«Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающие на Господа!»
(Пс.30,25).
В этой части моего обращения я попытаюсь представить не столько свое видение сложившейся ситуации в нашем Богом данном Отечестве и Русской Православной Церкви, сколько дать какие-то советы и ответить на «злые» насущные вопросы. В великой массе моей корреспонденции – мне пишут люди самые разные, из разных уголков России, Украины, Белоруссии и республик Средней Азии – тревожным рефреном звучат практически одни и те же вопросы, сводимые к единственной проблеме, столь остро стоящей сейчас перед искренне верующими людьми: как жить и спасаться в условиях нынешней церковной апостасии, которая видится еще более зловещей на фоне постоянно растущих тягот внешнего и внутреннего государственного кризиса?
Недавно в социальной сети я увидел открытое письмо-обращение одной молодой особы, а точнее – ее некий «крик души», звучащий в унисон с общими настроением, царящим в нашем обществе. Вот цитата:
«Хочется поделиться…. Сейчас мир как бы разделился на две части. Первая часть — обычная, уютная жизнь, где совсем не до политики. Вторая часть, честно говоря, страшная, я захожу в инет, читаю новости, комментарии по новым статьям, размышления о том, что нас ждет и что хотят внедрить, и как будто попадаю в фильм ужасов. После прочтения этого в голове каша, хочется действовать, бороться, собирать подписи, звонить во все колокола. И я звоню подругам, родственникам, рассказываю, что я узнала. И что я слышу: «Бред какой то, не гони… Заняться нечем? Давно сидишь в декрете?» и т.д.. Я не пойму, где правда. Я просматриваю страницы друзей, там нет политики: любовь и котята. Я балансирую между двумя этими мирами, я не чувствую себя в безопасности, я впервые в жизни заинтересовалась политикой… Что происходит? Что нас ждет???
Иногда хочется вырубить инет и не знать этого и жить в удовольствие, как все вокруг. Но снова захожу в эту группу, читаю и снова хочется раздавать листовки, что то делать… А с другой стороны, так хочется узнать, что это все для отвода глаз, не по-настоящему и нам ничего не грозит».
И впрямь наш мир стремительно делится: людей, доселе привыкших держаться в «середнячках» и занимать терпимо-нейтральную жизненную позицию, будто разводит по полюсам некая внешняя сила. «Серого» остается все меньше: либо «белое», либо «черное». И то же происходит в теле Церкви: Божественный огонь, которого так желал Господь (см.Лк.12,49), все же низпал на нашу многострадальную землю. Не мир он принес, но, как и обещано было, – разделение: «Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех» (Лк.12,52).
И вот оно – попущение от Господа, утомленного зрением поругаемой Святыни: живая ткань Церкви, Тела Христова, которую растягивали до хруста много лет нынешние богоубийцы – первосвященники и книжники – в безсильных потугах разорвать, 12 февраля сего года, наконец, лопнула, обнажив кровоточащую трепещущую сердцевину, и миллионам душ неожиданно и неизбежно – как в Судный День – пришлось столкнуться с кротким взором Самого Христа, устремленным строго в самые глубины каждого человеческого сердца…
Отвечая на письма, как близнецы похожие на цитируемое мною здесь, приходится говорить: дорогие мои, времена былого привычного, душевно-комфортного всеобщего духовного тления безвозвратно ушли. И если вы избираете Господа и Его единую святую Истину, то крепко усвойте: наша жизнь уже изменилась в корне. Не будет благодать Божия вечно попираема в «домах беззаконий» (см.Пс.73,20), в кои постепенно превращаются наши русские храмы и монастыри. И если Господь не смилуется в ответ на всенародное покаяние, то не за горами время, когда останутся лишь «церковные постройки» — красивые мертвые нагромождения древних камней.
Но Бог поругаем не бывает. Попуская наказание для вразумления и научения людей и оберегая Святое Святых – Веру Православную — Господь часто не щадит Свои святыни: ныне нетленные мощи святых Божиих угодников и чудотворные иконы находятся в еще более тяжком плену, чем в советские безбожные времена, когда их повсеместно выставляли на «позор» в музеях атеизма – ведь тогда небесные заступники как будто сами сошли к страждущему народу, чтобы разделить с ним его поругание и мученичество. А сейчас, открытые для поклонения, святые мощи покоятся в дорогих раках, позолоченных духовными потомками древнего рода, грозно облеченного Господом: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников» (Мф.23,29).
Верующие люди, ревнующие об Истине и отделившиеся от ереси, должны понимать, что началась эпоха новых жестоких невиданно-изощренных гонений на Христа и Его Церковь. И только Сам Господь может нас спасти, укрепить и соделать победителями. Нам крайне необходимо как можно скорее восприять сердцем и умом ту простую истину, что цель христианской жизни – стяжание Святого Духа Божия через постоянное, по силам каждого, общение с Богом. И если ныне нет объективной возможности регулярного участия в Таинствах Церкви – исповеди и святом причащении, то будем соединяться с Господом через покаянную молитву в духе сокрушения: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50,19). Сладчайшее Имя Господне да будет стержнем и основой всего круга нашей жизни с ее тревогами, волнениями и заботами.
Как и во времена лютых гонений на Русскую Церковь в XX веке, ныне всему народу Божию так или иначе придется перестраиваться на совершенно новый, непривычный и знакомый отчасти лишь по книгам уклад духовной жизни. При нем акцент делается на личный духовный труд или подвиг: прежде всего, молитва и дела милосердия. Связь с духовниками – единомысленными священниками – быть может, изредка, по возможности. Исповедь и причащение, как особый дар Божий, тоже крайне редки. Нужно быть готовыми к поездкам на Божественную службу или за духовным советом за сотни верст.
Нам крайне необходимо стяжать постоянный покаянный настрой духа: приучиться ходить перед очами Божиими, просить у Него помощи, прощения и вразумления. Все встречающиеся испытания и постигающие нас скорби – не что иное, как церковная епитимья. И от любого из нас Господь ждет терпения и благодушия, ибо каждый несет ответственность за отступление, попущенное Русской Церкви.
Дорогие мои, проходя тесным путем чистого исповедания Божией правды, «не думайте о себе более, нежели должно думать; нодумайтескромно, помереверы, какую каждому Бог уделил» (Рим.12,3). Мы не делаем что-то необыкновенное – лишь исполняем повеленное нам Господом и «мырабыничегонестоящие, потомучтосделали, чтодолжныбылисделать» (Лк.17,10).
Обязанность любого человека, независимо от звания и сана – защищать и беречь святыню Православной Веры, «потому, что хранитель благочестия у нас самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов его» («Окружное Послание» Восточных Патриархов 1848 года). А святитель Иоанн Максимович писал: «Но если (архипастыри) впадают в жестоковыйность и неправомыслие, народ Божий не только может, но и обязан возвысить свой голос в защиту Истины Христовой, ибо он тоже несет ответственность за канонический порядок в самой Церкви».
Напомню не раз уже сказанное и писанное мною в моих выступлениях: миряне – не пассивный объект управления, как хотят представить дело «князья церкви», и как ныне закреплено юридически в Уставе РПЦ: они равноправные члены большой Общины – Церкви Христовой. Апостол Петр писал о всех уверовавших: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел» (1Петр.2,9). Ибо святые Таинства Крещения и Миропомазания совершает над приходящими ко Господу своего рода рукоположение в христианское звание, обличение в священный сан.
Наступили времена, «когда господствует, свирепствует ересь», по слову преподобного Феодора Студита. Он же писал монаху Мефодию: «Безразличие – причина зол». Потому «кто имеет преимущество по званию и знаниям, но и занимающий место ученика – обязан смело говорить Истину». Человеколюбец Господь не оставит Своих верных, и они услышат от Него: «Выйдите от среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2Кор.6,17; ср.: Ис.52,11). И сокроет их от взоров мира, воздыхающего в страхе грядущих бедствий. Поэтому велика заслуга тех, кто напоминает людям века сего о грядущих великих временах и событиях» (из письма епископа Феофана Быстрова С.А.Нилусу от 24.11.1915 года).
Ныне, как никогда, ждет Господь от каждого православного христианина сознательного волевого акта: прекрасного, возвышенного, исповеднического подвига – встать на защиту Святой Христовой Истины. Сама крайняя необходимость эта раскалывает общество верующих на неравные части. Она вскрывает одновременно и те причины, по которым наше последнее предантихристово время святыми отцами от древности наречено «страшным»: ибо уже «обуяла соль» в теплохладных сердцах современников (см.Лк.14,34 и Откр.3,16), и сила живой веры в народе уже иссякла… «СынЧеловеческий, придя, найдетливеруназемле?» (Лк.18,8).
Шесть месяцев, прошедших со злополучного дня гаванского предательства, однозначно показали: в абсолютно подавляющем большинстве своем православный русский люд защищать Русскую Церковь не будет. И это звучит, увы, как приговор всему верующему православному сообществу, выродившемуся в аморфно-безхребетный «планктон» за последние десятилетия «потребления духовных благ» и инфантильного «послушания», которое столь комфортно-безпроблемно «выше поста и молитвы».
Но существует еще одна, более глубокая и тонкая, причина всеобщей духовной безвольности и индифферентности. Она, можно сказать, таится в глубинах самой человеческой души, которая, будучи по природе своей христианкой, остается «простой, как голубь» (в то время, как «мудрость змеиную» человек получает с опытом и великим трудом) (см. Мф.10,16). Нормальная душа от сотворения неотъемлемо имеет некие начала добродетелей – смирения, скромности, послушания, она интуитивно готова услышать Слово Божие и последовать за Ним. Но в ту же степень душа, как младенец, бывает беззащитно доверчива, особенно к тем, кто вещает Именем Бога. И именно здесь сокрыта для нее великая сеть и соблазн: ибо, как уже было ранее сказано, меркантильно-сребролюбивая «система» РПЦ не может допустить взросления и возмужания заполученных ею православных душ – ведь только при царящей общей инфантильности она может обирать, оболванивать и реформировать так, как ей вздумается.
«Одного избавь меня, злых епископов!», – молил Господа святитель Григорий Богослов. В этом ему вторил святой Иоанн Златоуст: «Никого я так не боюсь, как неправедных епископов» (свят. Григорий I Богослов «Слово 2-е»; свят. Иоанн Златоуст «Шесть слов о священстве»). И если столпы Церкви чувствовали опасность искушения ересью, которой могли подвергнуть их архипастыри, то что говорить о народе Божием, в массе своей простом и неискушенном, доверчивом и послушном?
Безхитростному верующему сердцу требуется совершить над собой немалое усилие – подъять некий подвиг веры – чтобы до конца уразуметь, что «послушание Церкви – это послушание вовсе не каким-то конкретным личностям, но непреложной истине Церкви, как она явлена в Евангелии и непреходящем многовековом святоотеческом Предании… Святое непослушание совершенно необходимо тогда, когда ересь и моральное разложение принимают колоссальные размеры, когда Церковь в лице священноначалия впадает в заблуждение, как это происходит в наши дни» (протоиерей Федор Зисис «Благое непослушание или худое послушание»).
Здесь уместно сравнение с физической смертью, которая, однажды вошедши вместе со грехом в мiр, так и осталась противоестественной безсмертной Богоподобной природе человека, вызывая отторжение и страх. А последний побеждается только Христом, воскресшим и победившим вереи ада и смерти.
Поэтому решиться ради святого послушания Богу и Его Истине понести благой исповеднический крест «святого непослушания» «злым епископам» – удел зрелых и мужественных, имеющий личный опыт общения с Господом и предания себя в Его волю.
И ныне не то время, когда можно спрятаться за спинами крепких. Ныне и сейчас никому из нас не обойти выбора, поставленного перед каждым Самим Богом: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…» (Втор.30,19). Ныне каждому истинно и искренне верующему необходимо во что бы то ни стало пересилить свои немощи – прежде всего, леность и малодушие – и до самой глубины осознать великую личную ответственность за Церковь и за хранимое ею Православие. «Все мы в ответе за Церковь, а не только одни архиереи, ибо Церковь – это не чья-то частная собственность… Когда в заблуждение впадали патриархи и иерархи, на защиту Церкви от всевозможных ересей становились как раз простые пресвитеры и иноки, а верующий народ испокон веков вообще признаётся стражем Православия» (протоиерей Федор Зисис, там же). |