В марте 2017 года исполнится ровно три года с даты Всекрымского референдума, итогом которого стал переход полуострова под российскую юрисдикцию и образование в составе России двух новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
За это время оба региона пережили множество разных событий, столкнулись с рядом экономических трудностей, социально-политическими проблемами. Не все они разрешены до настоящего времени.
На этом фоне происходящее в Севастополе представляет особенный интерес. Всегда тяготевший к ценностям Русского мира и никогда не терявший духовной связи с Россией, с осени 2014 года Севастополь пережил ряд серьезных конфликтов, и до конца июля 2016 года фактически существовал в условиях жесткого противостояния двух ветвей власти – законодательной и исполнительной.
Его отголоски проявляют себя и в настоящее время. Продолжают оставаться неразрешенными и социально-экономические проблемы, в том числе в сфере занятости и в области ЖКХ. Некоторые из этих проблем достались Севастополю в наследство от Украины; некоторые возникли уже в российский период.
О нынешней ситуации в городе, проблемах и перспективах его развития рассказывает общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Севастополе, в прошлом активный участник Русской весны в Севастополе Иван Комелов.
— Голосуя на за воссоединение с Россией на референдуме в марте 2014 года, севастопольцы искренне верили, что новые власти окажутся более эффективными в решении насущных проблем. Как известно, этим ожиданиям во многом не было суждено воплотиться в реальность. Могли бы вы лично предвидеть что-то подобное тогда, в 2014-м году?
— К сожалению, действительно те люди, которые приехали работать в Правительство Севастополя (в 2014-м году – авт.), мягко говоря, не оправдали ожиданий севастопольцев. Был ряд очень серьезных конфликтов. Не секрет, что первое правительство, которое представляло собой так называемую «новороссийскую команду», буквально за полгода вместе с уголовными делами закончило свою работу. Деятельность губернатора Сергея Меняйло неоднократно подвергалась публичному порицанию.
Летом 2015 года севастопольцы собрали более двадцати двух с половиной тысяч подписей под обращением к президенту с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию, дать оценку деятельности (Правительства Севастополя – авт.). И, конечно же, когда в 2014-м году мы входили в состав Российской Федерации, была надежда и, конечно же, хотелось, чтобы произошло чудо – такое же, какое севастопольцы совершили во время Русской весны. Чтобы Севастополь вот так же вошел в состав Российской Федерации: дороги стали лучше, ЖКХ изменилось…
Но, к сожалению, человеческий фактор сыграл свою злую шутку.
— Севастополь всегда был известен своим патриотизмом. Иван Николаевич, почему с конца 2014 года город все чаще привлекал к себе внимание разного рода скандалами и, прежде всего, конфликтом двух ветвей власти?
— Севастополь был и остается (во всяком случае, с моей точки зрения) самым патриотичным городом в Российской Федерации. Сложно с этим спорить. Во время Русской весны мы показали единство, и как бы сегодня ни было трудно, люди настроены в поддержку России. Но, к сожалению, в городе противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти достаточно традиционное. Даже в украинское время было непонимание между севастопольскими представителями…скажем так, законодательной ветви власти – городским Советом и зачастую присылаемыми руководителями города, которые приезжали из других регионов. К сожалению, это противостояние перешло российскому Севастополю в наследство в 2014-м году. Приехал человек, который слабо представлял себе, что такое Севастополь, и в силу управленческих качеств он просто не мог эту ситуацию изменить.
— Вы далеко не новый человек в политике и общественной деятельности. До перехода региона под российскую юрисдикцию вы принимали активное участие в работе структурных подразделений украинских политических партий, в том числе «Фронта перемен» под председательством будущего лидера Евромайдана Арсения Яценюка. Затем вы неожиданно вышли из политсовета местного отделения «Фронта перемен» и в феврале 2014 года стали одним из лидеров Русской весны в Севастополе. Сегодня вы в полной мере интегрированы в российскую политическую систему. То есть делом доказали свою приверженность городу и нашей стране. Тем не менее, со стороны определенных политических деятелей в городе можно услышать упреки в ваш адрес. Излюбленной мишенью для критики является ваша прошлая политическая деятельность. Что вы бы могли ответить на это своим оппонентам, и чем вызвана такая радикальная переоценка вами прежних политических взглядов?
— На самом деле нет в этом какой-либо тайны или глобальной подоплеки. Нужно понимать, что любому человеку свойственно ошибаться. Человек плох не своей ошибкой, а тем, что он не признает свою ошибку.
Что касается конкретно участия в политической партии «Фронт перемен», которую действительно возглавлял Арсений Яценюк… На самом деле все уже забыли историю вопроса. В 2009-м году, когда Яценюк создавал «Фронт перемен» и шел на выборы президента Украины… если вы почитаете его программу, то будете очень удивлены. Потому что в своей программе Яценюк говорил, что Россия – это «наш стратегический партнер», что нужно выстраивать взаимоотношения с Россией, обнять россиян и так далее.
Косвенно это подверждают те политтехнологи, которые вели эту избирательную компанию. На сегодняшний день это известные российские политические эксперты, которых часто можно увидеть на центральных телеканалах. Во-вторых, любая политическая партия устроена так, что там есть плюрализм мнений, и любые вопросы должны обсуждаться. Я системно выступал во «Фронте перемен» за то, чтобы русский язык имел статус государственного и ушел оттуда как раз потому, что было жесткое несогласие руководителей партии с той позицией, которую я занимал.
Поняв, что эти люди не являются моими единомышленниками, я написал заявление и вышел из партии, хотя достаточно долгое время пытался реализовать свое видение через эту политическую партию… Партия была новая, туда пришли абсолютно новые люди…
И да, действительно в конце 2011 года я вышел из партии окончательно, хотя на протяжении 2011 года у нас уже не было серьезных контактов с киевским руководством. Что же касается моих взглядов, то не секрет, что после этого я в Севастополе возглавлял движение «Украинский выбор», лидером которого являлся (и до сих пор является) Виктор Медведчук, и там были четко задекларированы цели на таможенный союз с Российской Федерацией.
Осенью 2013 года нам удалось провести достаточно серьезные протестные акции совместно с Коммунистической партией Украины. Достаточно успешно мы провели и собственные акции, ряд публичных мероприятий, которые, с моей точки зрения, подтолкнули севастопольцев к правильному выбору. Мы постоянно держали этот вопрос на повестке дня.
— Нынешняя социально-экономическая ситуация в городе является сложной. В сравнении с 2014-м годом население Севастополя значительно выросло. Город фактически не справляется с таким обилием приезжих. Автомобильные пробки на севастопольских улицах сегодня напоминают московские. Кроме того, обилие приезжих не могло не сказаться и на росте преступности. Определенную обеспокоенность вызывает наличие большого количества мигрантов, в том числе, из Украины. Можно услышать голоса людей, требующих если не закрытия города, то хотя бы ограничений на въезд…
— Со времен Советского Союза многое изменилось, это нужно признать. К сожалению, город в том виде, в котором он есть сейчас, достался нам от Советского Союза. За 23 года нахождения в составе Украины в городе не было никаких инфраструктурных изменений, не было построено никаких новых дорог. И все, что есть сейчас, нам осталось от последних глобальных строительств, которые проводились в конце 1980-х годов.
Поэтому да, конечно, город на сегодняшний день задыхается. Да, конечно, в городе нужно проводить достаточно масштабную модернизацию, изменение всей инфраструктуры. Это касается не только дорог, но и сетей. При этом говорить о том, что закрытие города спасет его от этих проблем, к сожалению, не приходится. Живем мы уже в XXI веке, военные вызовы изменились. На сегодняшний день изменилась и структура флота. Он уже не нуждается в том количестве надводных и подводных кораблей, которые были необходимы в XX веке. Понятно, что и военная доктрина сейчас будет меняться.
Поэтому закрытие города никакой положительной динамики не принесет. Оно не нужно ни для армии и флота, ни для горожан, потому что город должен жить нормальной экономической жизнью. В городе должно налаживаться производство, развиваться инфраструктура и так далее. Поэтому говорить о закрытии города бесперспективно, с моей точки зрения.
А вот то, что было бы правильно ограничить приезд мигрантов с Украины… Правительство Российской Федерации еще в 2014-м году это определило, прописав запрет на размещение беженцев в Севастополе и Республике Крым. Но, к сожалению, те люди, которые сегодня здесь проживают… беженцами их трудно назвать. Как правило, это очень обеспеченные люди, которые приехали к нам с Украины, имеют здесь недвижимость, автомобили. Но на законодательном уровне ограничить их право находиться здесь вряд ли возможно.
— Также встречается мнение, что статус отдельного субъекта, города федерального значения для Севастополя — слишком непосильная ноша, и это, в свою очередь, является едва ли не главной причиной всех насущных проблем. Мол, следует сделать город частью Республики Крым, и это будет способствовать эффективному решению многих насущных проблем. Имеет ли подобная точка зрения под собой реальные основания?
— Я категорический противник этой точки зрения. Особый статус у города был всегда. Я скажу так: в Севастополе федеральный статус дал возможность произвести определенные, на мой взгляд, эволюционные изменения в элитах города в 2014-м году, чего не произошло в Крыму.
Вот сегодня все говорят, что в Крыму освоение бюджетных средств идет лучше… да, может быть, деньги там тратятся лучше. Но есть ли результат? Крымчане ведь тоже результатов не видят, хотя средства осваиваются… У нас в вину ставится неосвоение бюджетных средств. Очень большие суммы постоянно возвращаются в бюджет Российской Федерации только потому, что некоторые чиновники не в состоянии организовать этот процесс.
Повторюсь, я категорический противник лишения Севастополя статуса. Севастополь был, есть и я надеюсь, что будет городом федерального значения. И это позволит реализовать те программы, которые начинают запускаться. Это и патриотическое воспитание молодежи, и экономическое развитие (например, создание технопарков). Во всяком случае, работа над этим уже начата.
— С 2014 года и до настоящего времени имеет место следующая тенденция: на руководящие должности в различных учреждениях Севастополя назначаются люди с материка, удельный вес севастопольцев в них весьма незначителен: говорят, что среди севастопольцев нет специалистов с надлежащей квалификацией и опытом работы в российском правовом поле.
— Разделим вопрос на несколько частей. Я последовательно выступал за выборность губернатора в Севастополе как раз потому, что понимал, что севастопольцы сами достойны определить, кто будет управлять городом. И мнение многих севастопольцев, с которыми я эту тему обсуждал, как раз в том, чтобы губернатором был именно севастополец — в силу понимания специфики города. К нам могут приезжать профессионалы — но эти люди не знают, что такое Севастополь, они не понимают его болевые точки. И многие проблемы связаны именно с этим.
На сегодняшний день даже если приезжают профессионалы, они не разбираются во многих вопросах специфики города, и это приводит к ряду достаточно серьезных конфликтов. Когда, например, возобновляются стройки, которые севастопольцам в украинский период с большим трудом удавалось останавливать. Или выделяются какие-то земли, которые для севастопольцев имеют определенное сакральное значение.
Действительно, у севастопольцев нет большого опыта в российском правовом поле, его нужно нарабатывать. В данной ситуации, на мой взгляд, было бы правильно создавать своеобразные симбиотичные «двойки», когда руководитель и заместитель – это специалист или профессионал с материка и порядочный человек, знающий Севастополь, из числа горожан. Такой состав руководства органов власти, на мой взгляд, был бы более правильным. Но такое предложение было особенно актуально в 2014-2015 годах. Сейчас 2016 год, мы все уже достаточно обвыклись в российском правовом поле, имеем определенный опыт.
— На ваш взгляд, почему этого не произошло?
— Мне сложно судить. Конечно, это в первую очередь позиция того человека, который тогда был назначен на руководящую должность губернатора Севастополя — это прямая задача органов исполнительной власти определять, кто в команде. На тот момент приоритет был отдан в пользу так называемой «новороссийской команды»…
— Как вы оцениваете деятельность врио губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова и его команды?
— Какие-то окончательные оценки делать еще рано. Но на сегодняшний день некоторые программы действительно начинают запускаться, строятся дороги. Хотя нужно признавать, что, конечно же, часть из этой работы была проделана предыдущим правительством. Но в настоящее время эти проекты закончены, и это очень важно. Основная претензия к предыдущему правительству была в том, что оно не доводило до конца свою работу. Есть положительные примеры в части ремонта дорог, запущены и реконструированы дороги через Молочную балку и возле авторынка. Конечно, есть вопросы к самим проектам, к качеству работ, но, в большей части, можно отметить, что желание работать у нового правительства есть. По разным направлениям у них разные результаты. Хуже ситуация с ЖКХ, но это у нас традиционная проблема. Севастополь пока не ушел далеко вперед в этом вопросе.
— Прокомментируйте, пожалуйста, ваше отношение к конфликтной ситуации с байк-клубом «Ночные волки» в связи с открытием в окрестностях Севастополя парка «Патриот»…
— Напомню, в 2014-м году «Ночные волки» получили 270 гектаров земли, которые, с моей точки зрения, им просто не нужны. Для реализации проекта, который они реализуют (проведение байк-шоу – авт.), было достаточно значительно меньшего количества земли. Я не понимаю, зачем они держатся за столь объемный кусок.
При этом изначально конфликт возник как раз из-за непонимания, зачем нужно 270 гектаров. Если бы «Ночные волки» в свое время попросили у города нужное им количество земли, я не думаю, что конфликт бы возник. Но ими была занята позиция, что они «заберут все», любыми путями, и этот конфликт постоянно поддерживался и разжигался по неизвестным мне причинам.
Сейчас в этот вопрос вмешалось Министерство обороны РФ, встал вопрос о создании парка «Патриот». Я знаю, уже подписана «дорожная карта» между губернатором, Законодательным собранием, представителями Минобороны и «Ночных волков», однако реальной рабочей концепции для него до сих пор не представлено.
Поэтому, если мы говорим конкретно о проекте «Ночных волков» — байк-шоу – то это мероприятие проводится довольно давно и могло бы проводится и дальше. Но с какой целью изымать у Севастополя столько земли? Тем более, земли с большими ограничениями. На этой территории произрастают редкие краснокнижные растения. Там находится несколько объектов охраны культурного наследия. Там находится водоем, который в критической ситуации 2014 года стал запасным водохранилищем, и ему нужно придавать статус водохранилища.
http://c-eho.info/
|