В правительстве решили облегчить иностранным компаниям допуск к пользованию федеральными недрами России: как сообщает «КоммерсантЪ», вице-премьер Александр Хлопонин передал поручение о разработке соответствующих мер в Минприроды РФ.
Главная причина – действующие в отношении России санкции. Если на протяжении последних лет иностранные компании потихоньку отодвигали от стратегически важных месторождений, то сейчас в правительстве решили «не создавать дополнительных трудностей» для компаний с участием иностранного капитала.
«Те страны, которые вводят санкции, уже ввели ограничения для своих инвесторов. Если мы будем дополнительно вводить что-то еще, то это лишние палки в колеса. Мы хотим, чтобы локомотив двигался и набирал обороты. Те инвесторы, которые работали в России, продолжают работать, даже несмотря на то, что правительства их стран пытаются вводить для них кучу всяких ограничений», сказал в интервью агентству «РИА Новости глава ведомства Сергей Донской.
Еще в конце прошлого года в планах Минприроды значилось упрощение доступа иностранных инвесторов к стратегическим участкам. К недрам федерального значения, напомним, относятся месторождения редких металлов, таких, как кобальт, никель и другие, алмазов, урана, золота и меди, а также особо крупные месторождения нефти и газа. Также в прошлом году Минприроды выступило с инициативой законопроекта, который гарантирует иностранным компаниям разработку месторождений в случае их открытия.
Сейчас, согласно законодательству, доля иностранного капитала в компании, претендующей на разработку стратегического месторождения, не может быть свыше 10% - в другом законе, пишет Ъ, не более 25%. При этом если в компании присутствует иностранный капитал, но не частный, а государственный – то их доля может быть 50%.
Интересно, что данная инициатива, как уточняет Ъ, направлена вовсе не на то, чтобы раздать все богатства родины иностранцам, а чтобы облегчить жизнь российским же бизнесменам, действующим через офшоры. И в таком случае складывается весьма противоречивая ситуация. Проблема офшоризации экономики стоит для нашей страны сейчас особенно остро. Еще в своем ежегодном послании президент России Владимир Путин четко
высказался за деофшоризацию страны. Федеральные власти давали понять свое негативное отношение к офшорам, особенно в случае, когда учредителями офшорных организаций становились госкомпании и госкорпорации.
Немалый вклад в деофшоризацию внесло обнародование данных «Панамского архива»: весной, напомним, Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) обнародовал на специальном сервере обновленную базу данных так называемого Панамского архива. Согласно опубликованной информации, россиянами зарегистрировано 7319 компаний, а владельцев офшорных компаний в РФ насчитывается 2229. В частности, среди учредителей выступили такие организации, как LLC, Gazprmneft Finance (ошибка в слове Gazpromneft могла быть допущена при регистрации организации или при составлении списков ICIJ. — РП), OJSC Tatnefteotdacha и PJSC Tatnefteotdacha. Как удалось выяснить РП, данные названия полностью совпадают с названиями дочерних предприятий «Газпром нефти» и наименованием акционерного общества, почти наполовину принадлежащего государственной «Татнефти».
По разным данным, большинство крупных российских коммерческих компаний так или иначе используют офшорные юрисдикции. Популярны они и у среднего бизнеса. В связях с офшорами обвиняли Роснефть и даже Сбербанк. Да, ведение бизнеса через офшоры далеко не всегда означает, что там отмывают деньги. Однако для того, чтобы создать в России по-настоящему сильную экономику, необходимо отказываться от офшоров, и тем более, если речь идет о государственных компаниях: так бизнес станет куда более прозрачным и открытым. А чтобы у бизнесменов не возникал соблазн увести активы на далекие острова – необходимо реформировать налоговую систему.
Так что инициатива открыть допуск якобы нашим же компаниям на фоне предыдущих заявлений выглядит пока что весьма сомнительной с точки зрения пользы российскому бюджету. Как уточняет собеседник Ъ, знакомый с ситуацией в отрасли, вероятнее всего, таким образом будет удобнее перекладывать активы в карманы российских бизнесменов через офшорные структуры. Так что санкции и потери для экономики – они для нас, простых россиян, для малого бизнеса. Там, наверху, никаких издержек от санкций нет. А если и есть – все эти проблемы, как оказалось, удобно решать за счет казны, и за наш с вами.
Екатерина Петрова |