Стоя в бесконечной московской пробке, заслуженный художник России Константин Мирошник вспоминает Крым. Далекий, послевоенный, в котором никогда не был, но который хорошо помнит по рассказам своего деда Петра. Дед Петро часто вспоминал, как опомнившись от войны, симферопольцы ехали к морю. Машины выстраивались в долгую колонну от узкого моста в районе вокзала до самой Евпатории. Для родившегося в Симферополе Константина Мирошника воспоминания деда наполнены дыханием новой жизни. Глядя на московский светофор, он представляет Пушкинскую, пестрящую яркими платьями девушек, среди которых непременно есть его мама. И тогда унынье столичного марта сменяется радостью летнего Крыма. Константин начинает отсчет до зеленого сигнала в сторону родного края, встречи с которым ждет с момента прощания в далеком 1991 году...
Уехать, чтобы вернуться
Переехать в Москву Константина Мирошника побудило желание учиться в Академии Ильи Глазунова. Проводить его на вокзал пришли родители, друзья и первый учитель живописи – Алексей Горохов. Ни будущий студент, ни близкие ему люди не знали, что прощаются со всем, что было так хорошо знакомо не один десяток лет. Через месяц рухнул Советский Союз, и Крым оказался отделенным от большой страны чужой межой. У Константина Мирошника не было другого шанса стать учеником Ильи Глазунова.
- Два десятка лет нет моего первого учителя Алексея Горохова, а я до сих пор помню, как он сказал тогда, в девяносто первом, на перроне: «Если ты поступишь в академию, это будет большое чудо». – улыбается Константин. - А потом, уже в Академии, Илья Глазунов в деталях выяснял, как под руководством первого учителя я копировал в Симферопольском художественном музее «Миндаль в цвету» Крачковского.
"Дядя Вася"
В случае с Константином можно сказать, что судьба передала его из одних замечательных рук в другие. Учеба в академии вихрем ворвалась в жизнь симферопольского парня с Красной горки, окончившего школу №20. Люди, встречи, знакомства – именно в академии Константин познакомился со своей женой – Натальей Кургузовой-Мирошник. Для начала молодые люди решили вместе писать картины. А когда настало время прощаться с уютным общежитием, без копейки в карманах, но с сотней картин в совместном фонде Константин и Наталья переехали в комнатушку при детском садике, куда устроились работать сторожами.
- Илья Сергеевич не разрешал студентам работать, - рассказывает Константин Мирошник. - Мы должны были только учиться, а дальше – кто выплывет, тот и молодец. Так говорил нам учитель, не делая исключений из своего правила.
"Малютка"
Утро Моне
Продвигать свое искусство и пробиваться в жизни молодые художники решили в Москве. Многие однокурсники Константина и Натальи уехали в родные края, не желая покорять столицу.
- Ребята, которые после учебы уехали домой, не потерялись, - радуется за однокурсников Константин, - Многие из них посвятили себя обучению молодых и талантливых учеников, многие занялись росписью церквей и храмов.
Что же касается Константина, то однажды в его жизни наступило необычное утро. Первым его увидел друг Кости – известный на весь Советский Союз музыкант – Александр Барыкин. Костя и Александр познакомились на творческой тусовке и сразу сдружились. Именно Александр Барыкин помог организовать триумфальную выставку картин Константина и Натальи в Самаре, с которой началось всеобщее признание художников. Он же усовершенствовал умение Константина играть на гитаре и петь, а однажды, взглянув в окно, увидел утро в стиле Моне. Именно так Константин Мирошник назвал свою музыкальную группу, в составе которой является не только вокалистом, но и автором песен. Одна из самых проникновенных песен «Утра Моне» посвящена памяти друга - Александра Барыкина, слишком рано ушедшего из жизни.
"Сыночек"
- Московская суета для нас с Наташей стала серьезным испытанием, - вспоминает Константин Мирошник. - Мы не сдались, но каждый год неизменно приезжали в Крым. Для подзарядки батареек. Приезжаем и сейчас вместе с сыном и дочерью и живем целое лето в Феодосии, в своей крымской квартире, где пишем картины, слушаем музыку и радуемся морю и солнцу.
Не известно, какой бы стала дорога к дому для нашего земляка, если бы не верный друг – Александр Барыкин и выставка работ в Самаре. Это после нее московские события стали разворачиваться успешно, и Константин с Натальей смогли купить свою первую квартиру в славном городе Люберцы. Скитаньям по чужим углам был положен конец.
Человек из Симферополя
Константин Мирошник не любит говорить о своих заслугах и наградах. Его можно встретить в студиях самых популярных телепрограмм, увидеть в компании самых известных людей. Времена, когда группа «Утро Моне» нуждалась в рекламе, а картины супругов Мирошник – в продвижении прошли. Парень из Симферополя стал известным человеком в столичной богеме. Но это никак не отразилось на связи Константина с Крымом. Семья Мирошников не собирается менять лето в Феодосии на лето в Риме или Мадриде.
Константин Мирошник и Наталия Кургузова-Мирошник, автопортрет
- Когда я преподавал живопись и рисунок в Штатах, в одном из очень уважаемых университетов Бостона, понял, что такое ностальгия, - признается Константин Мирошник. - Я встречался в Америке с бывшими нашими людьми, слушал их рассказы, и в душе все переворачивалось. Именно там, за океаном, я понял смысл слов «Самое синее в мире Черное море».
Крым, Симферополь и затерянная на его карте маленькая улочка – Красная, никогда не стираются для Константина образами дальних стран. Совершенно необъяснимым образом художник, который не расстается с карандашом и блокнотом, теряет вдохновенье вдали от родных берегов. Константин рассказывает, как прожил три месяца в хорватском городе Пула на Средиземном море и ничего не написал. Унылый туристический пейзаж с чужими рассветами и закатами – таким увидел он заграничный курорт. Не легче продвигалась работа в Нью- Йорке, Гонконге, Китае и Макао. Константин говорит, что, буквально, заставлял себя писать пейзажи и портреты. То, что не находит отклика в душе, приходится двигать силой. Судьба подарила Константину Мирошнику не только искру таланта, но и мудрость оставаться самим собой. Этот человек никогда и нигде не старается предстать московской знаменитостью, достучаться до которой сложней, чем до небес. В заграничных поездах, встречая новых для себя людей, Константин Мирошник представляется так: «Художник из России, живу в Москве, но корни мои – в Крыму».
Кнопка «счастье»
Есть в Константине Мирошнике нечто такое, чего нет в большинстве других людей. Наш общий друг – крымский журналист Алексей Васильев - говорит, что Костя искрится, как шампанское в бокале. В чем секрет, и где находится «кнопка» счастья у этого необычного человека, догадаться не сложно. Будучи человеком взрослым, Константин Мирошник сумел остаться впечатлительным и открытым всему новому ребенком. Он не признает штампов и дресс-кодов, но умеет видеть красоту даже в серой автомобильной пробке на автостраде в Москве.
"Куда уходит детство..."
- Красота – она бесконечна, и есть везде и в любое время, - уверен Константин Мирошник. - Я вижу ее, когда смотрю на свою маму в симферопольском дворе, и вижу усталые глаза на знакомом лице и лепестки цветов на ситцевом халате.
Запечатлеть красоту, остановить ее на холсте: в портрете, пейзаже или натюрморте – это самая важная задача для художника. Выполняя ее, Константин Мирошник становится счастливым сам и дарит свое счастье людям.
Ольга Новицкая, фото Алексея Васильева |