Минфин предлагает сократить военные расходы: в течение трех лет они, возможно, будут на 6% меньше, чем в текущем году. Об этом в пятницу, 9 сентября, сообщили «Ведомости».
Издание особо подчеркивает, что социальные расходы трогать не будут. Зато «священная корова» — расходы на оборону — будет пущена под нож, чтобы бюджет трехлетки мог уложиться в заявленный размер замороженных расходов — 15,787 трлн. рублей.
Под сокращение попадут все расходы по статье «национальная оборона». В 2016 году на нее предполагается потратить 3,157 трлн. рублей. Это значит, что сокращение на 6% в номинальном выражении позволит сэкономить около 190 млрд. рублей в 2017 году.
Как утверждают «Ведомости», Минобороны в курсе этих предложений. Если правительство одобрит инициативу Минфина, основной акцент в военном ведомстве будет сделан на оптимизацию расходов — речь, прежде всего, идет о закупках и разработке вооружений.
Так или иначе, под вопросом оказывается выполнение в срок госпрограммы вооружений до 2025 года.
Заметим, что курс на сокращение военных расходов в России постепенно становится трендом. В 2015 году расходы на оборону были уменьшены на 3,8% - об этом рассказывала в интервью «Военно-промышленному курьеру» замминистра обороны Татьяна Шевцова. В 2016 году эту статью дополнительно секвестрировали еще на 5%.
Надо думать, что руководство страны идет на подобные шаги не от хорошей жизни. И, похоже, на этот раз выхода у него тоже нет.
В материалах Минфина, подготовленных к совещанию у первого вице-премьера Игоря Шувалова («Свободная пресса» о них писала), рисуется безрадостная картина. Без сокращения расходов дефицит бюджета в 2016 году превысит 4% ВВП, тогда как поставлена политическая задача: уложиться в 3,3%. Но даже при замораживании номинальных расходов в бюджетных проектировках на 2017−2019 годы зияет преогромная дыра в 3,5 трлн. рублей.
Частично ее можно заткнуть, повысив налоги на нефтяников, «Газпром», а также собрав больше дивидендов с госкомпаний. Но и тогда остается солидная брешь в 1,1 трлн. рублей. Между тем, в 2018 году заканчивается ликвидная часть суверенных фондов — Резервного и Фонда национального благосостояния (ФНБ), — которая не вложена в инфраструктурные проекты. Стало быть, надежды на «подушку безопасности» больше нет.
Ситуация усугубляется тем, что на носу парламентские выборы, а невдалеке и президентские. Это значит, что государство не может закрыть бюджетный вопрос за счет частичного неисполнения обязательств по индексации зарплат, пенсий и социальных выплат. Иначе избиратели могут неправильно понять власти.
Логика Минфина в этой ситуации выглядит так: раз нельзя урезать «социалку», а суверенные фонды стремительно приближаются к исчерпанию, остается один по-настоящему крупный резерв — военные расходы.
Андрей Полунин
|