Совсем недавно с высокой кремлёвской трибуны было заявлено: «Мы должны уделять самое пристальное внимание вопросам экологии, экологическому оздоровлению территорий. Собственно говоря по некоторым, вы знаете, мы уже начали работать, например, по Арктике. Наши ориентиры – это высшие экологические стандарты развития».
Можно только радоваться, что на государственном уровне обозначены столь высокие экологические ориентиры. В последнее время слово «экология» очень часто употребляется в повседневной жизни. Это слово в сочетании со многими другими словами составляет неотъемлемую часть современной лексики. В средствах массовой информации почти каждый день можно встретить разные словосочетания: «экологический кризис», «экологическая катастрофа», «экологически чистые продукты», «экология человека», «экологическая безопасность», «экологическое образование» и многие другие. В лексикон современной жизни прочно вошли слова «плохая экология», которые никак не сочетаются по смыслу: экология – это наука, и никакому просвещённому человеку не приходит в голову сказать, например, «плохая биология» или «плохая физика». Для многих людей «плохая экология» означает загрязнённый воздух, увядающие растения либо их гибель, загрязнённая вода и засорённые территории.
Каждый здравомыслящий человек стремится жить в условиях, приближенных к природе: дышать свежим чистым воздухом, питаться экологически чистыми продуктами, пить чистую воду, отдыхать на лоне природы либо на берегу моря с кристально чистой водой. Однако далеко не каждый понимает, что для этого нужно думать не только о себе, о собственных комфортных условиях, но и о других, о ближнем своём, желающем жить и отдыхать в таких же благоприятных условиях. А это означает, что нужно не только думать, но и заботиться о сохранении природы в её первозданном естественном состоянии. Сохраняя природу, мы спасаем жизнь на нашей планете и, следовательно, спасаем человечество.
Прямой путь решения чрезвычайно сложной, но важной проблемы сохранения природы лежит через современную систему образования, включающую обучение и воспитание. Он начинается с постижения фундаментальных знаний о природе, включающих экологию.
Экология – это наука о взаимодействиях объектов живой и неживой природы и их последствиях. В связи с усилившимся воздействием человека на природу в планетарном масштабе экология играет исключительно важную роль как научная основа сохранения природы, рационального природопользования и охраны живой природы, а самому термину «экология» придаётся широкий смысл.
Несмотря на появление множества отраслей экологии и всеобщий интерес международного сообщества к экологическим проблемам, человечество продолжает двигаться по опасному пути: потребляются в гигантских объёмах природные ресурсы, истребляются в невиданных масштабах леса и уничтожается дикая природа, а взамен производятся гигантские горы отходов производства и потребления, загрязняются воздушная и водная среды.
Только один город Москва производит ежегодно более около 30 миллионов тонн бытовых и промышленных отходов. Из них подвергается обработке только 350 тысяч тонн бытовых отходов и 900 тысяч тонн отходов производства. Остальные отходы сваливаются на полигонах Московской области. При таких гигантских темпах производства и сваливания отходов многомиллионный город Москва в ближайшем будущем окажется сначала среди мусорных возвышенностей, а потом и среди зловонных гор высотой до облаков. Вывезти мусор из города вовсе не означает его обезвредить, обеспечить безопасность его захоронения и предотвратить чрезмерное загрязнение почвы, водных источников и воздушной среды вне города и даже в самом городе, ведь загрязняющие вещества могут распространятся на значительные расстояния от мест их локализации.
Москву настигла и другая рукотворная напасть – ежедневные многокилометровые заторы на дорогах, где миллионы водителей вынуждены дышать отравленными выхлопными газами. Загрязнённый воздух никуда не исчезает: он проникает не только в нежилые помещения, но и в жилые дома, на подоконниках которых вырастает толстый слой чёрной копоти, и об этом может засвидетельствовать каждая домохозяйка, которой было предсказано «вождём мирового пролетариата» возможность управлять государством, что не так уж далеко от сегодняшней сермяжной истины.
Москве, в том числе и Кремлю за высокими, неприступными стенами, угрожает ещё одна рукотворная опасность – радиоактивное загрязнение. Столица оказалась в плену бермудского ядерного треугольника: Ленинградская АЭС – Смоленская АЭС – Курская АЭС, где до сих эксплуатируются реакторы чернобыльского типа. В реакторе такого типа на Ленинградской АЭС (она расположена вблизи Санкт-Петербурга) под действием нейтронного потока разбухла графитовая кладка – замедлитель нейтронов. Этот ядерный энергоблок, отработавший 39 лет, был остановлен в 2012 году. Следует напомнить: при неконтролируемом размножении нейтронов цепная ядерная реакция становится неуправляемой и может привести к крупномасштабной техногенной катастрофе, подобной чернобыльской, предотвратить которую не сможет даже армия МЧС, которая разбухла до таких немыслимых масштабов, что её многочисленных чиновников в погонах можно встретить почти каждом дворе, и они занимаются тем, что изобретают, как спасти себя от безделия.
В аварийном состоянии ядерный реактор не менее опасен, чем атомная бомба. По мнению академика П.Л Капицы, «АЭС – это атомная бомба, дающая электричество». Любая бомба может рано или поздно случайно взорваться. Об этом должны помнить не только работники, обслуживающие атомные станции, но и в большей степени те люди, которые пытаются управлять ядерными процессами не через их познание, а посредством непрофессионального «менеджмента», при котором не нужны ни опытные руководители, ни известные учёные в области ядерной физики.
Многие реакторы чернобыльского типа на российских АЭС выработали свой ресурс и подлежат выводу из эксплуатации в ближайшие годы. Вывод из эксплуатации ядерного блока – сложнейший технологический процесс, требующий огромных финансовых и материальных ресурсов. Так, на обслуживание только одного выведенного из эксплуатации ядерного реактора ежегодные затраты составляют до трех миллиардов рублей в течение до семи лет, и в дальнейшем – до двух миллиардов рублей в год. После выработки ресурсов подлежат выводу из эксплуатации в течение ближайших несколько лет более 30 ядерных реакторов российских АЭС. Простой расчёт показывает, что обслуживание остановленных реакторов выльется в астрономическую сумму. Такие реакторы не будут производить электрическую и тепловую энергии, поэтому все гигантские затраты на их содержание непосильным бременем лягут на плечи налогоплательщиков нынешнего и грядущих поколений.
Выводить из эксплуатации реакторы чернобыльского типа Росатом не торопится. Одна из возможных причин – огромные финансовые и материальные тратятся на строительство новых ядерных энергоблоков, в том числе и реактора на быстрых нейтронах, признанных во всем мире не перспективными. Стоит ли тратить такие безумные деньги на строительства ректоров, если перспектива развития атомной энергетики весьма сомнительна, и об этом осознали во многих странах мира, где давно не строятся атомные реакторы, включая реакторы на быстрых нейтронах, дабы не тратить напрасно огромные материальные и финансовые ресурсы в ущерб безопасности. В частности, в 2009 году во Франции был остановлен последний за рубежом реактор на быстрых нейтронах. Многие известные специалисты атомной энергетики считают, что направление развитие в России технологий реакторов на быстрых нейтронах ошибочно. С таким мнением вряд ли можно не согласиться: создать атомный реактор, который производил бы для себя ядерное топливо всё равно, что построить двигатель внутреннего сгорания, который вместо бензина потреблял бы выхлопные газы.
Можно сколько угодно заявлять о безопасности отечественных реакторов с самых высоких трибун, но от таких громких, убаюкивающих заявлений они надёжнее и безопаснее не становятся. О какой безопасности можно говорить, если она не соблюдается даже на начальной стадии строительства атомных станций. Так, летом 2011 года обрушилась металлоконструкция массой более тысячи тонн при возведении защитной оболочки реакторного здания первого энергоблока второй Ленинградской АЭС.
Более десяти лет назад остановлен реактор первой в мире Обнинской АЭС. Эта АЭС уже давно находилась на государственной дотации. Гораздо раньше выведен из эксплуатации первый атомный ледокол, построенный в СССР в конце пятидесятых годов прошлого века, и превращён в музей. Сейчас он находится на базе атомфлота в Мурманске. На этом ледоколе дважды случались чрезвычайные происшествия на ядерных реакторах. К настоящему времени выведены из эксплуатации атомные ледоколы класса Арктика, спущенные на воду в 1970-х годах.
По решению Евросоюза в 2009 года остановлена Игналинская АЭС в Литве, проработавшая 26 лет. Заглушены по два ядерных реактора на Нововоронежской и Белоярской атомных станциях. Из них выгружено отработанное ядерное топливо. Однако второй этап вывода из эксплуатации этих станций отложен на неопределённый срок из-за отсутствия разработанной общей концепции и финансовых средств, а это означает, что нынешнее поколение атомных энергетиков не по своей воле, а по воле полуобразованных «менеджеров» оставляет чрезвычайно опасное радиоактивное наследство своим потомкам.
Несмотря на то, что второй этап по выводу из эксплуатации российских АЭС не завершён, Росатом планирует построить более 20 новых ядерных реакторов в ближайшие годы. Заключаются и реализуются контракты на строительство атомных станций за рубежом на средства российского кредита, или, другими словами, за счёт российских финансовых средств.
При активном участии всех людей, здравомыслящих и благочестивых, и, прежде всего, чиновников разных рангов, включая самый высокий, – очень важно осознать объективную необходимость принятия решение о прекращении мощного потока финансовых и природных ресурсов на строительство атомных станций ради спасения природы и всего живого на Земле, ради защиты окружающей среды, чтобы она не обошлась чрезмерно дорогой ценой для нынешних и грядущих поколений. Уже нашему поколению приходится тратить большие ресурсы не только за обслуживание выведенных из эксплуатации атомных реакторов, но и на захоронение произведённых радиоактивных отходов и их безопасное содержание. К настоящему времени в России уже накопилось их огромное количество таких – более 100 миллионов тонн. Объём радиоактивных отходов низкого и среднего уровня активности только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области к 2030 году достигнет более 250 тысяч кубометров. К 2025 году российские АЭС выдадут на гора около 33 тысяч тонн отработанного ядерного топлива, содержащего примерно 240 тонн радиоактивного плутония-239 с периодом полураспада десятки тысяч лет. Очевидно, сократить время распада этого опасного изотопа никому не удастся, если даже уволить всех высококвалифицированных, опытных специалистов-ядерщиков, а на их место поставить полуобразованных «менеджеров», с великим трудом научившихся читать по слогам и едва освоивших простые арифметические операции.
Представители «просвещённой» власти в оправдание своих единственно «верных» планов и решений часто с высокой трибуны заявляют о том, что для атомной энергии нет альтернативы и что необходимо, как можно быстрее, строить новые мощные атомные электростанции в избежание энергетического кризиса. Таким «радетелям» нашего отечества хотелось бы напомнить, что разработка энергетической стратегии во всех цивилизованных странах начинается вовсе не со строительства атомных или других электростанций, а с повышения эффективности использования уже существующего энергетического потенциала.
Решение проблемы обеспечения энергией целесообразно начинать с разработки научно обоснованной энергетической стратегии. Тщательный анализ показывает, что, можно повысить эффективность потребления электроэнергии, как минимум, в четыре раза, сохранив при этом современные комфортные условия жизни. И для этого нет необходимости строить новые и даже эксплуатировать устаревшие тепловые электростанции, независимо от того, работают ли они на нефтепродуктах, природном газе, угле или ядерном топливе, а вполне достаточно мощности действующих гидроэлектростанций при более полном использовании ресурсов ветроэнергетики.
Стремительное загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, включая опасные радиоактивные отходы, уже выходит за пределы возможностей биосферы поддерживать её устойчивое состояние. Об этом свидетельствуют результаты всесторонних исследований биосферы, которые проводятся учёными многих стран. По их мнению, развитие человечества на нашей планете пока ещё возможно, но при условии, что каждый живущий на Земле человек будет стремиться овладеть фундаментальными знаниями о природе и владеть ими не столь для того, чтобы покорить природу и стать её хозяином, а сколько для того, чтобы жить в гармонии с природой. Чтобы решить эту важнейшую проблему необходимо, как и любое дело, начинать с малого – с экологического образования в каждой школе. Экология наряду с другими классическими предметами позволит сформировать целостную картину природы и выработать бережное отношение к ней и к богатейшим её ресурсам. Для этого не понадобится изыскивать дополнительные часы в учебной программе – они уже отведены для предмета «Безопасности жизнедеятельности». Экология охватывает более широкий спектр фундаментальных вопросов, включая и безопасность жизнедеятельности. При таком подходе к образовательной программе причина и следствия в обучении и в жизни станут на свои места. Экологически просвещённый человек будет знать, что любое производство и любое потребление должно сопровождаться минимальными отходами, которые необходимо превращать во вторичное сырье, чтобы не загрязнять окружающую среду и жить в гармонии с природой. Только при таком походе городской мусор будет превращаться в полезное вторичное сырьё и прекратится дальнейшее опасное радиоактивное загрязнение окружающей среды. Только в этом случае экологические знания вместе с духовно-нравственными ценностями, превратятся в созидательную силу, в науку побеждать себя, в науку сохранять природу, в науку спасать жизнь и человечество, а заявленный с высокой государственной трибуны ориентир на высшие экологические стандарты развития будет воплощаться в реальную жизнь.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков Степан Харланович |