Чиновники Министерства культуры готовы отдать немалые деньги на решение проблемы, созданной ими самими
Почти два миллиона рублей Министерство культуры Российской Федерации готово выделить на исследование феномена «дерусификации» или «россиефобии» и путей преодоления этой пагубы. Соответствующая информация размещена на сайте государственных закупок.
Заказанное ведомством научное исследование, если верить официальной информации ведомства, должно, во-первых, дать чиновникам исчерпывающую картину феномена антироссийских выпадов в культурном и социально-психологическом пространствах по всему миру, а также их частных проявлений на территории России — тех, что на публицистическом жаргоне принято именовать «пятой колонной». Исследовав феномен, светила должны будут дать культурным чиновникам некие «практические рекомендации» по преодолению «россиефобии» в мире и в России.
Той научно-исследовательской структуре, что успеет подать заявку на конкурс до 25 июля и получить заветные 1,9 миллионов рублей за свой труд, предстоит работа, как следует из описания к заказу, увлекательная — ведь Минкульт решил взяться за проблему обстоятельно и требует помимо препарирования собственно «россиефобского» феномена провести сравнительный анализ с аналогичными явлениями — американофобией, германофобией, франкофобией, юдофобией. Иными словами, «рассмотреть россиефобию в контексте мировых фобийных систем».
Кажется, одним лишь скепсисом тут уже не отделаться. Дело-то действительно серьезное, без дураков — не какие-нибудь фантазии про телепортацию, квантовый компьютер или сверхзвуковой поезд. Явление, неуклюже поименованное чиновниками «россиефобией», давно уже взывает к должной на себя реакции государства. И да — вполне себе относимо к вопросам национальной безопасности. Потому что вряд ли стоит людям думающим на пальцах пояснять природу такого преступления как, например, государственная измена. Смущает разве что запланированный масштаб исследования — ну и то ладно, вдруг ученые в процессе упорного мозгового штурма раскопают и впрямь что-то поистине сенсационное и даруют нам тот «философский камень», который превратит «демшизу» в великих воспевателей своего Отечества — не только словом, но и делом.
Но есть в этой истории один момент, мешающий смотреть на внешне вполне симпатичную и нелишнюю инициативу с оптимизмом. Вот это вот классическое «а судьи кто?» и мешает. Поскольку само наше культурное ведомство — увы, увы — за свою долгую историю, включая новейшую, внесло немалую лепту в формирование этой самой «россиефобии» сиречь «дерусификации».
Припомним Министерству культуры несколько — деликатно говоря — спорных культурных событий последней пары-тройки лет, случившихся не только не без ведома, но и при поддержке — далеко не всегда молчаливой.
Вспомним, нашумевший «Левиафан» — красиво и талантливо снятую русофобскую (ах, нет, «россиефобскую») картину, которая тем и страшна, что снята красиво и талантливо. И при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. С ведома, надо полагать, Владимира Ростиславовича Мединского — известного, как мы знаем, противника давать деньги на фильмы про «рашку-говняшку».
Переведем взгляд на современный театр, превратившийся с молчаливой, а кое-где и декларативной поддержки чиновников от культуры в сплошной экспериментальный аттракцион. Вспомним, как разгонялся в Москве классический репертуарный и от того «неэффективный» театр Гоголя, как передавался он в руки смелого экспериментатора Серебренникова, чтобы отныне стать неким то ли клубом, то ли театром, то ли гламурным салоном — в общем, чем-то гламурным, но совершенно параллельным русской культурной традиции.
И все бы ничего, если бы одновременно с этим высокие чиновничьи пороги не обивало руководство русского духовного театра «Глас», вынужденного ютиться по подвалам.
Достаточно показательно истинное отношение культурной власти к проблеме антироссийского дискурса на примере только что представленной в рамках 38-го Московского международного кинофестиваля ленте «Монах и бес» Николая Досталя. На красивую и убедительную историю из жизни русского монашества режиссер упорно не мог найти деньги. Спонсоры чурались, а Минкульт выделил сперва какую-то совершенно смехотворную сумму, которую пришлось вернуть обратно, поскольку с ней просто не имело смысла даже начинать съемки. И лишь после того, как достаточные деньги на такое благое дело пожертвовала Московская патриархия, куда более богатый Минкульт усовестился.
Приведенные выше примеры — капля в море культурных недоразумений нашего времени. Ведомство, готовое потратить почти 2 миллиона бюджетных рублей на исследование проблемы «россиефобии», щедро поддерживает тех, кто в ней не видит никакого порока, при этом пусть и не задвигает на самые задворки (за что уже спасибо), но и, деликатно скажем, не особо чествует проекты, направленные на укрепление и популяризацию национальной идеи.
Потому что, действуя в логике правительства, Минкульт предпочитает поддерживать то, что окупаемо в среднесрочной перспективе. По этой схеме, кстати, открыто работает и Фонд кино, дающий деньги кинематографистам не просто так, а с условием возврата с кассовых сборов.
Достаточно исследовать хотя бы этот феномен. Это совсем недорого.
Виктор Мартынюк / 01 июля 2016, 18:00 |