Самое удивительное предприятие России опять проглотило десятки бюджетных миллиардов и не поперхнулось
В понедельник 11 июля правительство России в лице Дениса Мантурова, главы министерства промышленности и торговли, одобрило предложение «Ростеха» простить тольяттинскому холдингу «АвтоВАЗ» 20 млрд руб. ранее выданного кредита, а еще 31 млрд из того же кредита использовать для докапитализации компании, иными словами — увеличить российскую долю в «АвтоВАЗе».
Предложения по списанию долга прозвучали еще в начале 20-х чисел июня, и вот теперь правительство вынесло положительное решение.
Волжские французы с японским прищуром
Прежде чем оценить эту новость, надо представить участников этого «прощеного процесса». Ведь структура собственности в России больше, чем структура собственности — это всегда роман, триллер, детектив в суровой бухгалтерской прозе.
Что такое «Ростех», бывшие «Ростехнологии»? Это стопроцентно государственный холдинг, одна из семи некоммерческих организаций, имеющих статус госкорпорации (остальные шесть — АСВ, ВЭБ, «Роснано», «Росатом», «Роскосмос», Фонд содействия реформе ЖКХ). «Ростех» входит в капитал многих российских промышленных предприятий и более или менее активно участвует в управлении ими. Относится это и к «АвтоВАЗу».
В «Ростехе» вообще почему-то считают, что «АвтоВАЗ» — его, «Ростеха», неотъемлемая часть. На деле, однако, наш автозавод контролируется нидерландской компанией Alliance Rostec Auto B.V. (74,5075% акций), причем не надо обманываться сочетанием букв, сходным с «Ростехом»: 67,13% указанной компании принадлежит альянсу Renault-Nissan, и лишь миноритарная часть — российской госкорпорации. Причем французы имеют преимущество над японцами: они контролируют 50,1% акций Alliance Rostec Auto B.V.
Как легко увидеть, такие проценты подобраны для того, чтобы Renault-Nissan не имел контрольного пакета акций тольяттинско-ижевского автогиганта: его общая доля составляет 50% минус 1 голосующая акция. При этом интернациональному концерну запрещено докупать акции на открытом рынке — что, впрочем, совершенно не мешает руководству концерна попросить кого-нибудь из приятелей купить две акции с номинальной стоимостью 5 рублей за штуку и текущей 7,29 рублей, чтобы потом голосовать «как надо». Таким образом, можно уверенно сказать: сегодня Renault-Nissan является полноценным владельцем ПАО «АвтоВАЗ», причем реальный контроль над предприятием имеет французский партнер.
Завод с отрицательной стоимостью
То есть получается, что российский государственный «Ростех» выдал деньги французам, а теперь хочет их простить? Да, все происходит именно так. Использован простейший способ осваивания бюджетных средств: выдаем кредит, в положенный срок не получаем денег назад, прощаем кредит. Денег не видно, а они есть — только уже в нужных карманах.
Впрочем, доказательств личной заинтересованности главы «Ростеха» Сергея Чемезова и его людей в прощении кредита нет. Зато есть любопытное намерение за счет этого невозвращенного кредита увеличить капитал «АвтоВАЗа» на 31 млрд руб., тогда как сейчас этот капитал составляет всего 11,4 млрд руб. В этом случае речь может идти фактически о национализации тольяттинского автозавода, выводе его из-под контроля международных концернов.
Что ж, альянс Renault-Nissan показал свою неспособность управлять «АвтоВАЗом». Да, «варяги» обновили модельный ряд, да, они довели продукцию завода до качества (и цены) бюджетных иномарок (убив при этом производство некрасивых, но доступных почти для всех классических «Жигулей»), но финансовые итоги их деятельности для предприятия — хуже не придумаешь. С другой стороны, неужели мы всерьез ожидали, что альянс пришел к нам из альтруистических соображений? Французы и японцы просто зарабатывают деньги доступными им способами.
Действительно, при таком положении вещей напрашивается предложение о национализации волжского автозавода. Интересно, что выкуп акций обойдется нам даже дешевле, чем прощение долга и докапитализация: доля альянса в 1 142 113 715 акций по текущей рыночной цене (7,29 руб. за акцию) составляет всего 8,326 млрд руб. Это меньше, чем убыток «АвтоВАЗа» за один только I квартал текущего года — 8,589 млрд руб.! А с долгами на общую сумму более 200 млрд руб. (94,56 млрд по долгосрочным и 128,6 млрд по краткосрочным обязательствам) завод фактически является банкротом — в какой уж раз за свою недолгую российскую историю.
Именно поэтому даже бесплатная национализация завода станет не приобретением, а ударом для российского бюджета. Да, немедленная санация финансовой деятельности, оптимизация (не в значении «сокращение»!) производственных процессов, пересмотр договоров с контрагентами действительно могли бы улучшить положение завода, но назовите фамилии людей, которые готовы сделать это качественно и честно. Людей Дениса Мантурова не предлагать, ничем конструктивным нынешнее руководство Минпромторга пока не отметилось. Мы сами создали себе такой кадровый дефицит, на фоне которого кромешный Бу Андерссон, недавно покинувший пост президента «АвтоВАЗа», выглядит гением управления. Все попытки создания у нас автомобильного производства, которые делались людьми независимыми и имеющими при этом поддержку государства (Михаил Прохоров с «Ё», Анатолий Карпов с «Мишкой»), заканчивались ничем — велика ли надежда на то, что чиновникам удастся оздоровить «АвтоВАЗ»?
Кому нужен «АвтоВАЗ»?
На фоне проблем предприятия особенно интересно выглядит прошедшая почти незамеченной информация о том, что еще в феврале 2016 года (то есть уже зная все о безнадежных долгах завода) французы пытались взять «АвтоВАЗ» под свой полный контроль. «Мы ведем переговоры с другими акционерами контролирующего "Автоваз" холдинга Alliance Rostec Auto B.V. о будущей рекапитализации, которая может привести к консолидации этой компании Renault. В этом контексте текущие кредиты и задолженность "Автоваза" будут рассматриваться как часть чистых инвестиций в ассоциированные компании по состоянию на 31 декабря 2015 года». Прекрасная идея назвать взятые и не возвращенные деньги «инвестициями». А «Ростех», что характерно, отнюдь не отвергал эти планы — лишь озвучивал свое намерение сохранить блокирующий пакет, 25%.
В этом контексте встает вопрос — а в чью, собственно, пользу будет проведена докапитализация? Не собирается ли «Ростех», понимая собственную неспособность управлять проблемным предприятием, использовать выданный им долг для увеличения французской доли?
Renault и примкнувший к нему Nissan охотно воспользуются сложившимся тупиком: чем глубже предприятие в долгах, тем меньше на него охотников. Более того, руководство «АвтоВАЗа» и его лоббисты в правительстве спекулируют на социальной значимости автогиганта для моногорода Тольятти: дайте нам денег (а потом простите долги) или мы будем увольнять рабочих. Но государство, которое позволяет ставить себе ультиматумы изнутри, из глубины собственной территории, — это уже не государство, а просто административное образование с неясным статусом.
Спасти Тольятти от диктата недобросовестных автопроизводителей можно лишь развитием в городе других производств, другого бизнеса. Расположенный на живописном берегу напротив Волжского Утеса, рядом с международным аэропортом, поблизости от мощного мегаполиса Самары, Тольятти просто не имеет право числиться в списке «депрессивных моногородов», как это происходит сейчас. Чтобы получить возможность санации «АвтоВАЗа», мы обязаны создать в городе альтернативные рабочие места, привлечь сюда бизнес. В апреле 2016 года было принято решение о присвоении моногороду статуса Территории опережающего развития — благодаря этому планируется создать примерно 24 тысячи рабочих мест. Это хорошо — но вдвое меньше, чем нынешнее число работников на «АвтоВАЗе», несмотря на то что уже несколько лет завод проводит ползучее сокращение персонала. Готового решения проблемы таких городов, к сожалению, не существует: остается лишь констатировать, что при любом развитии событий число работников автозавода продолжит сокращаться (представьте, что будет, когда на смену станкам придут 3D-принтеры) — и превентивные меры надо принимать уже сейчас. Возможно, организовав переезд специалистов к другим машиностроительным заводам, в том числе военного и двойного назначения.
***
Сегодняшний «АвтоВАЗ» — токсичный, убыточный актив. Но он уже есть, и на нем работают живые люди.
Национальный автозавод России нужен, а другого у нас, по сути, нет: скажем, УАЗ сейчас принадлежит холдингу «Соллерс», целиком находящемуся в частных руках через сомнительные офшоры. Великую Отечественную выиграли не только отечественные танки, но и американские виллисы, без которых была бы невозможна оперативная работа командного состава на передовой и в тылу. Но в следующей войне армейские автомобили США вряд ли будут на нашей стороне.
В субботу 16 июля на «АвтоВАЗе» будут торжественно праздновать 50-летие предприятия. Их можно разделить строго пополам: четверть века успеха, четверть века позора. И решение «Ростеха», оттягивающее неизбежное банкротство завода, только продлевает этот позор.
Нерукотворный памятник Борису Березовскому, победителю первой войны за «АвтоВАЗ», до сих пор стоит возле правления тольяттинского завода. Его не видно, а он есть.
|