«Его Божественнейшее Всесвятейшество Вселенский Патриарх осудил провокационные манифестации некоторых организованных групп бездумных или фанатичных верующих, рьяных противников Святого и Великого Собора», – сообщает официальный сайт «Всеправославного собора».
Понятно, что стамбульскому патриарху милее «официальные наблюдатели» из 11-ти (!) «братских церквей», присутствующие на Крите. Они, несомненно, демонстрируют «единство во имя социальной справедливости и мира во всем мире».
В унисон своему патрону глаголет представитель «Вселенского» патриархата епископ Авидский Кирилл (Катареллос): «Православная Церковь не является “Единой Церковью Символа веры”. Несмотря на исповедание “Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви”, в православном отеческом Предании не утверждается, что Православная Церковь – это Единственная Церковь Символа веры. Те, кто считает “Единой Церковью” исключительно Православную Церковь заблуждаются. В то время, как святоотеческое и каноническое предание соглашаются с тем, что в “Единую Церковь” Символа веры входят и прочие инославные Церкви».
Архиепископ Телмисский Иов, одновременно являющийся постоянным представителем «Вселенского» патриархата в ВСЦ и членом секретариата «Всеправославного собора» заявляет: «И если говорить о будущем экуменизма, мы должны вспомнить слова покойного митрополита Дамаскина (Папандреу), который был первым секретарем по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви: “Будущее экуменизма состоит в миссии Церквей, которые составляют Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, искать Церкви за пределами их собственных канонических границ”. Это именно то, что предсоборной документ, который мы представили, делает, и мы надеемся, что он должен быть надлежащим образом принят Собором, чтобы исполнить евангельскую заповедь, что “да будут все едино” (Ин. 17, 21».
Архиепископ Анастасий (Яннулатос), предстоятель Албанской Церкви, отвечая на тезис о супер-ереси экуменизма, заявил: «Настоящей супер-ересью является эгоцентризм!». То есть то самое святоотеческое учение, которое не отходит от Божественной истины ни вправо, ни влево. Не идет на уступки экуменистам и модернистам.
Полезно припомнить и слова предстоятеля Кипрской Церкви архиепископа Хризостома: «Группировки фундаменталистов, фанатики, среди которых есть и богословы, и епископы, и которые сегодня проявляют свою активность во всем православном мире, были еще одной серьезной причиной не только временной задержки созыва Собора, но и нависшей опасности отмены Святого и Великого Собора. Противодействие этих группировок любому сближению с другими, неправославными христианами косвенно влияло и на наши Поместные Соборы, на которых они предпринимали и предпринимают попытки вносить бесконечные поправки в текстах и в терминах документов, подготовленных предсоборными Совещаниями. Мы не имеем иллюзий: для этих группировок мы все находимся в ереси и в апостасии, то есть являемся отступниками...»
А еще один официальный представитель Константинополя-Стамбула архидиакон Иоанн Хрисавгис, отвечая на вопросы в ходе брифинга по итогам третьего дня работы межправославного совещания на Крите, выразил недовольство тем, что Священный Кинот Святой Горы Афон опубликовал свои предложения и поправки к текстам документов «собора»: «Святое сообщество, хотя это сообщество молчания и молитвы, опубликовало свои размышления и критические замечания на своем сайте. В результате многие другие епископы ознакомились с их комментариями и мыслями. Сообщество Святой горы, ее монастыри и скиты находятся под прямой духовной юрисдикцией Вселенского патриарха. Достаточно было бы направить поправки только в адрес главы делегации Константинопольского патриархата, а не распространять их публично».
Итак, стамбульские и тесно связанные с ними «православные» архиереи, не стесняясь, заявляют о своей приверженности к экуменизму «в еретическом его понимании» [преподобный Иустин (Попович)].
Не может быть единства у Христа с Велиаром. Отпавшие от Церкви могут быть воссоединены с ней только через покаяние и отвержение ереси. Это единственный путь к единству. Все остальное – это пути, ведущие в вечную погибель.
Возвращаясь к деяниям Критского совещания, необходимо отметить, что его участники не могут прийти к консенсусу по вызвавшему поток критических замечаний со стороны верных Православию иерархов, свящннослужителей, монашествующих и представителей народа Божия документу «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру».
«Нам необходимо многое сделать. Возможно, этот текст не пройдёт. В любом случае, мы будем рассматривать его на протяжении всего дня», – заявил один из иерархов-участников дискуссии.
Предстоятели и иерархи Православных Церквей с самого утра обсуждали текст этого спорного документа. По сообщению агентства «Ромфеа», в отношении этого вопроса существует множество взглядов, в результате чего на сессии 24 июня консенсус не был достигнут. Даст Бог, этот документ, пронизанный духом ереси экуменизма, подписан не будет.
Вечером в тот же день состоялась пресс-конференция для журналистов, на которой было объявлено, что итоговые документы будут опубликованы по завершении мероприятия «настолько скоро, насколько это возможно».
Валерий Филимонов, русский писатель-агиограф