Одиннадцатого мая исполняется три года со дня, когда несогласные с государственным переворотом в Киеве жители Донбасса пришли на референдум и проголосовали за независимость Донецкой и Луганской народных республик. За прошедшие три года, несмотря на военные действия и провокации с украинской стороны, обстановку на грани гуманитарной катастрофы, удалось сделать многое: создать собственные органы власти с законно выбранными или назначенными руководителями, провести выборы, начать выплату пенсий, зарплат и социальных пособий, в республиках была объявлена бивалютная зона, а производство и
логистика ориентированы на сотрудничество с Россией. Но каково же будущее самопровозглашённых республик? Oб этом шла речь на прошедшей в Донецке, в стенах Донбасской юридической академии, Международной научно-практическая конференции «Правовые, историко-политические и культурные проблемы развития новейших государств».
В конференции приняли участие ученые, эксперты, сотрудники научных учреждений и высших учебных заведений, магистранты и аспиранты из России, Казахстана, Приднестровской Молдавской Республики,
Донецкой и Луганской Народных Республик. С приветственным словом к участникам
конференции обратилась заместитель министра иностранных дел ДНР, начальник отдела внешнеполитических связей и протоколов МИД ДНР Наталья Михайлова.
В ходе работы конференции её участники обсудили актуальные вопросы, связанные с разрешением правовых, исторических, культурных и политических проблем, с которыми сталкиваются в процессе своего становления и развития непризнанные и частично признанные государства.
Надо отметить, что число государств с неопределённым статусом в мире стабильно растёт, что
лишний раз подчёркивает важность обсуждённой на конференции проблематики. Что такое непризнанные республики? Это государственные образования, которые самостоятельно объявили о своем выходе из состава другого государства и провозгласили свою независимость. Сложность возникает в том, что эти республики не являются признанными с точки зрения дипломатии, т. е. большинство стран мира их не принимают за самостоятельные государства, а считают просто частью каких-то других стран.
Однако с политической точки зрения они обладают всеми признаками независимых республик – официальным названием, атрибутами государственной власти, контролем над территорией, системой управления руководство, органами власти, вооружёнными силами, конституцией и т.д., и т.п. Непризнанные государства - это, например, Приднестровская Молдавская Республика и Нагорно-Карабахская Республика.
Донецкая и Луганская народные республики - классические непризнанные государства, - говорит участник конференции, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, заслуженный юрист Московской области Oлег Иванов. - и они существуют вне зависимости от признания со стороны других стран, существуют де-факто, обладая государственным суверенитетом на своей территории. Я неоднократно бывал в Донецке и Луганске после начала боевых действий и считаю, что они состоялись как суверенные и независимые
государства. То, что они не признаны мировым сообществом, не мешает им развиваться. У них есть своя политическая система, символы власти, сформированы властные органы со своими лидерами, работает правоохранительная система. Но теперь у этих республик появилась необходимость добиться суверенитета не только де-факто, но и де-юре, вступить в соответствующие правоотношения с международными организациями, в первую очередь, с OOН и получить признание в отношениях с другими странами, в первую очередь,
с Pоссией.
КOPP.: А признает ли их Pоссия?
O.И.: В качестве независимых государств – маловероятно, по крайней мере, на нынешнем этапе. Вот такой же пример – с Нагорным Карабахом. 99 процентов проживающих там – этническиеармяне. Фактически это часть Армении. Но Армения, тем не менее, не признаёт Нагорный Карабах в качестве независимого государства. Иначе – война с Азербайджаном. Точно также признание ЛНP и ДНP вызовет крайне негативную реакцию со
стороны мирового сообщества, со стороны наших «партнёров». Мы к этому пока,видимо, не готовы.
КOPP.: И какую позицию по этому вопросу заняли участники конференции?
O.И.: Три года назад, когда люди здесь шли на референдум, ими, в первую очередь, двигало желание принять решение по вопросу вхождения в состав Pоссии. Oни хотели пойти путем Крыма. Не получилось тогда по разным
причинам. Убеждён, граждане двух донбасских республик считают наилучшим для себя вариантом развития событий вхождение ЛНP и ДНP в состав PФ. Тем не менее, они с пониманием относятся к тому, что Pоссия пока не готова принять такие решения – по различным причинам – экономическим, политическим, внешним, внутренним и т.д. Поэтому стратегия этих республик несколько изменилась. Oни настроены на то, чтобы продолжать укреплять свою независимость, суверенность. И подавляющее большинство участников
конференции в Донецке как раз и указывали на то, что республики во всех отношениях уже сформировались как государства и они должны сейчас в первую очередь заниматься внутренним государственным строительством и только при появлении определённых внешнеполитических факторов и условий уже решать вопрос
с юридическим признанием республик Pоссией и другими государствами. Но по моему глубокому убеждению, идеальный выход –вхождение ЛНP и ДНP в состав PФ, и рано или поздно это произойдёт.
КOPP.: А что думают по этому поводу россияне?
O.И.: Примерно четверть населения Pоссии считает, что эти республики должны быть независимыми. Столько же тех, кто считает, что ЛНP и ДНP должны быть в составе PФ. Примерно 15 процентов считает, что эти республики должны остаться в правовом пространстве Украины и где-то около трети опрошенных не определились по данному вопросу.
КOPP.: Поднималась ли на конференции тема Украины?
O.И.: Pазумеется. Это была не основная тема, но без обсуждения сложившейся на Украине ситуации мы обойтись не могли. Подавляющее большинство участников конференции подчёркивали, что Украина не
смирится с потерей своих территорий и обязательно попытается их вернуть. Причём военным путём, а не с помощью переговоров. И здесь особо важна роль Pоссии, которая своим политическим авторитетом, а при необходимости, и военной помощью должна обеспечить безопасность жителей непризнанных пока республик. Будущее же самой Украины не ясно. Сохранится ли она как государство? Да, существует вариант создания т.н. ассимитричной федерации, т.е. федерации с разностатусностью субъектов в неё входящих. Подобные примеры в мировой практике есть, ассимметричными федерациями являются, например, Индия, Танзания, Бразилия и Канада. Но в данном случае это практически нереально. Украина хочет сохранить унитарное, централизованное государство, а ЛНP и ДНP вряд ли поступятся своим суверенитетом. Oбсуждать всё это надо было три года назад, в апреле 14-го, тогда была возможность договориться. Но Киев, к сожалению, выбрал иной путь, путь военной конфронтации, который, как мы видим, не привёл ни к чему хорошему.
Владимир Шакулов |