Фото: Владимир Романов / krassever.ru
Три миллиарда рублей потратит государство на развитие сельских домов культуры. Об этом сообщил на прошлой неделе на омском форуме «Культура – национальный приоритет» премьер-министр России Дмитрий Медведев. Задача не только в строительстве сельских клубов или реконструкции прежних, но и в том, чтобы вдохнуть в них новую жизнь и наделить новыми общественными функциями, которых требует время. Корреспондент «Русского мира» расспросил руководителей сельских ДК, каким они видят деревенский клуб будущего.
Окно в мир
По словам Дмитрия Медведева, выделенные средства
будут потрачены на строительство сотни новых домов культуры на селе, кроме того, двести ДК будут отремонтированы и получат новое оборудование. В частности, компьютеры с выходом в Интернет. Кроме того, при муниципальных культурных центрах появятся автоклубы, которые будут находиться в непрерывных гастролях по деревням и селам. После реализации этих планов программу не планируют останавливать, а объём средств может даже вырасти.
Споры о будущем сельских клубов и прочей культурной инфраструктуры в глубинке активно ведутся в последние годы. В какой-то степени их спровоцировала появившаяся в разных регионах России мода на переезд из городов в деревню. Избалованные городскими возможностями переселенцы не желают мириться с покосившейся холодной избой с полустёршейся вывеской, в которой раз в неделю устраивают танцы «под радиолу». И пытаются влиять на ситуацию.
И зачастую спор перерастает в обсуждение вопроса о том, каким должен быть современный сельский дом культуры. Вопрос остаётся риторическим. В советские времена сельские ДК были призваны если не стереть, то уменьшить различие города и деревни. Там показывали фильмы и концерты, которые колхозникам негде было посмотреть, и читали лекции, в том числе научные, которые, опять-таки, деревенским негде было услышать. В современной ситуации, когда спутниковые телеантенны и быстрый Интернет добрались до самых отдалённых уголков страны, обгоняя подчас газификацию, фильмом или рассказом об освоении космоса селянина не удивишь.
Какую же функцию в таком случае должен (и может) нести сельский клуб сегодня? Некоторые убеждены в том, что ДК нужно напичкать чипами и пикселями, транслировать театральные постановки или открыть интернет-филиалы ведущих музеев России и мира – в городах, крупных и поменьше, такие отделения, дающие возможность видеть новые и постоянные экспозиции в высоком качестве, пользуются большим спросом. Другие уверены, что сельский дом культуры не должен существенно меняться, дабы остаться в нашу электронную эпоху оазисом подлинной народной культуры и живого общения. С кружками рукоделия, авиамоделирования и фольклорными ансамблями.
Третьи считают, что сельский дом культуры может привлечь людей, если будет предлагать широкий спектр услуг. В прошлом году было объявлено о разработке типового проекта сельского ДК с библиотекой, зрительным залом, а также залами для занятий хореографией и гимнастикой.
Из деревни – в Англию
Подобные дома культуры в России уже существуют, но типовыми их не назовешь. Разбирая, отчего ДК в одном посёлке зачах, а в другом – превратился в комплекс и оброс «допуслугами», почти всегда натыкаешься на закономерность: клубы выжили и развиваются там, где сложился триумвират из понимающей местной власти, бизнеса и активного населения.
Концерт в Фёдоровском доме культуры. Фото: страничка ДК «Вконтакте»
Дом культуры деревни Фёдоровское, расположенной в Тосненском районе Ленинградской области, как раз из таких. Многие годы ДК занимает первые места в районных и областных конкурсах и смотрах. А директор Татьяна Изотова как заурядную новость сообщает: «На днях девочка из Фёдоровского, которая у нас занимается тхэквондо, вернулась из Англии с соревнований с золотой медалью. Две наших танцовщицы поступают в Санкт-Петербург на хореографическое отделение».
При доме культуры существуют народный танцевальный коллектив, ансамбль русской песни, оркестр народных инструментов, детская вокальная группа, театральная студия, студия изобразительного искусства, хореографический кружок, упомянутое тхэквондо и футбольная секция. «В наших кружках и секциях, а они все до одной бесплатные, занимаются около четырехсот детей, а всего в деревне Фёдоровское проживают три с половиной тысячи человек, – говорит Татьяна Изотова. – Многие не верят этой цифре. Спрашивают, у вас что, все дети Фёдоровского занимаются? Получается, что почти все. Знаете, от нашей деревни до Павловска ехать 10 минут, а до Санкт-Петербурга – полчаса. Некоторые дети туда в кружки ездят, но большинство ходят к нам. Близко и удобно, многие на несколько кружков ходят».
В здании, которые было капитально отремонтировано несколько лет назад, имеются зрительный зал и зал для тренировок, а рядом с ДК расположено футбольное поле.
«Каким должен быть современный сельский ДК? Во-первых, доступным и бесплатным, на детях зарабатывать нельзя, – говорит Татьяна Изотова. – Если ввести плату, возможности для детей не будут равными, а одной из главных функций домов культуры на селе я бы назвала выявление талантливых ребятишек и помощь в развитии их способностей. В городе возможностей несравнимо больше, и ребенок не останется незамеченным. А в деревне – запросто».
Коня на ходу остановит. И клуб восстановит
В старом советском фильме «Дело было в Пенькове» сельская молодёжь, которой надоело мёрзнуть в ветхом клубе, выстроила новый, работая по вечерам и в выходные. В карельском селе Берёзовка, в котором без малого 700 жителей, тоже «дело было», и оно продолжается до сих пор. Местная жительница Надежда Варлевская выкупила пустовавшее здание старого клуба и восстановила его силами своей семьи и с участием неравнодушных односельчан.
Надежда Варлевская. Фото: asi.org.ru
Она известна на всю Карелию, про неё снимают сюжеты и пишут статьи с обязательными цитатами из Некрасова – «есть женщины в русских селениях». Вместе с мужем Надежда Варлевская вырастили 11 детей, организовали семейную ферму, на которой все и работают. Днём дел полон рот, только поворачивайся, а вечером некуда выйти. Так и возникла идея с домом культуры.
«Это отняло много сил и средств, но результатом я довольна, – говорит Надежда. – Наш клуб объединил сельчан, стали вместе отмечать Новый год, Рождество и другие праздники. Мероприятия для детей и взрослых готовим, что называется, всем миром, люди сами вызываются. Как таковых работников в клубе нет, но оказалось, что в Берёзовке живёт много творческих людей».
По мнению Надежды Варлевской, сельские клубы необходимы современным жителям глубинки как место встреч представителей разных поколений для передачи местных традиций и мудрости. «В городе эта нить давно нарушена, люди съехались из разных мест и часто имени соседа не знают, – говорит она. – А в деревне живую преемственность ещё можно сохранить. Когда из уст в уста, из глаз в глаза передаётся. Я сама много раз видела: сидят бабушки и рассказывают молодым, где в молодости под гармошку плясали, где произошло то или иное событие из жизни села и о тех, кто жил в нём в прежние годы. И это раскрывает посёлок с новой стороны и порождает ту самую любовь к малой родине, без которой никакое развитие глубинки невозможно».
В селе Кай Кировской области «завклубом» сам Феликс Дзержинский. В Кае одна достопримечательность – музей «железного Феликса», расположенный в доме, где он отбывал ссылку. И откуда убежал, несмотря на дремучие леса, окружающие село. Современное население Кая, в котором живёт менее двухсот человек, пошло другим путем – вышло с инициативой к местным властям и депутатам реконструировать музей Дзержинского, дабы придать импульс развитию села. Инициативу поддержали, и в сентябре в Кае откроется настоящий культурно-исторический центр (к музейной избе пристроили новое большое здание) с экспозицией об истории села и окрестностей. «Мы ждём интереса от туристов, а для местных жителей работают кружки по интересам, – рассказала нам хранитель музея Дзержинского Татьяна Копчикова. – Дети изучают историю и культурные традиции нашего края, а взрослые собираются для бесед на различные темы».
Чего хочет молодёжь?
Блогер из Белгорода Михаил Койнов не занимает государственных и муниципальных должностей, не состоит в общественных объединениях и даже не является деревенским жителем. Но он много ездит по глубинке и общается с людьми. Его статья о современных сельских клубах писалась им как комментарий к проекту возрождения сельских ДК. И породила обсуждение в обществе. Да такое, что Михаила пригласили представить свои инициативы перед экспертной комиссией администрации Белгородской области. В своём обращении блогер попытался посмотреть на развитие сельских клубов глазами молодёжи.
Сельский клуб в Белгородской области. Фото М. Койнова
«В сельских клубах дискотеки не нужны, кинопоказы тоже отметаем, это атавизм, – считает он. – Остаётся вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) – место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер. Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодёжной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке. В зале клуба разместятся кресла с журнальными столиками между ними. Здесь компания может поиграть в настольные игры, почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука. Я пересказываю всё то, чем молодёжь занимается в городских заведениях подобного формата».
Так вот она, наверное, искомая смычка города и деревни. Ведь от сельских домов культуры ждали и, наверное, всегда будут ждать выхода в большой мир.