Режиссёр Антон Яковлев известен, как мастер театра психологического. Его постановки неизменно отличает глубина проникновения в самую суть произведений, казавшихся как будто хорошо известными публике. Толстой, Достоевский, Чехов - всё это классика, выдержавшая немало сценических и кинематографический прочтений. Однако, Яковлеву удаётся открыть её зрителю заново, открыть духовные смыслы, которые прежде оставались без должного внимания, преодолеть привычные рамки поверхностных интерпретаций. Многие современные постановщики в желании "освежить" классические произведения акцентируют внимание на внешнем, на т.н. "фокусах", призванных считаться режиссёрским "видением". Антон Яковлев, напротив, обращается к душе. Он не дополняет авторов, но раскрывает их самих зрителю, раскрывает всю остроту написанного ими - для каждого из нас. Именно поэтому его спектакли дают столь обильную пищу и для ума, и для души.
1 марта на сцене Малого театра состоялась премьера новой постановки режиссёра.
"Шекспировский «Король Лир» стал первой премьерой на обновленной исторической сцене Малого театра – она открылась совсем недавно после длительной реконструкции. Пытаясь отойти от легендарной постановки Леонида Хейфеца 1979 года, молодой режиссер Антон Яковлев рискнул показать Лира грубым и вызывающим. Роль короля доверил Борису Невзорову. Язык спектакля далёк от классического перевода Пастернака, предпочтение отдали версии Осии Сороки, более близкой к стилистике шекспировского оригинала. Репортаж Ирины Разумовской.
Первая премьера на отреставрированной исторической сцене Малого театра задумана очень масштабной. В спектакле «Король Лир» задействована вся глубина сцены и кулис, и играют здесь около 30 человек.
Многие ведущие артисты театра и студенты Щепкинского училища, которые здесь представляют армию Лира, оказываются в пространстве скорее притчевом, вневременном. Аутентичная музыка волынки и шаманского бубна, есть даже звуковые театральные старинные машины – они издают звуки грома, молнии и дождя.", - сообщают "Новости Культуры".
Сам Антон Яковлев в интервью "Вечерней Москве" рассказывает он новом спектакле следующее: "Художественный руководитель Малого театра Юрий Мефодиевич Соломин предложил мне поставить спектакль "Король Лир" с Борисом Невзоровым в главной роли. На мой взгляд, это одна из самых сложных пьес Шекспира. Для разбора, для осмысления. Трагическая история человека, испорченного, избалованного властью, и в один момент эту власть потерявший. Лир – одновременно и трагический клоун, и режиссер своего собственного «театра», в который он заигрывается, окунается с головой и уже абсолютно не хочет, да и не может воспринимать новую реальность происходящего вокруг. И, несмотря на все страшные события, практически до конца не признает своих главных, принципиальных ошибок. И сегодня я тоже вижу параллельную реальность, прорастающую сквозь нас, некое «зазеркалье», которое люди искусственно создают вокруг себя, в котором они прячутся от реальной жизни, уходят от ответственности за происходящее вокруг. И в этом несомненная актуальность пьесы на все времена.
Известно, что Малый – театр классический, с определенными традициями, канонами. Сегодня – это уже редкость. Именно этим он отличается от множества других. Здесь нельзя перебарщивать с так называемым «современным» языком. В этом есть и свои сложности, но и свои преимущества. Как сделать спектакль-высказывание, современным как по форме, так и по содержанию, не имея возможности эксперимента. Это всегда хороший вызов.
Для меня самая интересная линия пьесы - Лира и Шута. Здесь Шут не просто «дурак» на службе у короля, здесь он - его другая, светлая половина, его сомнения, его совесть. В определенный момент и сам Лир становится в каком-то смысле Шутом, пытаясь критически смотреть и на реальность, и на себя. В пьесе ближе к финалу у прозревающего Лира есть гениальная фраза – «О том мы плачем, что пришли на сцену Всемирного театра дураков». Именно это для меня - главная тема этой трагедии. Тема познания, которая, тем не менее, увы, не дает надежды на исправление, изменение сути человека, присущего ему гена самоистребления. Мне кажется, что история ничему никого не учит, и человечество повторяет ошибки снова и снова, по кругу, лишь придумывая новые способы уничтожения себя и друг друга.
Как ни странно, Король Лир напоминает мне во многом русский характер. С одной стороны, нараспашку щедрый, готовый все отдать, и, по своему, страстно желающий добра, но в своем понимании сути жизни… А с другой стороны, часто навязывающий это добро силой, разрушительный в своем беспредельном гневе, сжигающий и себя, и все вокруг…
Эта искренняя двойственность скорее свойственна русской сути, чем рассудительности англо-сакса, но именно это и позволяет в итоге все же сопереживать этому трагическому, заблудшему персонажу, самому создавшему весь тот ад, что вокруг него.
В нашем спектакле замечательные декорации, созданные Мариной Рыбасовой. Основа здесь - это башни, когда-то приспособленные для войны, осады, теперь – для жизни, быта, даже театральных подмостков. Тлеющие островки войны, будто готовые в любой момент снова вернуться в бой. Костюмы Оксаны Ярмольник тоже здорово соответствуют притчевой основе этой истории – они вне времени и сочетают в себе признаки разных эпох."
"Лир Невзорова – необычный: энергичный, темпераментный и мощный, - отмечают "Новости Культуры".
«Когда я смотрю в его глаза, когда у нас двойная сцена, я вижу эту боль, я заряжаюсь от него, мне становится его жалко, себя жалко, всех», – признаётся актриса Ольга Плешкова.
Ещё один яркий образ в спектакле – шут в исполнении Глеба Подгородинского. Утрируя и иронизируя над всем происходящим в этом мире, он тем самым подчеркивает его саморазрушающую энергию.
«Про шута известно очень многое – есть тонны литературы на эту тему и диссертаций о взаимоотношении короля и шута, и мы, конечно, всё это изучали, смотрели и искали. Спектакль должен показать, что такое шут и шут для короля», – отмечает заслуженный артист России Глеб Подгородинский.
Одежды кожаные и меховые, из плотного и томного сукна. Старая Англия здесь показана совсем не доброй. Доминирует лишь цвет крови – стильно сочетаясь с алым занавесом и убранством обновленной исторической сцены Малого".
Редакция "Русской Стратегии" поздравляет А.Ю. Яковлева с премьерой и желает новому спектаклю долгой жизни и благодарных, понимающих зрителей!
|