христианства, начинаются дни Великого поста, главного времени православной жизни.
А то, как: Все апостолы вместе с Божией Матерью пребывали единодушно в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно сделался шум с неба, как бы от сильного ветра, и явились огненные языки, которые опустились на каждого из апостолов, находящихся в горнице. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, не известных им ранее, проповедуя о великих делах Божиих. Святой Дух, сойдя на апостолов, укрепил в них веру в Святую Троицу, напомнил им все, что они слышали от Господа Иисуса Христа (Деян. 2. 1-11), - это ныне знает не только каждый православный, но и всякий образованный человек, даже и не церковный.
А вот, душевные и духовные переживания подвижников Святой Руси, носивших в себе образ Святой Троицы, не как знания только, а как одушевление их жизни, представить сегодня будет трудновато. Поэтому выберем себе гидом князя Евгения Трубецкого, который откроет в хорошо известном нам образе Святой Троицы преподобного Андрея Рублева торжество той религиозной мысли, которое наполняло русскую душу всего каких-нибудь 500 лет тому назад.
“В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения преподобного Сергия. О чем говорят эти грациозно склоненные к низу головы трех ангелов и руки, посылающие благословение на землю? И отчего их как бы снисходящие к чему-то низлежащему любвеобильные взоры полны глубокой возвышенной печали! Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова первосвященнической молитвы Христовой, где мысль о Святой Троице сочетается с печалью о томящихся внизу людях. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый. Соблюди их во имя Твое тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы (Иоан. 27. 11). Это - та самая мысль, которая руководила св. Сергием, когда он поставил храм Святой Троицы в лесной пустыне, где выли волки. Он молился, чтобы этот звероподобный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любви, которая царствует в предвечном совете Живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России.
Победой прозвучала эта молитва; она вдохнула мужество в народ, для которого родная земля стала святыней.” |