В свете визита госсекретаря США Джона Керри в Москву вновь активно стал обсуждаться нагорно-карабахский конфликт. Как известно, на встрече с главой МИД Сергеем Лавровым, помимо Франции, Сирии и Украины, в числе других была затронута и эта тема.
До резкой эскалации конфликта в апреле текущего года Карабах не являлся одной из главных тем переговоров между двумя ведущими мировыми державами. Однако сегодня, когда США и Россия, казалось бы, нашли некий компромисс в вопросе сирийского урегулирования, настало время обратить внимание и на эту горячую точку.
Кремль уже представил свое видение примирения сторон. Несмотря на то, что в самой Нагорно-Карабахской Республике народ и официальные лица не согласны с московским планом, который содержит пункты по сдаче Азербайджану ряда территорий, тем не менее этот план хотя бы создает платформу для дальнейших переговоров. А о чем предлагают договариваться США?
Конфликты под контролем
Политический эксперт фонда «Народная дипломатия» Владимир Киреев видит повестку дня визита Керри следующим образом: Керри был и остается политиком, через которого США поддерживают контакты с российским руководством. Это, конечно, входит в его прямые обязанности, но в то же время нельзя не заметить, что во многом благодаря ему лично отношения между странами балансируют все же выше точки абсолютного замерзания. Отношения между двумя государствами, как никогда прежде, даже во времена пресловутой холодной войны, не были столь неконструктивными и прямо враждебными. США с европейскими союзниками заняты вытеснением РФ из всех зон влияния и созданием максимального числа рисков и угроз для нашей страны.
В ответ РФ демонстрирует готовность вопреки США решать больные вопросы современности. Самые болезненные из них — Украина и Сирия. Они, вероятно, и будут в центре переговоров министров иностранных дел в ближайшее время. Керри привез пакет предложений по Сирии, по совместному решению вопроса о борьбе с террористическими организациями, действующими в САР. Вероятно, пойдет речь о координировании действий военных на территории этой страны между РФ и США. В свою очередь Вашингтон смягчит требования по отставке Асада и будущему политическому влиянию после окончания войны.
Куда труднее представить, о чем пойдет речь в вопросах Украины, поскольку эта страна, находящаяся под контролем США, не выполняет минских соглашений, тогда как Вашингтон вновь повышает градус критики в отношении России, которая и так наступает на горло собственным интересам, в том числе экономическим и военно-стратегическим. В этой ситуации понять, что способен предложить и попросить Керри, достаточно сложно.
Логично в повестку дня ложится и вопрос вокруг Нагорного Карабаха, который интересен американцам как еще одна точка нестабильности, создающая сложности для России. Хотя администрация Обамы заявляет о желании ликвидировать ряд конфликтов, в том числе и этот, можно сомневаться в искренности этих намерений. Фактически все политические силы в США сейчас делают ставку на рост агрессии в мире и провоцирование большего числа конфликтов. И в первую очередь эти действия направлены против России, так что существенной помощи в преодолении конфликта со стороны США, в том числе в рамках визита Керри, ждать не стоит. Однако сам факт ведущихся переговоров свидетельствует о том, что ситуация, и без того конфликтная, не готова сорваться в прямой конфликт. Пока. Но в сегодняшних условиях и эта отсрочка — шанс миру на решение вопроса о предотвращении глобального конфликта.
Тревожные факты
Еще одной причиной актуализации карабахской проблемы стали сведения с линии соприкосновения. По данным Министерства обороны НКР, вот уже два дня азербайджанские воздушные силы осуществляют тренировочные полеты. Десятки самолетов и вертолетов подняты в небо вдоль всей линии соприкосновения. Кроме того, вновь начались обстрелы армянских позиций из оружия разного калибра.
То, что азербайджанская сторона не оставит попыток решить конфликт в свою пользу при помощи силы, было очевидно. Однако сдерживающим фактором являлось пристальное внимание всего мирового сообщества к Баку в связи с проведением Гран-при Европы Formula-1. В Нагорном Карабахе ожидали новых вспышек агрессии по окончании гонок, как это бывает во время всех важных международных мероприятий, а после четырехдневной войны в апреле стало понятно, что Азербайджан готов к полномасштабным военным действиям.
В то время как международные посредники стараются разрешить конфликт, друзья по несчастью — Азербайджан и Украина — пытаются предпринять собственные действия. 14 июля президент Украины Петр Порошенко посетил Баку с официальным визитом, в рамках которого стороны подписали ряд соглашений.
Как сообщает азербайджанское агентство Haqqin, украинский лидер намерен предложить Баку активизировать деятельность ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия, а ранее и Узбекистан). Организация была создана в противовес Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) странами, не пожелавшими войти в военный блок бывших советских республик. Все страны ГУАМ объединяет проблема территориальной целостности. После провозглашения независимости каждая из них не смогла сохранить свои советские границы, с чем до сих пор не в состоянии смириться.
Примечательно, что Российская Федерация поддерживает право на самоопределение всех народов, проживающих в новообразованных непризнанных либо частично признанных государствах, не пожелавших оставаться в составе вышеназванных независимых республик. И если Абхазию и Южную Осетию Москва официально признала, то в случае Приднестровья, народных республик Донбасса и Нагорного Карабаха РФ участвует в процессе урегулирования конфликтов.
«Все действия Порошенко за последнее время направлены на поиски союзников, партнеров или хотя бы сколько-нибудь сочувствующих его политике сторон. Неожиданно не оказавшись фаворитом в Европе, он выглядит не особо разборчивым в плане критериев для кандидатов на роль союзников. В этой связи визит в Баку многое объясняет. Обе стороны чувствуют себя территориально обиженными, обе явно запутались во внешнеполитических ориентирах, с некоторых пор Украина, подобно Азербайджану, пытается ориентироваться на Турцию как противовес России. Однако отношения Баку с Анкарой, разумеется, намного более крепкие и менее конфронтационные по отношению к Москве», — поясняет политический эксперт, сотрудник кафедры РАУ, очевидец апрельских событий в Карабахе Антон Евстратов.
По его мнению, идея активизации блока ГУАМ как противовеса ОДКБ, пропиаренная азербайджанскими СМИ, учитывая положение обеих стран, логична, так как налицо их стремление изменить существующие реалии, но перспективы проекта под вопросом опять же из-за этих реалий. «Ни Азербайджан, ни Украина не выглядят сильными игроками на международной арене, ни мощными в военно-политическом отношении государствами, ни просто стабильными странами. С другой стороны, на постсоветских территориях уже существует мощный, пусть и не идеально функционирующий блок ОДКБ с детально отработанными институтами, правовой базой и механизмами реагирования на те или иные конфликтные ситуации. Однако если ОДКБ продолжит действовать неадекватно, как, например, это было в ходе апрельского обострения между НКР и Азербайджаном, с одной стороны, и Арменией и Азербайджаном, с другой, и демонстрировать бездействие, слабость, то у азербайджано-украинской инициативы могут появиться новые, неведомые ранее перспективы», — резюмирует Евстратов.
Ида Саркисян / 15 июля 2016, 12:50 |