Согласно действующим критериям отбора «своих», в России обосновываются этнические таджики, а русская молодежь должна получать визы для въезда на историческую Родину
В минувший понедельник российские пограничники задержали в аэропорту Домодедово студентку третьего курса Московского института культуры Оксану Карай, летевшую из Черногории в Москву. Сотрудники погранслужбы объяснили удивленной девушке, имеющей паспорт негражданина Латвии, что для въезда в РФ она должна была оформить визу. На возражения девушки, ранее неоднократно въезжавшей в Россию в безвизовом порядке, определенном для латвийских и эстонских неграждан российским законом, пограничники заявили, будто бы с 10 августа вступили в силу некие законодательные поправки, отменяющие данную норму для неграждан, родившихся после 1992 года.
Эта новость спровоцировала немалую шумиху в российских и прибалтийских СМИ. С требованием разъяснить причины инцидента к посольству РФ в Риге обратился МИД Латвии. Об этом сообщает местная пресса со ссылкой на представительницу латвийского дипломатического ведомства Солвиту Мартинсоне.
«МИД советует негражданам Латвии заранее планировать свои путешествия в РФ. Потенциальные путешественники должны следить за актуальной информацией на сайте посольства РФ в Риге», — отметила она.
В данной ситуации все перевернулось с ног на голову: латвийская сторона получила повод выставить себя в роли радетеля за интересы русскоязычных неграждан, столкнувшихся с препятствиями со стороны российских властей. В действительности же никаких изменений в российское законодательство, касающихся режима въезда в РФ прибалтийских неграждан, за последнее время не вносилось — пограничники дезинформировали девушку, вольно или невольно.
«Я рожден в Советском Союзе»
Однако действия погранслужбы все-таки нельзя назвать незаконными. Проблема в том, что сам закон содержит в себе условие, лишающее молодых неграждан прибалтийских государств права на безвизовый въезд на территорию России.
Напомним, что решение о введении упрощенного порядка прибытия в РФ для неграждан Эстонии и Латвии было принято российскими властями в 2008 году. Шаг, безусловно, правильный, призванный защитить интересы наших соотечественников, подвергаемых дискриминации за рубежом по этническому признаку.
Но в эту бочку меда изначально была заложена ложка дегтя, способная свести полезный эффект от новации к нулю. В указе «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике» говорится исключительно о лицах, имевших ранее паспорт СССР, и об их несовершеннолетних детях. О совершеннолетних негражданах, не успевших на своем веку побыть обладателями «пурпурной книжицы», в документе не сказано ни слова.
Таким образом, множество русских, проживающих в условиях недружественных прибалтийских режимов, оказались отторгнуты своей исторической родиной. Ради справедливости следует отметить, что на практике данная норма ранее попросту не исполнялась, и случай Оксаны Карай является первым в своем роде. Пока неясно, был ли прецедент просто следствием чрезмерного рвения отдельных пограничников или же началом новой тенденции. Второй вариант вовсе нельзя исключать, ведь раньше молодых неграждан пропускали на территорию РФ фактически в обход закона. А после того, как вокруг темы поднялся шум, погранслужба, скорее всего, будет перестраховываться и требовать визы.
По предположению лидера латвийской партии «За русский язык!», политика и общественного деятеля Владимира Линдермана, которое он изложил на своей странице в Facebook, решение о прекращении сложившейся миграционной практики по отношению к молодым негражданам Латвии было политически мотивировано: «Выскажу свои подозрения. В Латвию в начале августа приехал Аркадий Дворкович, зампредседателя правительства РФ. Он встречался с латвийскими министрами. И те, я думаю, попросили его об одолжении: а нельзя ли прекратить эти безвизовые поездки для молодежи? Почему нельзя? — мог ответить деловой Дворкович. — Очень даже можно, мы ведь партнеры! Ну и набрал тут же номер телефона...»
Председатель движения «Русская заря» Евгений Осипов сказал «Русской планете», что, узнав об инциденте из СМИ, в первую очередь подумал, что его причиной является «дурость» отдельно взятого пограничника. Что касается самого текста президентского указа, в соответствии с которым действовали пограничники, то факт существования такой формулировки в указе президента Медведева говорит о поверхностном понимании всех сложностей, с которыми столкнулись русские люди после развала СССР, заметил эксперт.
«Более того, такое отношение к своим, и без того живущим в условиях правовой дискриминации, — проявление чудовищного равнодушия со стороны ряда чиновников. На мой взгляд, до тех пор, пока не будет ликвидирована эта норма, наказаны виновные и не будут принесены извинения соотечественникам, представителям МИД РФ стоит воздержаться от дежурных "озабоченностей" по поводу прав русскоязычного населения в Прибалтике», — добавил Осипов.
Запретное слово «русский»
Следует отметить, что формулировка президентского указа, согласно которой правом на поддержку со стороны России наделяются лишь бывшие граждане СССР и никак не учитывается этнический фактор, вовсе не является досадной случайностью. Абсолютно таким же образом сформулированы и критерии отбора лиц, могущих претендовать на финансовую и организационную поддержку для переселения из бывших советских республик на территорию России.
Российский закон причисляет к «соотечественникам» лиц, ранее «состоявших в гражданстве СССР», а впоследствии получивших паспорта новообразованных национальных государств (или же, как в случае с Прибалтикой, неграждан). Об этнической принадлежности «соотечественников» в данном случае даже речи не идет: складывается впечатление, что, по мнению российских властей, лишь от произнесения вслух слов «русская национальность» один шаг до измерения черепов и дыма над крышами концентрационных лагерей.
В результате национальная политика России за рубежом носит весьма странный характер: с одной стороны, государственной программой по переселению соотечественников пользуются подучившие русский язык коренные жители нацреспублик, а с другой, молодые русские, проживающие в Прибалтике, лишаются права на безвизовый въезд на историческую родину. Хотя приоритетной поддержкой, разумеется, должны пользоваться русские, а также представители тех народностей, у которых нет собственных государственных образований за пределами Российской Федерации и которые не принимали участия в «параде суверенитетов».
Впрочем, подобная самодискриминационная тактика имеет вековую историю: еще на рубеже XIX–XX веков термин «великорусский шовинизм» получил большую популярность в среде либералов и социалистов. Придя к власти, большевики с энтузиазмом принялись бороться с наследием «бывшей великодержавной нации», якобы «угнетавшей» ранее другие народы Российской империи.
Хотя большевистские вожди приложили колоссальные усилия для укрепления мощи Советского Союза, все эти старания в итоге закончились его развалом из-за перекосов в национальной политике, поощрявшей рост местечкового национализма.
Сегодня российская власть во многом повторяет те же ошибки, которые привели ранее к росту радикального национализма на окраинах СССР. Проводимая Москвой политика на территории бывших советских республик распространяется и на Россию. Типичный пример: в рамках Федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя было заложено финансирование развития культур ряда национальных меньшинств, проживающих в регионе, таких как греки и болгары. При этом ни слова не сказано о поддержке русской национальной культуры.
На фоне угасания русской культурной идентичности (нетрудно заметить, что большая часть русских народных традиций давно архаизировалась и существует сегодня в основном за музейным стеклом) наблюдается все более активный рост националистических движений на территории субъектов РФ, способных в перспективе перерасти в сепаратистские.
Много говоря о важности сохранения единства страны, российская власть искусственно умаляет значение государствообразующей нации, опасаясь даже вносить само слово «русские» в текст официальных документов. Такая тактика достигает ровно противоположных целей, ослабляя «цемент», связывающий многонациональное государство, и способна привести в будущем к потрясениям уже на территории России.
Надежда Алексеева / 16 августа 2016, 19:00 |