Рапсовый жмых, продукт переработки маслосемян рапса, я почему-то представлял другим — вязким и маслянистым. А когда запустил в него ладонь, удивился его лёгкости и сыпучести. Также на удивление легко вокруг этого продукта удалось сформировать и крупнейший в области сельскохозяйственный перерабатывающий кооператив, который назвали «Россельхозкооперация». Возможно, в этом названии есть замах на нечто большее, чем локальное объединение аграриев. Во всяком случае, этот опыт даёт надежду на то, что настоящая сельхозкооперация, за счёт которой поднялось аграрное производство во многих европейских странах, окрепнет и у нас.
Надой от рапса
Кооперация, молоко, рапсовый жмых — каким образом всё это оказалось связанным в одну цепочку?
Культура рапса сравнительно недавно появилась на Среднем Урале, в начале восьмидесятых годов прошлого века. Для животноводства нужен был высокобелковый корм. Возможность получения его искали, пробуя возделывать в том числе и культуры, которые традиционно не выращивались в холодном уральском климате. Так на наших полях появился рапс. Сначала его возделывали для получения зелёной массы, а в последние годы освоили технологию производства рапса на зерно — маслосемена. У хозяйств появилась возможность получать свой, дешёвый рапсовый жмых и вводить его в рационы коров. Может, совпадение, но все последние годы производство молока в Свердловской области только растёт. Особенно в Ирбитском муниципальном образовании, где сосредоточено более четверти рапсовых полей области.
— У нас в районе под рапсом занято 4 511 гектаров. В прошлом году было 3 800 гектаров. С каждым годом площади под этой культурой только увеличиваются. И у всех хозяйств идёт прибавка по молоку, сейчас в сутки сельхозпредприятия получают 290 тонн молока, на 40 тонн больше, чем год назад. Такого надоя за всю историю района не было, — рассказывает начальник Ирбитского управления АПК и продовольствия Иван Свалухин.
Сначала некоторые хозяйства пробовали самостоятельно перерабатывать маслосемена рапса. Оборудование каждому влетало в копеечку, загрузить его удавалось лишь частично, вдобавок появлялась другая забота — куда девать рапсовое масло? По сути, это главный продукт, получаемый из маслосемян. Но хозяйствам масло не нужно, его надо куда-то сбывать, и хоть оно востребовано, но объёмы у каждого предприятия выходили небольшие, и в итоге получалась одна морока. Продавать маслосемена другим, а затем приобретать жмых, тоже невыгодно. Сама жизнь подтолкнула аграриев к объединению. В сельскохозяйственный производственный перерабатывающий кооператив вошли девять хозяйств области. В селе Косулино, в Белоярском городском округе, нашлись помещение и свободные электрические мощности, там и поставили две установки по переработке маслосемян рапса. Работает производство с ноября прошлого года, 24 тонны маслосемян в сутки проходит через его прессы.
— Раньше, когда не было наших станков, рапс можно было продать не дороже 6–8 рублей за кило. Сейчас мы гарантированно принимаем рапс у наших хозяйств по 10 рублей. А жмых они получают по 8 рублей. А свою прибыль кооператив «ловит» на масле, — рассказывал исполнительный директор СППК «Россельхозкооперация» Сергей Стенин.
Кстати, рапсовое масло, по его словам, тоже «идёт влёт», его покупают комбикормовые заводы и птицефабрики.
Заграница только так и работает
За счёт кооператива ещё в прошлом году были закуплены семена лучших гибридов рапса и переданы хозяйствам, его учредителям. Те потом расплатятся, сдавая на переработку свой урожай. Ещё один плюс от кооперации.
— Заграница только так и работает, там все фермеры состоят в каком-нибудь кооперативе. Это выгодно. Вот мы в прошлом году покупали рапсовый жмых на стороне по 13 рублей за килограмм и дороже. Сейчас, в кооперативе, по восемь рублей берём. Да ещё с выгодой сдаём маслосемена и можем получить часть прибыли от реализации масла, — рассказывает председатель СПК «Колхоз «Урал» Ирбитского муниципального образования Валерий Никифоров.
Прибыль кооператива его учредители могут и «не проедать», а пустить на расширение производства, купить ещё одну установку по отжиму масла, уж очень велик спрос на рапсовую продукцию. К тому же и другие сельхозпредприятия, увидев плюсы от кооперации, тоже просятся в его члены. Кооператив просто обречён на расширение.
— Есть интерес развивать нашу кооперацию. Например, можно поставить ещё и комбикормовый завод. Для небольших хозяйств создавать такое производство слишком дорого, а кооператив бы потянул, потому что сообща это легче сделать. Да и в кооперативе такой завод был бы загружен по полной программе, — делится планами председатель ирбитского СПК «Колхоз им. Жукова» Андрей Шориков.
Также перспективной на базе кооператива, по мнению Сергея Стенина, была бы переработка молока, развитие семеноводства. Ведь финское масло «Валио» — оно же от сельских кооператоров. А уральские аграрии давно вынашивают идею создания своего кооперативного молзавода.
Недавно об опыте успешного кооперационного союза свердловских аграриев вице-премьер областного правительства Алексей Орлов рассказал, выступая перед представителями малого и среднего бизнеса. Это пример и для них, как претворять в жизнь свои идеи.
http://www.oblgazeta.ru/economics/18579/ |