Тренд на проведение на официальном уровне «дней вышиванок» в Белоруссию пришел с Украины, и одна из основных причин, по которым индустриальной стране в качестве символов навязываются чуждые ей проявления сельской культуры — стремление белорусского руководства продемонстрировать отличия Белоруссии от России с тем, чтобы обосновать собственный суверенитет. Кроме того, свою роль здесь играют и экономические трудности, вынуждающие власть обращаться к иррациональному при одновременном заигрывании с Западом в надежде получить хоть какое-нибудь финансирование.
Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский убежден, что белорусский национализм скроен примерно так же, как и украинский, и в его основе лежит возведение особенностей сельской культуры в ранг национальной. Однако индустриальной Белоруссии, по его словам, ближе городская русская культура.
«На деле Белоруссия является индустриальной страной, и из-за этого большинству белорусов гораздо ближе русская культура как культура городская, а не та сельская культура, которую считают национальной сторонники белорусского национализма. Абсолютное большинство белорусов разговаривают на русском языке, а не на белорусском. Белорусы неотличимы от русских по своей культуре, по своему языку, да и во многом по своему сознанию. И это составляет большую проблему для белорусского национального проекта и белорусского суверенитета. Последние годы белорусское руководство ведет линию на усиление национального самосознания, старается, как и следует из идеологии белорусского национализма, возрождать и пропагандировать все эти, казалось бы, традиционные символы, которые приветствуются белорусским национализмом. И вышиванка — один из них», — сказал эксперт.
При этом, на его взгляд, для подавляющего большинства белорусов эти тенденции остаются чуждыми, а сами празднования «дней вышиванок» не воспринимаются ими всерьез. «Можно предполагать, что белорусы участвуют и будут участвовать в таких зрелищных мероприятиях, но при этом сердца белорусов это не касается. Они не начинают говорить на белорусском языке, не начинают относиться к русским как к другому народу. Потому что де-факто в Белоруссии городская культура абсолютно побеждает», — уверен он.
Использование националистических трендов белорусским руководством эксперт связывает с событиями на Украине и в Крыму. Белорусская власть, по словам Неменского, боится повторения крымского сценария в Белоруссии, а потому и старается актуализировать те стороны белорусского национализма, которые отделяют белорусов от русских и в какой-то мере противопоставляют их друг другу. Однако шансов на успех у таких мероприятий, на его взгляд, в ближайшей перспективе нет. При этом в будущем ситуация теоретически может принять украинский размах с соответствующими последствиями, но только в том случае, если в Белоруссии победят силы, которые будут направлены на ее отрыв от России и сближение с ЕС.
«Такое может произойти только в случае деиндустриализации Белоруссии. А при нынешнем уровне отношений с Россией это невозможно. Но если в Белоруссии победят силы, которые будут направлены на ее отрыв от России и сближение с ЕС, то такой вариант возможен. За этим сближением последует деиндустриализация, обнищание народа, формирование атмосферы ненависти, в которой ведущую роль будет играть идеология белорусского национализма. И тогда сельская традиция станет востребованной. Но вероятность такого развития событий в ближайшее время всё-таки небольшая. Это — отдаленная опасность», — сказал Олег Неменский.
По мнению белорусского политического аналитика Жанна Чубукова, «вышиваночная» истерия в Белоруссии может быть обусловлена как политическими, так и экономическими факторами. «Во-первых, в стране сложилась крайне тяжёлая экономическая обстановка, и вызрела она до того, что денег взять неоткуда, а на понижение местные элиты продавать предприятия не хотят. В представлении местных элит, чем продавать на понижение и лишаться власти, лучше пускай они простаивают. При этом на недоумение людей нужно дать какой-то ответ, почему они должны заниматься грязным и тяжёлым физическим трудом за нищенские зарплаты, а то и вовсе без оплаты труда, если предприятие работает на склад», — сказал Чубуков.
В этой ситуации, по его словам, рационального объяснения подобрать нельзя, поэтому власти остаётся обращаться к иррациональному. «Например, к национальной гордости или к конструированию мифов про ужасных российских олигархов. Поскольку миф про российский олигархат уже дышит на ладан, и люди спрашивают „а чем наши олигархи лучше?“, приходится ударными темпами из ничего конструировать национальную гордость. Люди ждут ответа на простой вопрос — почему мы должны вкалывать, пока вы там наверху жируете, но при этом не можете обеспечить сбыт продукции в Россию? Если не можете сделать этого сами, то почему не продадите россиянам? Как говорилось ранее, рационального ответа здесь нет. А вот сконструировать нечто вроде „мы не перед кем на колени не станем, потому что мы Великая Белорусская Нация“ — вполне себе сгодится», — пояснил он.
Второй момент, как отметил Чубуков, связан с желанием правящих белорусских элит выдавить из диалоговой ниши с Западом радикальных белорусских националистов, а также показать свою готовность к политическому сотрудничеству, которая будет выражаться в образовательных и культурных трансформациях, подчёркивающих, что белорусы — не русские.
«Взамен им очень хочется получить кредит от МВФ и прямые иностранные инвестиции. Но Запад прагматичен, это не Россия, которая белорусским властям всё прощает. Запад будет требовать опережающего действия. Утром стулья, вечером деньги. Хотите кредит? Хорошо! Но нужно стать немножко демократичнее и толерантнее, а потом посмотрим», — сказал эксперт.
Таким образом, «вышиваночная истерия сверху» — это, по мнению Чубукова, попытка белорусских властей обосновать для народа свои неумные действия в экономике, обращаясь к иррациональному, и одновременно с этим — заигрывание с Западом в надежде получить хоть какое-нибудь финансирование.
Политолог Кирилл Аверьянов-Минский заявил, что вышиванку объективно вряд ли можно считать каким-то символом Белоруссии, а «вышиваночный» тренд белорусские националисты, по его словам, заимствовали у украинских.
«Вышиванка — это тот артефакт, который пришел в Белоруссию в последнее время с Украины. Белорусский национальный проект всегда ориентировался на украинский, и во многом являлся подражательным по отношению к украинскому. На Украине пошла мода на вышиванки, и белорусские самостийники решили по своему обыкновению этот тренд у украинцев перенять. Забавно, что до этого белорусские националисты если во что-то и переодевались, то не в сельскую одежду, а в польско-литовские шляхетские контуши и жупаны со слуцкими поясами», — рассказал он.
По словам эксперта, расшитая сельская рубаха не была характерна для Белоруссии. «Если мы посмотрим фотокарточки дореволюционных белорусских крестьян, то мы не увидим там вышиванку. Белорусские крестьяне одеты в обычные белые рубахи. И, если говорить о какой-то белорусской особенности, то это, скорее, соломенная шляпа, а не вышиванка. Вышиванка для Белоруссии не очень характерна», — сказал Аверьянов-Минский.
Цель проведения «дней вышиванки» в Белоруссии, на его взгляд, заключается в стремлении акцентировать внимание на мнимом отличии белорусов от великорусов. Причем первоначально «вышиваночный» тренд, как отметил политолог, был характерен только для «свядомого», националистического оппозиционного сообщества Белоруссии. Но со временем белорусская власть переняла его у своих оппонентов и присвоила себе.
«Если мы посмотрим сейчас, кто является организатором „дня вышиванки“, то увидим там пролукашенковскую организацию „Белорусский республиканский союз молодежи“. БРСМ уже давно пытается работать с вышиванками, включаться в „вышиваночную“ кампанию, которую начали белорусские националисты», — констатировал он.
Источник |