В «Новую газету» обратились кубанские аграрии — те, кто в марте собирались отправиться в Москву тракторным маршем и рассказать федеральным властям о произволе агрохолдингов и «карманных судах». Акцию они тогда отменили — в регион приехали представители ОНФ (Общероссийского народного фронта), пообещали разобраться с судами и рейдерами, и фермеры поверили, что так оно будет.
За три месяца в жизни краснодарских крестьян ничего не изменилось. По словам лидера фермеров Алексея Волченко, комиссия, созданная ОНФ, помогла единственному хозяйству в Ленинградском районе — поддержали его главу в суде.
«А больше нигде и никак дело не сдвинулось. Все, как было, так и осталось, — объясняет Волченко. — Снова рейдерские захваты. Третий день охранники агрохолдингов крадут урожай у фермера Юрия Масенко, выгнали на поле 8 комбайнов и поставили около 60 здоровых парней в оцепление. У Нины Карпенко в станице Привольной рейдеры захватили поле еще в мае. Все тот же беспредел. Только теперь наши акции сворачиваются быстрее, чем раньше: приезжает полиция и разгоняет. Пытались недавно собрать пресс-конференцию — не разрешили».
«Мы посеяли озимые ячменя на площади 130 гектаров земли, — рассказывает фермер Юрий Масенко из хутора Джумайловка Калининского района. — Работаем на этом участке по соглашению об оплате фактического использования с краевым департаментом имущественных отношений. Уже несколько лет. А сейчас, перед началом уборки урожая, на поле залетели чужие комбайны и стали убирать наш ячмень. В первый день рейдеры украли у нас порядка 100 тонн зерна. Мы вызвали полицию.
У этих, ООО «Де-юре» и СК «Советская Кубань», много охранников. Полиция следит, чтобы не было мордобоя. Ей приказали смотреть и ничего не делать. Вчера нам конкретно перекрыли все выезды. Заявляют, что мы не имеем права находиться на их территории и не имеем права препятствовать уборке собственного урожая. Суд состряпал решение за сутки. И что делать? Вешаться? У меня 14 человек работают, у всех семьи, дети. Как же это надоело! Нас тут после той истории с тракторным маршем упрекали: «Сами виноваты. Сражаться за себя надо». А фермеры потому ОНФ поверили, что их обычно никто даже на порог не пускает, не слушает. Придешь жаловаться или требовать — получишь пинок под зад, вот и весь диалог».
Нина Карпенко из Привольной стала фермером в 2004 году. Погиб муж, надо было кормить детей, и бывшая учительница возглавила КФХ.
«Сегодня у меня 1500 гектаров земли, 250 дольщиков с семьями. И рейдеры с двух сторон: с одной — концерн «Покровский», с другой — ООО «Агротэк» и ООО «Флагман», тесно связанные с людьми из райсуда и районной администрации, — описывает ситуацию Карпенко. — Задавили, ни дня без проблем: суды, разборки. 25 мая, например, когда я была на «последнем звонке» у дочери-девятиклассницы, у нас захватили поле, засеяли его кукурузой. С автоматами в руках ходили, устроили здесь шоу».
Женщина, много лет сражающаяся с холдингами, чиновниками и судами, считает, что в кубанском беспределе виноват министр сельского хозяйства России и экс-губернатор региона Александр Ткачев: «Его безнравственная позиция привела к такому бардаку во всем крае. Мы же здесь живем, почему нас гонят с нашей земли? Говорят: хорошо работают холдинги. Где хорошо, если в селах уменьшается количество рабочих мест, а социальная инфраструктура не изменилась с советских времен? Только деньги выкачивают».
Фермеры Кубани в очередной раз просят федеральные власти о помощи. Но услышат ли их?
Комментарий
Василий Мельниченко, председатель общероссийского движения «Федеральный сельсовет» :
— Это хроническая болезнь наша. Все зависит о людей. Мы же помним, как точно так же в марте краснодарские фермеры объявили о том, что они готовят тракторный поход в Москву к Путину, чтобы рассказать о непорядках, о захвате земель и урожая. Фермеры не сделали этого лишь по одной причине: приехали к ним доблестные сотрудники ОНФ — бойцы невидимого фронта и наобещали им много-много, как будто им мало наобещали до этого. На том все и закончилось, поход не состоялся.
Поход поддержали бы многие: дальнобойщики, крестьяне… Но мы снова забздели и клюнули на нереализуемые обещания. В этом наша проблема, это никогда не кончится. Курс взят четко — на то, чтобы вместо России были Росссийские рабские вымираты. Есть желание агрохолдингов захватить земли — и земли будут захвачены. Люди не желают сопротивляться, быть владельцами своих земель. Русские любят страдать, они долгие годы делают это профессионально. Надо перестать бояться.
|