Внешняя политика в «лихие 90-е» была продажная и предательская. Теперь — совсем другое дело.
Прорывной визит
Официозные и даже некоторые независимые российские СМИ в полном восторге. Заголовки и подзаголовки о великом прорыве, совершенном нашим президентом в отношениях с Японией. Но в чем, собственно, прорыв?
При детальном рассмотрении выясняется, что основные продекларированные совместные проекты — это, прежде всего, гарантирование на будущее обеспечения Японии энергоресурсами. Гарантирование для Японии. А что для нас? Собственно, ничего.
Как прорыв подаются договоренности о дальнейшем развитии СРП (соглашения о разделе продукции) «Сахалин-2», в частности, о строительстве завода по сжижению природного газа. Но о чем речь? Завод уже давно (если не ошибаюсь, с 2009-го года) работает, сжижает наш газ и отправляет его за рубеж. Еще один завод? Да хоть два — вдвое или втрое больше газа за рубеж (а у себя с помощью японцев ветряки будем развивать), но в чем прорыв? И главное: «Сахалин-2» — соглашение о разделе продукции, в котором с 2007-го года контрольным пакетом акций оператора соглашения «Сахалин Энерджи» владеет российский «Газпром» и чуть менее четверти акций принадлежат японцам. Соответственно, ранее для строительства, запуска и работы первого завода по сжижению газа не требовался ни государственный визит нашего президента в Японию, ни даже намеки на возможные переговоры о якобы «спорных» территориях. Все делалось просто по исходному соглашению. Так о чем речь теперь? О расширении ли и изменении условий исходных соглашений? Но тогда этот вопрос (в соответствии с тем, чего мы добились в согласительной комиссии между Советом Федерации и Думой еще в 1995-м году — подробнее см. мою книгу «Похищение Евразии») должен бы стать предметом публичного обсуждения и вноситься в Государственную Думу. Или же речь не более, чем о тривиальной реализации исходного соглашения, но которую, для пущего наполнения созидательным содержанием нынешнего визита, привластные пиарщики решили подать как новое слово и прорыв во взаимоотношениях между двумя странами…
Ряд других проектов касается участия Японии во владении и управлении нашими морскими портами, которые наши власти с упорством, уж тут точно, достойным лучшего применения, все продолжают приватизировать. Но где именно расположены интересующие японцев порты? Аж на Черном море. Не далековато ли от Японии? Хотя понятно: для Японии это — экспансия. Но что это для нас, для России?
Забота о наших или о «своих»?
Наконец, в разработке совместно с японцами шельфовых месторождений Сахалина теперь анонсировано участие не только «Газпрома», но еще и «Роснефти». Это — разве не прорыв?
Но смотрите мою предыдущую статью (Триумф. Триумф! Триумф?"): кем и как от имени России управляется эта самая «Роснефть», куда идут доходы? Не менее актуально: кому и насколько она принадлежит сейчас и, главное, кому и насколько будет принадлежать завтра?
Поясню. Ничего не имею против компании «Роснефть» и персонально ее руководителей, тем более, в условиях санкций, наложенных США. Но, тем не менее, категорически против совершенно нецивилизованных и лицемерных методов и схем управления у нас государственной собственностью, включая госпакет акций «Роснефти». И если выступаю против конкретных лиц, то, прежде всего, в связи с выстраиванием ими подобных, сознательно запутанных и непрозрачных схем.
В прошлой статье я привел пример: в период подъема нефтяной и газовой промышленности Норвегии во всех проектах СРП (соглашений о разделе продукции) контрольный пакет должна была иметь государственная, НЕ подлежащая приватизации компания. Именно она обеспечивала гарантирование заказов на машиностроительную продукцию своим (норвежским) машиностроителям. Для сравнения, наша «Роснефть» уже почти наполовину принадлежит иностранцам — британцам, швейцарцам и катарцам. И главное: нет и не ожидается никакой однозначной законодательной базы, гарантирующей, что хотя бы контрольный пакет этой нашей «стратегической» (как нам об этом без устали напоминают) компании навсегда останется в руках у нашего государства.
Более того, стоит напомнить: совсем недавно, летом 2012 года (уже после избрания нынешнего президента на новый срок) были утверждены планы приватизации госактивов до 2016 года, в соответствии с которыми как раз к нынешнему 2016 году планировалась полная приватизация «Роснефти» — окончательный выход государства из числа ее собственников. И если эти планы пока не реализованы, из этого, к сожалению, вовсе не следует, что власти взялись за ум (и совесть) и намерены навсегда оставить контрольный пакет акций «Роснефти» под госконтролем.
Их «свои» — совсем не наши
Добавьте к этому, что и сам нынешний «госконтроль» над госсобственностью у нас весьма специфический, точнее, дефективный, о чем я писал в выше упомянутой предыдущей статье. Госпакет акций «Роснефти» управляется не непосредственно правительством (как это и надлежит по Конституции), но некоей «прокладкой» — «Роснефтегазом», да еще и под управлением самого же руководителя «Роснефти». Соответственно, ни дивиденды в полном объеме на госпакет акций «Роснефти» в бюджет не поступают, ни вообще надлежащего правительственного контроля за работой управляющего компанией нет — от имени государства он сам себя контролирует.
Стоит ли в такой ситуации удивляться столь странным (если не сказать «мутным») схемам нынешней приватизации «Роснефти», когда почти сразу после «блистательной победы» на приватизационном фронте (мол, продали иностранцам — получили вожделенные деньги в бюджет) РБК нам сообщает, что иностранных «покупателей» прокредитует, в том числе… наш «Газпромбанк», находящийся под фактическим государственным контролем? И, более того, тесно интегрированный с формальным продавцом нашего госимущества — «Роснефтегазом», периодически держащим фактически наши государственные деньги (в т.ч. прибыли «Роснефти» — вместо их полного перечисления в бюджет) на депозитах в том же «Газпромбанке».
Не начинает ли это подозрительно напоминать двадцатилетней давности «кредитно-залоговые аукционы»?
Путей много, ожидаемый результат — один
И еще добавьте к этой картине ситуацию общей высокой закредитованности наших гос- и полугоскорпораций, включая и «Роснефть». Конкретно сейчас ситуация, вроде, некритичная. Но завтра она может измениться. И тогда мы окажемся перед выбором: либо покрывать за счет государства долги корпораций, либо согласиться отдавать за долги акции, то есть потерять контрольный пакет. Это не обязательно должно случиться, но надо понимать, что это вполне и даже более чем возможно.
И в чем тогда (хоть если «Роснефть» прямо доприватизируют, хоть если госпакет отдадут за долги) для нас радость от нынешнего «прорыва» — от того, что на сахалинском шельфе совместно с японцами добывать наши нефть и газ, отправлять их в дальние страны и черпать из этого прибыли будут… англичане, швейцарцы и катарцы, а также еще какие-нибудь новые будущие зарубежные собственники «Роснефти»?
Остается добавить: покупая все необходимое оборудование и услуги, разумеется, за рубежом, то есть, никак не содействуя развитию за счет наших недр нашего российского машиностроения — ведь никаких инструментов принуждения к покупке оборудования именно российского наши власти, сдав страну в ВТО, нам не оставили…
Совместное освоение
А вот распиаренные договоренности о совместном освоении «спорных» островов — это даже не «дырка от бублика», а еще хуже. С точки зрения интересов России это совершенно ничем не обоснованный, но чрезвычайно опасный прецедент.
Ведь что такое вообще — это самое «совместное освоение»?
Ну, например, у сербов был замечательный опыт «совместного освоения» Косово с албанцами. Чем он закончился?
Вообще, список спорных территорий на Земле весьма велик. В одной лишь Европе таких территорий более двух десятков, а по всему миру — около двухсот. И как с их «совместным освоением»?
Например, британцам принадлежат спорные (с точки зрения Аргентины) острова под боком у Аргентины — Фолклендские (Мальвинские). Даже воевали из-за них в конце прошлого (ХХ-го) века. Но что-то не спешат англичане предлагать Аргентине «совместное освоение». Наверное, русской широты души им не хватает.
А у тех же японцев есть спорные острова с китайцами — почему бы им, вместо того, чтобы спорить и угрожать друг другу, не взять да и начать осваивать эти острова совместно? Нет, даже и в голову не приходит. Наверное, это потому, что в Японии (да и в Китае) правители не такие мудрые и прозорливые, как наши российские руководители.
Голанские высоты. Почему же Израилю уже давно было не предложить Сирии «совместное освоение» этой территории, отторгнутой им у Сирии полвека назад? Наверное, просто не додумались. Подсказал бы кто, обратил бы внимание на наш такой великодушный жест.
Возможно ли сотрудничество?
Вовсе не утверждаю, что совместное освоение территорий в принципе невозможно. Приведу примеры того, с кем это возможно и желательно.
Начнем с очевидного. Есть у нас союзник, можно сказать, ближайший союзник. Но нет у него выхода к морю. И даже предложения с его стороны в свое время были — о его привлечении к освоению одной из приморских территорий, правда, поближе к нему. Так вот, почему бы ему, этому нашему ближайшему союзнику — Белоруссии — не предложить включиться совместно с нами в освоение Южных Курил? Свои собственные нефть и газ Белоруссии, бедной природными ресурсами, точно пригодились бы.
Есть у нас другие исторические союзники, более территориально приближенные к нуждающимся в освоении территориям — китайцы, вьетнамцы и северные корейцы. У всех у них есть свои достоинства и недостатки — как и у нас. Но что точно было бы безусловным достоинством при привлечении их к совместной деятельности по освоению Южных Курил: в случае конфликта с Японией, никто из них, с учетом предыстории, добровольно под Японию не пойдет.
Важно также, что дозированное привлечение таких партнеров по освоению наших Южных Курил никоим образом не посягало бы на стратегическое (в том числе, с военной точки зрения) положение Охотского моря как внутреннего моря России.
Наконец, привлечение к совместной работе исторических союзников, да еще и никоим образом не претендующих на эти острова, не давало бы даже намека на возможность некого ползучего процесса ограничения суверенитета России над Южными Курилами, полученными нами по результатам Второй мировой войны.
Ясность видения «партнера»
Добавьте к этому необходимую ясность видения полноты картины наших взаимоотношений с Японией.
Уважаю японцев: коллективисты и труженики. Но Япония в период «холодной войны» — ближайший союзник нашего противника, так называемый «непотопляемый авианосец США у берегов СССР». Ныне — прямо зависимый от США участник санкционной войны против России. Американские военные базы с территории Японии никуда не делись — убирать их никто не собирается. А оружие на них направлено против кого? Да против нас, прежде всего.
Из этого, разумеется, не следует, что с Японией не надо взаимодействовать, торговать и т. п. Надо, в том числе, учиться у них. Но с чего вдруг и ради каких высших интересов идти на уступки в том, что Япония в одностороннем порядке считает нашим «территориальным спором»? Да еще и с учетом того, что сам «спор» — то возник, прежде всего, в результате провоцирования и потакания со стороны США в период начала «холодной войны».
Вдумайтесь: какой вообще, в принципе может быть «спор» между безусловно капитулировавшим и победителем?
Не оторвать ли Японию от США?
А может быть, это такой хитрый и тонкий ход наших властей: оторвать Японию от ее прежнего союзника — США — и втянуть в нашу орбиту?
Ну-ну.
Тут еще вопрос: у кого вес и притяжение на данный момент сильнее — кто в чьей орбите окажется?
Тем не менее, мечтать не вредно.
Может быть, когда-нибудь (к сожалению, подозреваю, все же при другой власти) мы возьмемся за ум и начнем не недрами торговать, а научно-технологически развиваться, не гнобить свою науку, а холить ее и лелеять; не душить свое машиностроение, а, напротив, интенсивно его развивать. И тогда, не исключено, выйдем на такой уровень развития и притягательности для окружающих, что Япония почтет за счастье разорвать союзнические (в том числе, военные) отношения с США и примкнет к какому-нибудь нашему ШОС или чему-то аналогичному. И смотреть на Японию наши власти будут уже не как на богатого и успешного дядюшку, а, напротив, как на бедного племянника или, как минимум, на равного. И вот когда ни малейшей угрозы тяготения «совместно развиваемого» к Японии не будет, вот тогда и можно начинать говорить о возможности этого самого «совместного освоения» наших территорий.
Будет возможность — не будет нужды
Правда, в этом случае — если станем на самом деле сильными и притягательными — какая в «совместном освоении» наших территорий с кем-то еще будет нужда?
Ни малейшей. Значит — никакого «совместного освоения» каких-либо якобы «спорных» территорий с теми, кто на них претендует. А просто великодушный доступ для туристов на льготных, даже дружеских условиях — пожалуйста, посещайте и чтите могилы предков.
Вот так.
Это если, конечно, речь идет всерьез именно о развитии этих территорий, об их освоении в интересах России.
Если же речь о другом, о каком-то хитром ходе, позволяющем не мытьем, так катанием, но все же постепенно наши острова в сторону Японии как бы подтолкнуть, но при этом и лицо нашей власти перед своим народом, вроде как, сохранить, то я категорически против.
Нет у России для отказа от территорий, полученных по результатам Второй мировой войны (даже для отказа сколь угодно частичного, мягкого, постепенного и т. п.), никаких ни исторических, ни политических, ни военных (благодаря, прежде всего, потенциалу, доставшемуся в наследство от СССР) оснований.
От триумфа к триумфу?
Итак, «блистательную победу» на Юге мы только что одержали — катарским «друзьям» продали часть стратегической компании «Роснефть». Заодно практически этим же «друзьям» уступили и сирийскую Пальмиру. Ту самую, в которой так торжественно звучала неслучайная виолончель.
«Прорыв» на Востоке — вот он сейчас: «совместное освоение».
Так и какого же следующего, третьего по счету триумфа нам теперь ждать? И где?
Уместно предположить, на Западе.
Если дальше пойдет в том же духе, то уж не «прорывного» ли предложения в адрес Германии о «совместном освоении» Калининградской области нам теперь ждать от нашей власти?
Юрий Болдырев |